Туристические предпочтения населения Земли: куда, когда, зачем, почем

04.02.2008
Просмотров: 1880

В 2007 году, по данным Всемирной туристической организацией /UNWTO/, число туристов в мире в увеличилось на 6,2 проц по сравнению с 2006 годом - до почти 900 миллионов человек.

С каждым годом в мире увеличивается число людей, выезжающих за границу. Еще полвека назад таких было не более 20 млн человек. А в 2007 году, по данным Всемирной туристической организацией /UNWTO/, число туристов в мире в увеличилось на 6,2 проц по сравнению с 2006 годом - до почти 900 миллионов человек. Иными словами, в прошлом году 52 млн человек отправились в дальнее путешествие за пределы своей страны. Ожидается, что к 2020 году это число вырастет до полутора миллиардов в год.

Куда едут? Большинство предпочитает стабильную и благополучную Европу, предлагающую гостям весь спектр развлечений. Любители познавательного туризма могут вполне безопасно ездить из города в город, к услугам поклонников пляжного отдыха – курорты на любой вкус и кошелек. Дискотеки, музеи, магазины – в общем, все, что душе угодно, правда, недешево, однако это не останавливает туристов. В прошлом году в Европе провели отпуска и каникулы более половины всех путешественников - 480 миллионов человек, что почти на 20 миллионов больше, чем в 2006 году. Лидерами по росту привлекательности для туристов в Европе были Турция /которую авторы исследования почему-то относят к европейскому региону/, Греция, Португалия, Италия и Швейцария.

А лидером по темпам роста стал Ближний Восток: рост турпотока составил 13 проц, несмотря на политическую нестабильность в этом регионе. Общее число туристов, посетивших Ближний Восток, составило в минувшем году 46 миллионов человек. Стоит отметить, что регион действительно может предложить туристам многое. Во-первых, это пляжный отдых в зимние месяцы, когда ни в Европе, ни, тем более, в России купаться невозможно. Во-вторых, замечательный шопинг: люди специально едут на распродажи, например, в Объединенные Арабские Эмираты, когда цены на многие товары падают сильнее, чем в Европе. В-третьих, познавательный туризм по историческим местам: Израиль, Иордания. Для того, чтобы побывать на "Святой земле", многие готовы пренебречь даже террористической опасностью. И, наконец, паломнические туры в Саудовскую Аравию, где сосредоточены основные мусульманские святыни. По-хорошему, сюда следовало бы отнести и Египет, который по ментальности скорее сходен с Ближним Востоком, нежели с Африкой. И туристы сюда едут со схожими целями: отдохнуть на море и, если получится, посмотреть древности.

Далее следует Азиатско-Тихоокеанский регион с ростом 10 проц и Африка – 8 проц. Новым лидером на туристическом рынке уверенно становится Китай, и, по прогнозам UNWTO, не позже 2008 года он станет одним из трех самых популярных государств у зарубежных путешественников. На 6 миллионов выросло число людей, посетивших страны Северной Америки благодаря усилиям местных властей и падению доллара относительно с евро.

Лидерами по росту потока иностранных туристов стали в 2007 году Малайзия /20 проц/, Камбоджа / 19 проц/ и Турция /18 проц/. По словам Генерального секретаря организации Франческо Франжиалли, быстрый рост развивающихся государств подтверждает мнение UNWTO о большом туристическом потенциале "третьего мира". Да и сами они понимают, что это может быть стать хорошим источником дохода. Так, министерство культуры Индии уже составило список из 15 наиболее перспективных туристических направлений, где постарается обеспечить полную инфраструктуру, чтобы у туристов было желание вновь сюда вернуться. Помимо традиционных направлений, таких, как пляжный туризм в Гоа и посещение достопримечательностей в "Золотом треугольнике" Дели-Джайпур-Агра, набирают обороты специфические виды туризма: речной туризм, экотуризм и весьма экзотический вид отдыха - "чайный" туризм, включающий в себя проживание на чайных плантациях а Западной Бенгалии.

Достижению поставленных индийским министерством туризма целей будет способствовать такое новое направление, как "шопинг-туризм". В рамках этой программы в стране пройдут четыре международных ярмарки традиционных товаров и ремесел. Еще одна проблема страны – отсутствие средств передвижения для туристов. Понятно, что жители США и Европы, привыкшие к современному сервису, не хотят ездить на транспорте для индийцев – их отталкивает антисанитария, отсутствие удобств и чрезмерная скученность пассажиров. Для того, чтобы решить этот вопрос, власти страны запускают специальные "туристические" поезда. Уже функционирует четыре спецпоезда класса "люкс", и это, по уверениям чиновников, только начало.

Аналогичная ситуация с Китаем. Многие эксперты прогнозируют, что уже к концу 2008 г эта страна станет третьей по числу посещающих ее туристов. Сами же китайцы лелеют еще более амбициозные планы. Они хотят стать лидерами мировой туриндустрии и делают для этого немало. Страну приспосабливают к потребностям западных туристов, и уже есть немало маршрутов, где можно отдохнуть недорого и с комфортом. А для любителей шопинга Китай планирует создать зону свободной торговли на курортном острове Хайнань.

При этом, однако, развитые страны остаются главными центрами туризма. Франция, например, мечтает к 2020 г стать европейским лидером по доходам от этого бизнеса. Сейчас она ежегодно принимает больше туристов, чем какая-либо другая страна в мире, однако по доходам от туризма она находится только на третьем месте после США и Испании. Пока национальная программа, призванная исправить это упущение, находится в стадии разработки. Что ж, французам надо поторопиться – вездесущие китайцы не дремлют и того и гляди, заполучат и всех туристов, и все их деньги…

Россия, увы, не является магнитом для туристов всего мира, поэтому на фоне других стран наши доходы от этой индустрии минимальны. Едут в основном в Москву, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. Как заявил руководитель столичного комитета по туризму Григорий Антюфеев, в 2007 году Москву посетили более 4 млн иностранных туристов. По сравнению с 80 млн, посетивших в прошлом году Францию, это ничтожно мало, хотя чиновник констатирует рост на 7,5 проц по сравнению с прошлым годом. По его словам, власть делает для привлечения туристов немало – в городе появляются новые недорогие гостиницы, развивается транспортная инфраструктура. В целом же поток иностранцев, как заявляют российские туроператоры, в 2007 году снизился на 20-22 проц. Причины все те же – нехватка гостиниц, плохой сервис, сложности с получением визы… Так что либо вопросы привлечения иностранных туристов в Россию будут решаться на государственном уровне, либо мы вовсе потеряем этот рынок. Конечно, развивать его куда сложнее, чем экспортировать энергоресурсы, зато, в отличие от нефти и газа, интерес людей к поездкам по миру никогда не иссякнет.

Пока же мы можем предложить лишь совсем экзотические туры, рассчитанные скорее на любителей-экстремалов, нежели на широкую аудиторию. Например, глава Минпромэнерго Виктор Христенко считает перспективной организацию туристических поездок на Северный полюс на отечественных судах ледового класса. По его мнению, потребность в таком виде туризма будет расти, поэтому использовать для этого нашу морскую технику вполне возможно. Туристические поездки на Северный полюс уже существуют, однако они доступны /и интересны/ совсем немногим. Вместе с тем, В.Христенко считает, что бизнес с удовольствием будет вкладывать в это направление деньги, и в перспективе мы сможем стать едва ли не монополистами на этом рынке.

Впрочем, все эти амбициозные планы могут пойти прахом. В заявлении Всемирной туристической организации подчеркивается, что, несмотря на хорошие показатели минувшего года, в 2008 году темпы роста могут снизиться из-за нестабильности в мировой экономике и высоких цен на энергоресурсы. Действительно, если экономический кризис накроет планету – будет не до поездок. Ведь, по данным тех же социологов, в случае нехватки средств расходы на отдых люди сокращают в первую очередь.

Прайм - ТАСС

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.