Ночлежка или пряничный домик (Гостиничный бизнес: "рынок несбывшихся ожиданий" или больших перспектив)

05.02.2008
Просмотров: 2882

Нижний Новгород до сих пор переживает "бум" строительства торговых центров. В ближайшем будущем, по мнению многих экспертов, это же ожидает и гостиничный рынок. Но есть проблемы, которые пока сдерживают его развитие.

Нижний Новгород до сих пор переживает "бум" строительства торговых центров. В ближайшем будущем, по мнению многих экспертов, это же ожидает и гостиничный рынок. Но есть проблемы, которые пока сдерживают его развитие.

Директор Нижегородского центра научных исследований Татьяна Романчева отметила, что сейчас в городе работает порядка 78 гостиниц. Но четкой сегментации среди них нет, так как, например, сегмент малых гостиниц появился только в последние три-четыре года. К малым гостиницам (до 40 номеров) можно отнести "Никола Хаус", "Жук-Жак", "Орион". Чтобы трехзвездочный проект был в Нижнем Новгороде рентабельным, его номерной фонд должен насчитывать, по мнению Татьяны Романчевой, от 120 до 150 номеров. В Нижнем Новгороде, в основном, все гостиницы условно имеют уровень "три звезды". "Они строились под такой уровень изначально. Сейчас, с ростом спроса, многие отельеры проводят реконструкцию и усовершенствование номерного фонда. Часто реконструкция проведена, но сервис остается на прежнем уровне, не соответствующем даже трем звездам, – говорит бизнес-консультант ресторанного и гостиничного рынка Дмитрий Ермаков. – Знаю пример, когда московские эксперты из индустрии гостеприимства объезжали нижегородские отели и наблюдали за работой персонала на ресепшене. Вывод был неутешителен. Во многом и по этой причине нижегородские отели не могут выйти в класс "премиум", хотя он и не такой востребованный в Нижнем". Наиболее востребованные проекты на сегодня – это трехзвездочные отели.

Основные гости нижегородских гостиниц – это бизнес-туристы, которые составляют 84% от общего числа гостей (в 2006 году эта цифра составляла 75%). Нижний Новгород вызывает все более пристальное внимание инвесторов – отсюда рост числа бизнес-туристов. Но въездной туризм в Нижнем Новгороде и области не "дотягивает" до необходимого уровня. Поэтому следует развивать нишу туризма, способную привлечь внимание туристов. Сейчас пользуется популярностью гостиничный комплекс "Дивеевская слобода" (паломнический туризм), в Террасках строится оздоровительный горный комплекс, но все это относится к Нижегородской области. Ранее туризм в городе был связан с круизами по Волге, но, в связи с высокой стоимостью услуги, сейчас эта ниша также не заполнена. "Следует искать ту "изюминку", которая привлечет внимание и российских, и западных туристов, а также налаживать все подъездные пути: водный, воздушный и железнодорожный", – говорит Татьяна Романчева.

С ее мнением согласна и директор компании "Event make" (организация деловых мероприятий для отельеров и рестораторов) Эльвира Барбашова: "Для обеспечения большого потока туристов городу необходимы события уровня Бразильского карнавала или Чемпионата Европы по футболу. Такие милые идеи, как установка памятника Чебурашке и объявление Нижнего Новгорода его родиной, к сожалению, не увеличат поток туристов в наш город. Такая идея сработает только тогда, когда вокруг этого памятника возникнет не-обычное развлекательное сооружение, подкрепленное сильной программой продвижения. Идеальный пример – "Дисней Лэнд".

Дмитрий Ермаков считает, что состояние гостиничного рынка движется в перспективном направлении. 2006-2007 годы ознаменовались тремя тенденциями: многие гостиницы претерпевают серьезную реконструкцию ("Ока", "Октябрьская"), развивается сектор мини-отелей ("Никола Хаус", "Софи и Серж") и "отдыхательных" загородных отелей выходного дня ("Подсолнухи", "Ильдорф").

Явно прослеживается интерес к нижегородской сфере индустрии и гостеприимства со стороны федералов, в особенности москвичей. Но в этом направлении существуют проблемы: административные препоны, дефицит подходящих строительных площадок и сложности в их распределении и обеспечении инженерной инфраструктурой. "Но я уверен, что местные власти будут идти навстречу инвесторам с интересными и выгодными для города и области проектами. По сравнению с 2006 годом, уже на момент начала октября 2007 года гостиничный рынок вырос на 17-20%", – комментирует он. "Сейчас Нижегородская область все больше привлекает москвичей – они едут именно за новыми ощущениями. Особенно это касается корпоративного отдыха. Нижегородцам зачастую такой отдых дороговат (средняя стоимость дня в отеле, как правило, от 1200 руб.). А так как гостям хочется каждый корпоративный праздник провести интересно, число небольших отелей с необычной концепцией в ближайшие три-пять лет будет стремительно расти", – рассуждает Эльвира Барбашова. По ее мнению, будущее как раз за отелями выходного дня и корпоративного отдыха. К таковым относится расположенный в поселке Желнино отель премиум-класса "Чайка" (стоимость номера от 4500 руб.), отель "Ильдорф" (от 1 тыс. руб.) и загородный клуб "Подсолнухи" (от 1500 руб.). "Ильдорф" представляет из себя баварскую деревню с собственной пивоварней и имеет конный клуб. "Подсолнухи" сделали акцент на экстремальном виде отдыха. Данные проекты ориентированы в основном на жителей города и области, но, как показала практика, такие места охотно посещают и москвичи – за невысокие, по московским меркам, деньги они получают приличное качество. "Эти проекты популярны, особенно по выходным, именно благодаря необычной, четко выверенной концепции", – уверена Эльвира Барбашова.

По мнению директора Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области (АРиОНО) Любови Кузьмичевой, будущее – за концептуальными проектами. "Например, в Архангельске у состоятельных людей, особенно иностранцев, пользуется спросом полностью деревянная гостиница в духе поморской избы, но с современной "начинкой". Это яркий пример того, как проекты индустрии гостеприимства поддерживают определенный культурный имидж, традиции туристического объекта. Так работают наши региональные "звездочки" – Болдино, Дивеево, – говорит она. – Если легенды нет, ее следует создать, чтобы привязать к себе гостя. При этом уровень вложений может быть без большого количества нулей. Однажды я оказалась в питерской "Астории"в канун Рождества, и больше всего мне запомнился огромный пряничный домик в холле отеля. Он был настоящий, замечательно пах корицей и был живым воплощением сладкого королевства из сказки Гофмана. Такая добрая и вкусная традиция отеля запоминается больше, чем богатое убранство евроелки. Если же возвращаться в Нижний, то у нас легенды буквально "под ногами": та же самая ножлежка Бугровых может стать интересной гостиницей и арт-объектом в одном лице".

Пока же большинство гостиниц ориентированы на то, что в них можно просто переночевать, а если условия оставляют желать лучшего, гости даже употребляют слово "перекантоваться". Сегодня роскошью уже никого не удивить, поэтому комфорт и уникальность могут стать отличной "наживкой" для привлечения гостей и развития въездного туризма. Такие проекты способны привлечь массовый туризм (школьников, студентов) при условии, что будут поддерживаться и рекламироваться региональной властью на федеральном уровне, как, например, курорты Краснодарского края, только в определенный сезон – например, перед каникулами. Главный их минус – длительная окупаемость и нежелание инвесторов ломать голову над идеями.

Подтверждением этих слов могут стать планы областной власти на строительство крупных туристических комплексов с оригинальной концепцией. Как сообщили в министерстве инвестиционной политики Нижегородской области, в 2008-2010 годах в области будут созданы туристические центры в таких городах, как Городец, Балахна, Семеново, Дивеево, Арзамас, Большое Болдино, Павлово. В каждом из этих городов откроются музейно-выставочные залы, сувенирные салоны, объекты общественного питания и небольшие гостиницы. Сейчас администрация каждого из вышеназванных городов проводит тендер по выбору организации для выполнения эскизного проекта объекта. Например, конкурс на выполнение эскиза по объекту "Музейно-туристический комплекс "Мининская Слобода" в Балахне выиграло Нижегородское ООО "Научно-исследовательское предприятие "Этнос". Цена контракта составляет 450 тыс. руб. "Комплекс займет большую территорию площадью около 7 га. В туристический центр войдут такие объекты, как воеводская усадьба с хозпостройками, офисы для персонала, сувенирная лавка, а также трактир, лодочная станция и гостиница. В усадьбе будет музей существовавших ранее в Балахнинском районе промыслов: соляной амбар и судоверфь. Все объекты будут стилизованы под архитектуру XVII-XVIII века", – комментирует директор ООО "Научно-исследовательское предприятие "Этнос" Михаил Пухов.

Возводиться объект, по его словам, будет в 2009 году. Сначала пройдет конкурс среди застройщиков. Вполне возможно, что за проект возьмется и федеральная компания. "Этот проект в рамках развития туристической индустрии Нижегородской области у нас не первый. Месяц назад мы сдали аналогичный комплекс по Городцу "Город мастеров". Кроме того, идею по балахнинскому комплексу мы разработали почти два года назад – делали все бесплатно, работая на перспективу. Из всех участников мы предложили наиболее низкую цену. Что касается Городецкого туристического комплекса, то в конце октября уже прошлого года прошел конкурс по выбору подрядных организаций. Работы начнутся уже в этом году. Госзаказчиком данного проекта выступило нижегородское министерство развития малого и среднего предпринимательства, а заказчиком стала компания "Городец-Строй сервис".

В последнее время отельеры совершенствуют условия для работы: открывают конференц-залы с современным оборудованием, расширяют зону отдыха (фитнес-центры, боулинг), развивают ресторанную зону. По мнению многих отельеров, больше всего из дополнительных сервисов влияет на лояльность гостей ресторан.

"Гостиниц в городе ограниченное количество, а обычных ресторанов очень много, и их количество растет с каждым месяцем. Приехавший в город человек стремится познакомиться с колоритом местности и, в частности, посетить самобытное заведение общепита. Цель же ресторана при гостинице – привлечь и удержать гостя в своем заведении", – говорит директор ресторана "Премьер" при гостинице "Октябрьская" Валентина Михалева. Так что службе питания приходится постоянно искать свои "фишки", способные удивлять гостей. Многие останавливаются в гостинице на продолжительное время, значит, развлечения должны быть как можно более разнообразны. Так, в ресторане "Премьер" каждый день новая музыкальная программа: скрипка, гитара, различные исполнители. Информация о программах выкладывается на стойке администратора и в других удобных для гостя местах. Примерно раз в две недели в меню вводятся новинки от шеф-повара. Чтобы гость всегда мог ощутить смену атмосферы, в ресторане "Премьер" работает несколько точек: основной голубой зал, банкетный зал, лобби-бар, кафе на втором этаж, две летние площадки. Все они различаются по интерьеру.

Ресторан "Даймонд" при гостинице "Центральная" привлекает наличием развлекательных тематических вечеринок, выступлением эротического театра, услугами казино и ночного клуба. Для любителей спокойного отдыха во всех залах ресторана установлены телевизоры. "В течение рабочего дня человек порой так устает, что ему тяжело бродить по незнакомому городу в поисках развлекательных заведений. Поэтому важно, чтобы гостиничный комплекс, в том числе и ресторан, предлагал разные способы времяпрепровождения", – говорит директор ресторана "Даймонд" Элла Алексеева. Ресторан при гостиничном комплексе имеет специальное предложение по диетическим блюдам. Кроме того, в меню много домашних блюд: гороховый суп, борщ, щи. "Надо понимать, как человеку тяжело без привычной домашней кухни. Гости готовы часто заказывать борщ со сметаной и блинчики, а не "Утку по-пекински", – отмечает директор ресторана "Гранд-кафе Бульвар" Ирина Фрункина.

Есть в Нижнем Новгороде и своя жемчужина, в которую стремятся многие московские звезды: особенность мини-гостиницы "Софи и Серж", что рядом с кремлем, – Spa, то есть все, что связано с водой, лечебными процедурами и здоровым питанием. Данная концепция отражается во всем: интерьере номеров, кухне ресторана. По мнению специалистов, ресторан при гостинице должен обладать несколькими вещами для удержания гостя в отеле. Это и качественные, мощные кондиционеры в каждом зале, и особая цветовая гамма, которая не должна напрягать человека.

Только факты. По данным генерального директора ОАО "Химик-Инвест" (представитель ЗАО "ИК "Финам") Михаила Попова, объем рынка гостиничного бизнеса в городе составляет 300-400 млн. руб. в год. Рынок растет в среднем на 25-30% ежегодно. В 2006 году рост туризма в Нижегородской области составил 17%. А объем гостиничного рынка, включающего в себя все средства размещения: отели, пансионаты, дома отдыха, санатории и т. д., – порядка 500 млн. руб. Область посетили около 78 тыс. зарубежных гостей, в гостиницах из них проживали 17 тыс. Капитальное строительство нового отеля обходится в $1000 за кв.м., отделка в зависимости от уровня гостиницы – от $300 за кв. м, оснащение – $250 300 за кв.м. Около 60% рынка поделено между 6 крупнейшими гостиницами города: "Центральная", "Ока", "Волна", "Волжский откос", "Нижегородская", "Октябрьская". Согласно данным Госкомстата, по объему гостиничного рынка Нижний Новгород занимает четвертое место в России, уступая Москве, Санкт-Петербургу и Сочи.

Министерство развития и поддержки малого предпринимательства сформировало программу развития отрасли на 2007-2011 гг.   Готовится закон о туристской деятельности на территории Нижегородской области. Все это должно послужить толчком к строительству гостиничных комплексов разного уровня. В 2005 году была разработана единая система классификации гостиниц и других средств размещения, которая внедрялась под эгидой Федерального агентства РФ. По прогнозам экспертов, к 2009 году число номеров в городе должно увеличиться примерно на тысячу. Согласно исследованиям консалтинговой группы (КГ) "Финсмарт", в Нижнем Новгороде не удовлетворен потребительский спрос в сегменте гостиниц премиум- и эконом-класса. По данным "Финсмарт", в городе практически не представлены крупные профессиональные управляющие компании-операторы гостиничного бизнеса, а международные гостиничные сети отсутствуют вовсе.

Марина Сипатова, газета "Обзор цен" №3 2008

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.