Войти в реальный сектор

04.02.2008
Просмотров: 2230

Накопив необходимый капитал, нижегородский бизнес все активнее начинает идти в сферу производства. Чем руководствуются предприниматели, принимая решение о развитии индустриального направления?

Накопив необходимый капитал, нижегородский бизнес все активнее начинает идти в сферу производства. Чем руководствуются предприниматели, принимая решение о развитии индустриального направления? С какими трудностями сталкиваются на пути к запуску своего завода?
 
Судя по отчетам заседаний Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области, доля проектов по созданию малых производств от общего числа рассмотренных заявок в 2006 г. была чуть меньше 3,7%, в прошлом году - почти 4,5%. Доминирующее же число проектов связано со строительством жилой и коммерческой недвижимости, а также с организацией автомобильных стоянок. Между тем, реальный сектор экономики нашего региона демонстрирует количественный рост. По информации Нижегородстата, общее число предприятий, относящихся к виду деятельности «обрабатывающие производства», в период с 2005 г. по сентябрь 2007 г. выросло примерно на 14%.
Директор управления инвестиционного кредитования Волго-Вятского банка Сбербанка России Александр Лезов, анализируя данные банка, отмечает, что наибольшая активность малого предпринимательства наблюдается в сферах торговли и услуг. Основными причинами такого выбора инвесторов являются меньшая фондоемкость по сравнению с производством, более простые технологии и короткие сроки окупаемости инвестиций. Случаи создания новых малых производственных комплексов встречаются, но чаще малый бизнес обращается за финансированием проектов, связанных с модернизацией или расширением уже действующих предприятий. Открытие же заводов «с нуля» с привлечением банковских ресурсов, как правило, инициируется субъектами среднего и крупного бизнеса. Среди наиболее распространенных причин неудачи проектов в Волго-Вятском банке Сбербанка России назвали неправильно сформированную стратегию, причем чаще всего это связано с выбором продукта производства, а также ошибки в определении рынков сбыта и технологий.
 
Что производить?
Выбор в пользу того или иного продукта или сферы производства зависит от многих факторов (объема инвестиций, степени конкуренции на рынке, наличия кадров, технологии и оборудования, периода окупаемости и т.д.), положительное и отрицательное влияние которых инвестор определяет для себя сам.
Как рассказал генеральный директор группы компании «Экоросс» Игорь Качалов, основным аргументом для открытия собственного завода по гранулированию отходов деревообработки и производству твердого биотоплива (пеллет) было наличие достаточной сырьевой базы в регионе. «В Нижегородской области работает большое число лесоперерабатывающих предприятий, и проблема утилизации производственных отходов в данной сфере раньше стояла довольно остро, - говорит г-н Качалов. - Поэтому было принято решение реализовать проект, пожалуй, единственного прибыльного способа их переработки - гранулирования». По словам Игоря Качалова, в части окупаемости у данной технологии пока нет альтернатив, к тому же производственный проект «Экоросс» на 99% ориентирован на экспорт.
Помимо работы на зарубежные рынки, новое производство может добиться успеха, делая ставку на полное или частичное импортозамещение одного или целого ряда продуктов. Так, по словам генерального директора ООО «УкрРосХим» Дмитрия Осинина, в этом отношении отечественный химпром имеет на сегодняшний день массу перспективных направлений для развития. Речь идет не только о новых продуктах, но и о тех, выпуск которых в России был прекращен. «Например, раньше в Дзержинске выпускали поликарбонаты, которые используют в производстве автокомпонентов, медицинской аппаратуры и в электротехнической промышленности, - рассказывает Дмитрий Осинин. - Теперь же основная их масса поступает в Россию из Китая, Германии и Южной Кореи».
Кроме того, по мере реализации новых крупных промышленных проектов востребованными окажутся небольшие производства, способные выполнить заказы на изготовление разного рода деталей. Как сообщил первый вице-мэр Дзержинска Алексей Хилов, компания Liebher, только приступившая к строительству собственного завода по выпуску компонентов для строительной и авиационной техники, уже активно ищет контрагентов для производства комплектующих.
Между тем, судя по информации Отдела внешних связей Волго-Вятского банка Сбербанка России, наиболее популярная производственная отрасль, в которой активно реализуются проекты с участием заемных средств, - пищевая промышленность и, в частности, выпуск сельхозпродукции. В Сбербанке это объясняют государственным субсидированием процентной ставки по банковским кредитам. Кроме того, на инвестиционную привлекательность пищевой промышленности влияет рост цен на сельскохозяйственные товары. В остальных же отраслях - машиностроении, производстве пластмассовых изделий, легкой промышленности - активность капиталовложений субъектов малого бизнеса примерно одинакова. Так, по приблизительным подсчетам Отдела внешних связей, 16% инвестиционного портфеля Волго-Вятского банка Сбербанка России (по количеству предоставленных кредитов), сформированного при кредитовании малого бизнеса, приходится на сельское хозяйство, 7% - на выпуск продуктов питания, на химическое производство (вместе с выпуском изделий из пластмасс) и легкую промышленность - по 3%, а на машиностроение, металлообработку и приборостроение - 4%.
 
Где развернуться?
Одной из тенденций рынка индустриальной недвижимости служит активное освоение производственных площадок на Бору, в Дзержинске и Кстово. Цена земли и зданий здесь ниже, кроме того, есть рабочая сила и свободные электрические мощности. Руководитель отдела индустриальной недвижимости ГК «Триумф» Вадим Новиков сообщил, что, несмотря на активные действия муниципалитетов и областной власти по формированию новых земельных участков для производственных нужд (в основном с целью сдачи их в аренду) пока на рынке преобладают вторичные продажи. Стоимость ликвидных объектов за последнее время выросла примерно на 50% и колеблется в пределах 5-25 тыс. руб. за кв. м. При этом в 90% случаев объекты недвижимости к продаже не готовы из-за отсутствия всех необходимых документов или по причине несоответствия действительности указанной в них информации.
«Мы в большей степени заинтересованы, чтобы инвестиции направлялись в старые производственные здания, хотя это, зачастую, обходится инвестору намного дороже, - говорит директор управления инвестиционной политики, внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации Дзержинска Геннадий Виноградов. - За два последних года большинство таких объектов было освоено, а оставшиеся свободные «коричневые» площадки* находятся в плохом состоянии и требуют полной реконструкции». Он также сообщил, что под перспективное промышленное строительство на территории этого муниципального образования было выделено порядка 1,7 тыс. га, почти треть из которых инвесторы уже заняли. Впрочем, как рассказали в региональном правительстве, при появлении стратегического инвестора, заинтересованного в освоении какой-либо площадки, Инвестсовет вправе рассмотреть возможность ее подготовки, т.е. формирования границ, постановки на кадастровый учет и подведения за счет областного бюджета инженерных коммуникаций.
По оценке Дмитрия Осинина, качество имеющихся сегодня в области свободных территорий в основном низкое: отсутствуют подъездные пути и инженерная инфраструктура. «Объем недвижимости, подходящей для тех или иных производств, тает преимущественно благодаря деятельности Инвестсовета при губернаторе, который уже два года одобряет по несколько проектов в неделю, а инвесторы, естественно, стремятся получить лучшие из предлагаемых площадей», - заключает г-н Осинин. Директор ООО «Новые промышленные технологии» Борис Козин рассказал, что предприятие искало производственное здание в Нижнем Новгороде в течение двух лет и, не найдя подходящего (в основном из-за высокой стоимости и неудобного расположения), в итоге разместилось на Бору.
Освоению доставшейся недвижимости часто препятствуют различные «подводные камни». Например, руководитель одного из предприятий рассказал, что после приобретения производственного помещения, построенного еще в советские времена, выяснилось, что начинать работу в нем нельзя, так как оно расположено в водоохранной зоне. В итоге за разрешение пришлось «платить». Другая компания после одобрения своего проекта Инвестсоветом не может приступить к возведению завода на полученной земле из-за разбирательств с самовольными застройщиками. Кроме того, предприниматели указывают на сложности при подключении новых производств к электросетям, а также при получении различных разрешений и согласований.
 
Незапланированные издержки
Процесс оформления необходимых для начала работы документов - пожалуй, единственный во всей процедуре открытия производства, который не поддается какому-либо просчету или планированию: он может пройти быстро и безболезненно или растянуться в лучшем случае на несколько месяцев. Здесь многое зависит от характера производства и настойчивости инвестора.
Однако, по признанию одного из наших собеседников, если при организации промышленного предприятия все делать согласно букве закона, деньги в эту сферу лучше не вкладывать, так как соответствовать всем требованиям, предъявляемым согласующими и контролирующими инстанциями, сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. «Очень часто они выдают оторванные от действительности и заведомо нереализуемые предписания», - говорит предприниматель. В качестве примера он рассказал о требовании Роспотребнадзора установить на заводе 8 душевых кабин. Пришлось объяснять, что на предприятии работает чуть больше 30 человек и в приобретенном производственном здании уже есть 4 кабины. Их число устроило чиновников, и предписание было снято. Наш собеседник добавил, что, открыв производство несколько лет назад, некоторые вопросы с согласующими инстанциями остаются в работе до сих пор.
Руководитель другого предприятия рассказал о своем опыте взаимодействия с пожарными. Служба пожарного надзора обязала компанию выкопать водоем с бетонным подъездом для спецтехники, хотя такой же водоем находится всего лишь в 200 м от их объекта.
«При урегулировании нестыковок большую роль играет личное общение с руководством госструктур, когда можно рассказать о реальном положении дел, - считает Игорь Качалов. - В целом же решение проблем при взаимодействии с ними проходит в рабочем порядке, только сбор и заверка документов требуют много времени». Он добавил, что аналогичная ситуация повторяется при выкупе земли: предприятию потребовался год для оформления всех необходимых бумаг. Столько же времени ушло, например, у компании «Новые промышленные технологии» на переподключение приобретенной площадки к электрическим мощностям. По словам Дмитрия Осинина, дополнительные сложности возникают из-за довольно частого изменения требований инстанций, которые не всегда можно отследить. Кроме того, он рассказал, что при организации некоторых видов химического производства проект должен пройти государственную экспертизу, а ближайшие организации, имеющие право выдавать заключения по таким проектам, находятся в Москве и Казани.
Таким образом, доведение производственной площадки до соответствия всем регламентам может обернуться существенными дополнительными издержками для предприятия еще до начала его работы. В свою очередь, наладка выпуска продукции, судя по опыту наших героев, также может обернуться незапланированными расходами.
Например, компании «Экоросс» в процессе подготовки к выпуску пеллет пришлось самостоятельно дорабатывать приобретенные технологию и оборудование, так как они не обеспечивали необходимую производительность. «Чтобы довести линию до нужных нам характеристик, пришлось закупать новые узлы и агрегаты, самостоятельно настраивать их синхронную работу, - рассказывает генеральный директор компании. - В общей сложности на это ушло около года и потребовались дополнительные инвестиции, равные тем, что были направлены на покупку первой линии. В результате, период окупаемости проекта превысил средний для этой сферы срок в 2 года как минимум еще на 1 год». При этом Игорь Качалов считает большой удачей приход на производство талантливого инженера, которому удалось найти подходящее техническое решение, несмотря на то, что в стране ни одно учебное заведение не готовит специалистов по гранулированию древесной стружки.
 
Привлечь на производство
Если при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования предприятие может рассчитывать на консультации кредиторов и лизинговых компаний, то там, где приходится решать технологические задачи, налаживать выпуск, обеспечивать качество производимого продукта заводам приходится опираться только на собственных сотрудников.
Так, начиная производство гнутых металлических профилей, компания «Новые промышленные технологии» использовала часть оборудования, спроектированного и изготовленного силами своих инженеров. «Найти квалифицированных технических специалистов и рабочих было сложно, - вспоминает Борис Козин. - Кроме того, с переносом основного производства на Бор мы снова столкнулись с этой проблемой». В результате из Нижнего на борскую площадку была переведена часть сотрудников, которые добираются до места работы либо на личных машинах, либо на заводском микроавтобусе. Но основную долю персонала все же удалось набрать из числа местных жителей.
Многие наши собеседники сетуют на дефицит инженеров и технологов, а также специалистов рабочего профиля - электриков, слесарей, аппаратчиков, инструменталистов. При открытии производств в районах области данная проблема усугубляется вредными пристрастиями линейного персонала.
Чтобы обеспечить производство нужными сотрудниками, предприятия часто самостоятельно занимаются их подготовкой, некоторые привлекают перспективную молодежь из университетов и училищ либо переманивают специалистов из других компаний. При этом, как отмечает директор кадрового агентства «Профи» Любовь Майорова, чтобы увести с другого предприятия высококлассного инженера или рабочего, необходимо предложить ему зарплату примерно на 20% выше прежней и далее продолжать материально стимулировать его, иначе ценный сотрудник снова решит сменить работодателя на того, кто предложит еще большую оплату. Однако данная мера, в конце концов, может привести к тому, что содержать специалиста просто станет невыгодно. Поэтому, по мнению г-жи Майоровой, в качестве дополнительных способов привлечения и удержания кадров служат моральные поощрения, аналогичные тем, что существовали на советских предприятиях.
Кадровые проблемы на производстве усиливает то обстоятельство, что значительная часть квалифицированных инженеров и технологов находится в преклонном возрасте, и подвигнуть их к смене места работы, тем более к активному участию в развитии нового производства, довольно сложно. В привлечении же молодежи, по словам директора компании «Профи», российские предприятия значительно проигрывают открывающимся заводам зарубежных компаний. Во-первых, иностранные производства более экономичны, что позволяет устанавливать большую зарплату, во-вторых, молодые люди хотят работать на высокотехнологичном оборудовании и в чистых производственных цехах. К тому же имеющиеся в таких компаниях отлаженные методы обучения позволяют самостоятельно подготовить сотрудника в течение 2 месяцев.
Одним из путей решения кадровой проблемы производственных предприятий служит привлечение трудовых ресурсов из других регионов России и стран СНГ. Возрождение же престижа рабочих профессий, особенно среди молодежи, будет связано с качественными изменениями самих производств.
 
* - «Коричневые» площадки - производственные помещения (цехи, склады, административно-бытовые корпуса и др.), которые собственник готов предложить инвестору на условиях аренды или купли-продажи для ведения производственной или коммерческой деятельности.
 
В каком климате работаем?
Среда для развития малых производств в нашей области еще далека от совершенства. Заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Виктор Зеленкевич рассказал о некоторых действующих на территории региона мерах по поддержке этого сектора, а также о проблемах, которые пока не решены.
 
- Виктор Васильевич, как вы оцениваете инвестиционную привлекательность реального сектора экономики региона в плане открытия малых производств?
- Сегодня объем инвестиций, направляемых в реальный сектор, все еще значительно отстает от вложений в развитие торговли и сферы услуг, и доля промышленности в отраслевой структуре малых предприятий области более чем в 3 раза уступает торговле и общепиту.
Между тем, инфраструктура поддержки данной сферы в нашем регионе формируется. Например, в рамках Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 гг. предусмотрены финансово-кредитные и инвестиционные меры, которые дают возможность получить льготный кредит путем компенсации части процентной ставки из бюджетных средств. За период с 2006 г. по октябрь 2007 г. на эти цели было направлено более 28 млн руб. И все большее число обращений за такого рода поддержкой приходится на производственные проекты. Также во многих районах области открыты дома малого бизнеса, которых сейчас уже около 30, создан бизнес-инкубатор в Нижнем Новгороде, где предприниматели могут получить консультации по организационным вопросам.
Одним из последних важных решений, направленных на создание благоприятных условий для развития современных производств, стало принятие в октябре 2007 г. изменений в областной закон о налоге на имущество организаций. Они дают право предприятиям, занятым в сфере обрабатывающих производств, при модернизации основных фондов в течение первого года после введения их в эксплуатацию не платить налог на имущество, а в течение двух последующих лет его ставка составит 0,55% и 1,1% соответственно. Данные изменения вступили в силу 1 января этого года и будут действовать до 31 декабря 2010 г.
- Какие факторы, по вашему мнению, препятствуют открытию новых предприятий?
- Существует несколько десятков организаций, осуществляющих контроль за ведением бизнеса. Естественно, такие условия не могут способствовать его развитию, поэтому число контролирующих организаций должно быть уменьшено. Некоторые подвижки происходят: федеральным правительством несколько сокращен список сфер деятельности, требующих обязательного лицензирования. Для оказания информационной поддержки малых предприятий по инициативе нашей Ассоциации были изданы методические рекомендации по взаимодействию с отдельными госструктурами.
Сегодня одним из препятствий в развитии малого бизнеса в реальном секторе служит дефицит электроэнергии для производственных нужд. Кроме того, продолжается рост тарифов на энергоносители, и к 2011 г. внутренние цены на газ и электричество поднимутся до общемировых. Так что уже сегодня необходимо задумываться о способах экономии, а ее можно достичь, лишь модернизируя оборудование. Еще один барьер - таможенные пошлины на ввоз отдельных видов новой техники.
Несмотря на значительный рост цен на материалы и энергоносители, непредсказуемость цен на российском рынке и ряд проблем, которые еще не решены в сфере малого бизнеса, сегодня в Нижегородской области созданы в целом неплохие условия для его развития.
 
 
 
Взгляд кредитора
Дмитрий Федюнин, начальник кредитного управления ОАО «НБД-Банк»
 
Судя по опыту работы с нашими клиентами, малый и средний бизнес все активнее идет в производственный сектор. При этом компании вполне устойчиво развиваются, открывают новые направления. Понятно, что различные виды производственной деятельности требуют разного объема вложений. Например, к нам в последнее время обращается большое число компаний, занятых в пищевой промышленности. Их можно отнести к предприятиям, которые требуют не очень крупных инвестиций.
В целом же, большую долю в кредитном портфеле банка занимают долгосрочные кредиты, выданные именно на нужды развивающихся производств. Финансируемые проекты связаны с приобретением нового оборудования и технологий, покупкой или реконструкцией производственной недвижимости.
При этом отклонения от первоначальных планов у предпринимателей возникают достаточно часто. Но условия современной растущей экономики дают им возможность скорректировать небольшие просчеты: постоянно увеличивающийся спрос на продукцию позволяет окупить дополнительные инвестиции в проект.
Не секрет, что в условиях современного рынка конкуренция осуществляется в основном за счет снижения издержек. Нижегородцы стремятся идти в ногу с рынком и даже опережать его, закупая передовое оборудование, которое имеется далеко не у каждого иностранного предприятия малого бизнеса.
 
Спешите приватизировать!
Нижегородское правительство начало работу по переоценке кадастровой стоимости земли. По неофициальным данным, она увеличится с 2009 г. Таким образом, предприятиям, желающим приобрести в собственность землю под своими производственными зданиями, лучше поспешить с оформлением документов.
 
Геннадий Хомутов, заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП)
 
В июле прошлого года был принят федеральный закон об изменениях порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Он устанавливает для нашей области цену земли в размере 2,5% от ее кадастровой стоимости. Между тем, кадастровая оценка земли пересматривается один раз в 3-5 лет, и в 2007-2008 гг. региональное правительство эту работу уже проводит. По неофициальным данным, кадастровая оценка земли резко возрастет, специалисты ожидают, что это произойдет в 2009 г. В результате может существенно увеличиться налоговая нагрузка на промышленные предприятия. Нынешний коэффициент в 2,5% сохранится до 1 января 2010 г. А далее государство будет продавать землю по рыночной цене.
Да, принятый закон учитывает наиболее принципиальные требования промышленников в части установления разумных и необременительных для бизнеса условий переоформления прав на землю, но вместе с тем действующее законодательство остается несовершенным. Дело в том, что оно не дает землепользователям возможности оспаривать результаты кадастровой оценки и не дает права привлечь независимого оценщика. Кроме того, нормативные акты не устанавливают исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации земельного участка.
Одним из последних проявлений недостатков законодательства стал существенно возросший с 1 января 2006 г. налог на землю под промышленными предприятиями, находящимися в крупных населенных пунктах. Особенно это сказалось на производствах, находящихся в Нижнем Новгороде, на Бору и в Дзержинске. Например, у «Корунда» налог вырос в 7,5 раз, «Борский теплоход» теперь платит в 16 раз больше, а «Красное Сормово» - в 2 раза. Все это время наша Ассоциация ведет работу по снижению ставки земельного налога для предприятий, расположенных в данных городах. Нам удалось договориться с губернатором области Валерием Шанцевым о том, что при формировании регионального бюджета на 2009 г. областное правительство рассмотрит возможность учета потерь этих муниципальных образований в результате уменьшения ставки налога на землю. Их бюджеты при уменьшении ставки налога с 1,5% до 1% недополучат в общей сложности порядка 250 млн руб., которые должны быть возмещены из средств областной казны. Пока же мы заручились письмами заместителя губернатора Ирины Живихиной, в которых она предложила местным органам власти уменьшить ставку налога с нынешних 1,5% до 1,2% уже в 2008 г.
Станислав Залуговский, Деловая неделя

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.