Оптический эффект

05.02.2008
Просмотров: 2755

Торговля оптикой не слишком рентабельный бизнес, считает владелец ЗАО "Катти Сарк-Волга" Наиль САФИН. При среднерыночной розничной наценке в 100% его доходность не превышает 10%.

Торговля оптикой не слишком рентабельный бизнес, считает владелец ЗАО "Катти Сарк-Волга" Наиль САФИН. При среднерыночной розничной наценке в 100% его доходность не превышает 10%. Тем не менее сегодня это - один из наиболее динамично развивающихся коммерческих секторов медицины, и число оптик на улицах множится, в том числе и за счет прихода федеральных сетей.

Нижегородский рынок очковой оптики, как и общероссийский, сегментируется по средней стоимости заказа. “Средний чек” в городе составляет около 800 руб., в области — порядка 500 руб. Нижегородский класс premium начинается от 10 тыс. руб., а его потребитель здесь составляет от 1 до 2% населения.

Смотри в оба

Федеральным игрокам удалось “оттянуть” заказы класса premium и высокого ценового сегмента. Однако их приход в нижегородскую оптику, по мнению экспертов, еще не означает повышения стандартов качества. Работая с прямыми поставками из-за рубежа, сети закупают оправы и линзы ненормально дешево, а продают ненормально дорого, утверждает Наиль Сафин. “Заклинания” же по поводу вторых бесплатных очков следует воспринимать как рекламный трюк: их себестоимость составляет одну пятую от суммы заказа на очки первые.

Целевая аудитория пришедших московских оптик рассчитана на массового покупателя, считает владелица сети H. Deichmann Елена Дайхман. По уровню предлагаемого сервиса они уступают небольшим нижегородским оптикам, в которых работают гораздо более квалифицированные консультанты. По словам госпожи Дайхман, сегодня последние занимают лишь 15% нижегородского рынка. Пришлые сети копируют стратегию европейских сетей оптик Apollo и Filman, которые делают деньги за счет оборотов.

Розовые очки

Как часы, костюм или обувь, очки относятся к атрибутам, подчеркивающим социальный статус человека. Тенденция последнего времени — мода на “синхронизацию брэндов”, когда обладатель “Ягуара”, “Порше” или “Мерседеса” носит одноименную оправу. Следует знать, в цене “именной” оправы больше половины, а то и 70% цены занимает стоимость брэнда. Порой в нижегородских оптиках наблюдается нонсенс: приобретая дорогую оправу, заказчик вставляет в нее копеечную линзу. Но радует, что намечается и обратная пропорция: люди предпочитают приобретать дорогую линзу, экономя на оправе. Ведь очки — в первую очередь качество зрения, а не аксессуар.

На нижегородском рынке с сегментом premium работают “Катти Сарк”, Cronos, “Линзмастер”. Однако работать исключительно в этом сегменте никто не рискует, поэтому в большинстве нижегородских оптик представлены все тренды.

Обман зрения

На долю несертифицированной оптики приходится 10—15% нижегородского рынка, что в денежном выражении составляет порядка $1,5 млн, полагает Наиль Сафин. А если учесть, что стоимость очков в подземном переходе может начинаться от 100—150 руб., именно в этом сегменте совершается колоссальное количество продаж.

Тенденция последнего времени: на лотках подземных переходов появились очки за 1 тыс. руб. При этом в некоторых оптиках стоимость пластиковых линз начинается от 300 руб. (стоимость стеклянных — 100 руб. пара) и оправу можно подобрать за 200—300 руб., а потребитель получит подобранные под показания зрения индивидуальные очки.

“Подземно-лоточная” торговля наносит ущерб здоровью, однако этот ценовой сегмент, похоже, никак не контролируется властями, хотя торговля лекарственными средствами на лотках запрещена.

Глаз-алмаз

Еще одна проблема рынка очковой оптики: малая востребованность так называемых прогрессивных линз для людей с возрастными изменениями зрения — пресбиопов. В России рынок прогрессивных линз по некоторым оценкам занимает 0,1%, а в мире — 40%. Причина банальна: стоимость пары прогрессивных линз начинается от 6—7 тыс. руб. Пара хороших потянет уже на 10 тыс.

На рынке появились и специальные компьютерные (не путать с крашенными в желтый цвет, якобы улучшающими восприятие контрастности) линзы Antifatigue. Такие разгружающие глаза от постоянного напряжения линзы предназначены для работающих на компьютере людей, чей возраст не превышает 40 лет. Ведь в 40—45 у человека возникает потребность в первых или во вторых очках.

Тренд последнего времени — повышение спроса на качественные линзы: упрочненные, с антибликовым покрытием. Особенно прогрессирует востребованность мягких контактных линз, отмечает еще одну тенденцию владелец сети “Стиль Оптика” Сергей Вобликов.

Очки — не лекарства

Справедливо ли утверждение, что торговля оптикой не слишком рентабельный бизнес?

С этим не согласна владелица сети H. Deichmann Елена Дайхман, в качестве аргумента приводящая тот факт, что оптики сегодня открываются на каждом углу. Приход на нижегородский рынок игроков москвичей как лакмусовая бумажка, по мнению Елены Дайхман, подтверждает правильность этих слов: в нерентабельные “игры” столичные игроки не играют.

Но сегодня на нижегородских розничных рынках наблюдается наценка и в 200—300%, считает владелец “Катти Сарк-Волга”. А оптика — рисковый бизнес, сравнивать ее рентабельность с рентабельностью в фармацевтике невозможно, поскольку та оперирует товарами регулярного спроса, не подверженными моде. “Я купил оправы, рассчитывая на наценку в 100%. Прошел год. Мода на широкие оправы сменилась на узкие, — рассказывает Сафин. — Неликвид распродали, но совсем не по тем ценам, на которые рассчитывали”. За 12 лет работы большое количество оптик с улиц города исчезло. А если ЧП Иванов или ЧП Сидоров все-таки держится, то потому, что пока наблюдается тенденция повышения спроса.

Прицел

Емкость мирового рынка оптики оценивается в 800—850 млн штук, что составляет 7—8 млрд евро. Ежегодный прирост рынка составляет 1—2%. Нижегородский рынок Наиль Сафин оценивает в $10 млн. Но по оценке Сергея Вобликова, емкость нижегородского рынка выше в разы.

В Нижегородской области работает порядка 10 компаний.

15 лет развивает сеть фирменных салонов ООО “Кронос”, насчитывающее около 55 магазинов оптики в городе и области.

Более пяти лет держится на рынке компания “Стиль Оптика”, в которую входят девять салонов.

Сеть салонов “Оптика Нижегородская” была основана в 1995 году. Сегодня сеть состоит из четырех салонов в городе и по одному в Дзержинске и Кстове.

ЗАО “Катти Сарк-Волга” принимает заказы в двух салонах Нижнего и 15 точках области. Также в секторе premium работают два салона “Арт-Оптика” и два салона оптики H. Deichmann.

В Нижнем, а особенно активно — в районных центрах области, представлены и немногочисленные ИП, включающие в себя по две-три точки.

Кто из “оптических пришельцев” освоил наш рынок?

В ТЦ “Республика” и “Фантастика” принимает заказы на очки “Линзмастер”, принадлежащий американской компании Vinning Vision. По экспертным оценкам, ее оборот в 2006 году составил $8 млн.

В ТЦ “Мега” работает сеть “Смотри” с самым большим региональным охватом. Создана она инвестиционной компанией “Базис” (которая также управляет сетями “Эльдорадо” и Banana Mama) в 2003 году. По данным компании, оборот в 2006 году составил $10 млн. Сеть развивает не только собственные, но и франчайзинговые точки (около десяти таких салонов работают преимущественно в регионах).

Планы на Нижний строит крупнейшая федеральная сеть “Очкарик”. Сеть создана в 2002 году на базе государственного московского объединения “Оптика”. По данным компании, оборот в 2006 году составил $20 млн.

Елена ЦАРЕВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.