Нелегкий труд над легким паром

05.02.2008
Просмотров: 3598

Когда-то общественная баня в городе была суровой необходимостью. С началом массового строительства благоустроенного жилья с ванной и горячей водой необходимость в строительстве новых бань отпала. Но привычка ходить в баню у многих людей осталась.

Начиная разговор с директором МП “Нижегородские бани” Алексеем ГЛАЗОВЫМ, мы вспомнили, что когда-то общественная баня в городе была суровой необходимостью: ванная в квартире считалась роскошью, а многие люди вообще жили в коммуналках. И власть, чтобы обеспечить санитарные нормы проживания горожан, просто обязана была содержать городские бани, причем дешевые, а для некоторых категорий граждан — даже бесплатные.

С началом массового строительства благоустроенного жилья с обязательной ванной и горячей водой необходимость в строительстве новых бань отпала. Но привычка ходить в баню у многих людей осталась. Даже не привычка — скорее ритуал, жизненная философия. И на фоне сокращения тех, кто ходит в баню по необходимости, становится все больше тех, кто ходит туда для здоровья, для души и просто для компании — сегодня баня превращается из предмета первой необходимости в вариант общественного досуга.

И все же социальная направленность работы МП “Нижегородские бани” налицо. По статистике, в прошлом году общее число помывок во всех 16-ти банях предприятия составило 986 тысяч человек, из них 287 тысяч — пенсионеры, то есть льготники. Не случайно, на одном из оперативных совещаний, проводимых главой города Нижнего Новгорода, депутаты городской думы так эмоционально обсуждали вопрос о повышении тарифов на услуги предприятия. Тем не менее с необходимостью удорожания билета в баню согласились. Аргумент был приведен простой: построенные в 20-х и 50-х годах прошлого века бани требуют постоянного ремонта. А здание Ковалихинской бани — самой старой из всех муниципальных бань не только в Нижнем Новгороде, но и во всем Поволжье, вообще было построено в позапрошлом веке — в 1868 году. В МП “Нижегородские бани” разработана программа по их комплексному благоустройству, но реализовать ее, сохранив прежние тарифы, при себестоимости помывки в 101 рубль, с учетом постоянного роста тарифов на электроэнергию и газ, было бы невозможно. Теперь билет в баню стоит сто рублей, тариф выходного дня (включая пятницу) — 160 рублей. При этом обслуживать льготников будут за 45 рублей, то есть выпадающие доходы составят более 50 процентов.

— Повышение тарифов неизбежно не только из-за того, что произошло повышение цен на энергосоставляющие. Нам необходимо иметь средства на развитие, — отмечает Алексей Александрович. — Сами понимаете, здания бань постоянно находятся в агрессивной среде — жара, перепады температур. Чтобы ремонтировать их своевременно, мы ведем мониторинг конструкций, устанавливаем специальные маяки.

На капитальный ремонт муниципальных бань в этом году администрация города запланировала 35 миллионов рублей бюджетных денег. Мы этому обстоятельству очень рады и благодарны главе города за внимание. В прошлом году — впервые — нам было выделено 20 миллионов рублей. На эти средства проведены ремонтные работы в банях по ул. Ковалихинская, Новая, Батумская, Октябрьской революции, Станиславского, Комсомольская, Профинтерна, Чаадаева.

Капитальные ремонты с перепланировкой и евроотделкой помещений приводят к качественным изменениям. Их можно проследить на примере бани на улице Батумской. Здесь к услугам клиентов в раздевалке предлагаются отдельные шкафчики с удобными сиденьями. Два телевизора под потолком хорошо видны с любого места. Аппарат для продажи горячего чая или кофе позволяет после парной выпить чашечку любимого напитка, прямо в раздевалке или в отдельной комнате с большими угловыми диванами. Огромное помывочное отделение позволяет комфортно разместиться всем желающим. А наличие двух разных “парилок” — турецкой, со встроенным парогенератором, и классической русской, с традиционными камнями-голышами — удовлетворяет самого притязательного клиента. Есть не только душ, чтобы ополоснуться после парной, но и бассейн с прохладной водой.

Появление бань такого “люксового” класса продиктовано современными условиями. Эти отделения помогают нижегородским баням выживать и сохранять льготы для соответствующих категорий граждан. Но без поддержки государства и города не все бани смогут выжить. Ведь есть районы, где до сих пор народная стройка превалирует, и бани в них убыточные.

В 2008 году в план капитального ремонта входят бани по ул. Октябрьской революции, Станиславского, Свободы, Ковалихинской. Кстати, Кавалихинской бане в следующем году исполняется 140 лет, но и по сей день она сохраняет свою популярность, став своего рода действующей достопримечательностью города. Она рассчитана на удовлетворение потребностей всех слоев жителей города. Именно поэтому среди посетителей можно встретить и успешных предпринимателей, и людей с совершенно иным уровнем дохода. На их выбор здесь предоставляется комфортабельная общая парилка и одиннадцать специальных номеров саун, рассчитанных на разные — от 3 до 12 человек — компании. В каждом таком номере помимо привычных элементов есть маленький бассейн, делающий пребывание в банях более приятным и расслабляющим. Это своеобразный флагман на нашем предприятии. Так исторически сложилось, что Ковалихинские бани очень прибыльны, и это позволяет содержать другие убыточные бани. Потенциально в наше предприятие могут войти бани в Зеленом городе, в Зеленой пойме и на ул. Металлистов — это также три убыточных объекта социальной направленности, которые нам придется поднимать.

— Капитальный ремонт, как правило, связан с закрытием объекта?

— Без этого не обойтись. В прошлом году мы закрывали бани на ул. Батумской и Профинтерна. Но у нас же предприятие сезонное. Как только люди начинают выезжать на дачи, в банях нет посетителей. Летом в жару мы стоим: платим снабжающим организациям, выдаем зарплату, не получая дохода. Поэтому в летние месяцы и будем закрываться. Хотя номера будут работать однозначно.

— Не позволительно терять клиентов? Конкуренция-то у вас большая.

— Да, лет десять назад наше предприятие было практически единственным в этой сфере. Теперь становится все сложнее конкурировать с частником, который имеет один—два номера и благоустраивает их постоянно. Эта сфера выходит на иной качественный уровень. А у нас 53 номера.

Но и основная функция у нас другая: оказать услугу помывки в общих отделениях для широкой категории граждан. Отмечу, что бюджет выделяет средства только на обустройство общих отделений и конструктивных особенностей зданий — крыш, фасадов, перекрытий и т. д. Коммерческую составляющую — ремонт номеров, массажных кабинетов, парикмахерских — мы не имеем права финансировать за счет бюджета и делаем это исключительно на собственные средства. Так что зарабатываем сами. Например, на торговле сопутствующими товарами (шампуни, веники, шлепки), оказывая прачечные услуги. У нас работают два прачечных отделения, в планах — обустройство отдельно стоящей прачечной, которая позволила бы обслуживать все наши объекты и работать на заказ.

Среди развивающихся услуг, наверное, стоит упомянуть массажные кабинеты, делающие отдых в бане полноценным и максимально расслабляющим. В наших салонах красоты профессиональные мастера дополняют своими услугами оздоровительный эффект от посещения бани. Уютные буфеты делают пребывание у нас комфортным. В последнее время у нас даже корпоративные мероприятия проводят, потому что есть общие отделения люкс с бассейнами (их четыре). Здесь вам и массажное место, и оздоровительные чаи. Думаю, что и в дальнейшем это будет востребовано. Если говорить о перспективах оздоровительного направления, то, к примеру, в бане на ул. Октябрьской революции мы планируем открыть тренажерный зал.

Наряду с мерами по увеличению доходности, мы стремимся к снижению издержек предприятия. Для нас это важное направление работы. В общих отделениях стоят большие газовые печи, и даже есть баня на улице Волжской в Сормове, которая топится дровами. У бань, которые работают на газу, неоспоримое преимущество перед электрическими — пар совершенно другой, потому дышится там лучше. Потому люди к нам ходят. Кстати, и дровами топить становится выгодно с учетом удорожания на 20 проц. газа. Дровами нас снабжает население, а также коммунальные службы, которые очищают город.

В рамках областной программы энерго- и ресурсосбережения мы планируем заменить три узла учета газа (которые установлены в 1954 году) на современные, на это необходимо около миллиона рублей, и поменять котел в бане на ул. Новой — это около 3 млн рублей. Средства предоставляются в кредит по льготной ставке. Срок окупаемости — 3 года.

Знаете, во многих городах уже по-другому относятся к вопросу ресурсосбережения, и клиенты к этому приучены. У нас же считают, что раз заплатил свои 45 или 100 рублей, то позволено все. Бывает, что первый клиент, пришедший в баню утром, открывает кран, чтобы набрать воды себе в таз, а закрывают его только вечером. В Москве, к примеру, или в Чебоксарах, совершенно иная культура поведения. Там в норме вещей выключать за собой воду, использовать бахилы и т. д.

— Практически каждый третий посетитель муниципальных бань — льготник. Известно, что вы начали вести учет льготников. С какой целью?

— Наша цель — избежать злоупотреблений льготами. Как показывает система видеонаблюдения, желающих продать свой льготный билет подороже, немало. Поэтому людям раздают анкеты, которые они сами или с помощью нашего администратора заполняют. Некоторые пенсионеры забеспокоились, звонили нам, спрашивали: правда ли, что по данным анкеты вы будете нас обзванивать, выяснять, у кого есть горячая вода, и таких в баню по льготному билету не пускать. Пользуясь случаем, развею эти нелепые слухи: приходите, мы всегда вам рады.

Кстати, внедрение системы видеонаблюдения позволяет осуществлять контроль за безопасностью на территории предприятия, обеспечивая спокойствие как клиентов, так и самих сотрудников. В МП “Нижегородские бани” работает около шестисот человек. Укомплектованный штат профессионально выполняет возложенные на предприятие функции.

— Алексей Александрович, лично я всякий раз, когда слышу “С легким паром!”, вспоминаю фильм “Ирония судьбы”. В нижегородских банях тоже, наверное, происходит немало добрых историй?

— Историй много. У нас многие отдыхают всей семей, с детьми. В наших наливных бассейнах — пусть небольших, но с водопроводной водой без химии — можно и малыша купать. В бане дни рождения отмечают. 8 марта и 23 февраля также отмечены большим наплывом посетителей. (Так что заказать себе номер лучше заранее: наши телефоны есть в справочниках, а вскоре появится и сайт “Нижегородские бани”.) И, конечно же, Новый год очень многие встречают с легким паром. Одна компания 15-й раз провела новогоднюю ночь в Ковалихинской бане.

Мы всегда рады нашим добрым старым друзьям и в любое время ждем новых клиентов. Нижегородские бани работают круглый год: у нас только два официальных выходных в Пасху и в Рождество, остальные 364 дня мы в вашем распоряжении.

Наталья МИРОНОВА, Курс Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.