Выход сетей и развитие загородного туризма

06.02.2008
Просмотров: 5953

Развитие гостиничного бизнеса в российских регионах и в Нижнем Новгороде.

Эксперты по коммерческой недвижимости могут с полным правом назвать этот год временем активного развития гостиничного бизнеса в регионах. На индустрию гостеприимства в регионах обратили внимание не только местные многопрофильные девелоперы, но и национальные гостиничные сети. Кроме того, впервые международные гостиничные операторы не только заявляют об освоении пространств за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но и начинают реальное строительство. Каковы тенденции развития гостиничного бизнеса в регионах, и каково будущее гостиничной индустрии в Нижнем Новгороде?

Интерес девелоперов к гостиничному направлению, в первую очередь, объясняется относительной насыщенностью других сегментов коммерческой недвижимости (торговых и бизнес-центров) в крупнейших миллионниках при явном дефиците качественных гостиничных услуг в большинстве российских региональных столиц. Качественный и количественный рост многопрофильных девелоперских холдингов, а также внимание к управлению коммерческой недвижимостью промышленных и сырьевых гигантов позволяют им выступать равноправными партнерами международных гостиничных сетей, которые, в свою очередь, сегодня более уверены в успешном развитии благодаря стабильности политической и экономической обстановки в нашей стране. В результате такие международные гиганты, как InterContinental Hotels Group (бренд Holiday Inn), Radisson Hotels&Resorts (гостиницы Radisson SAS и Park Inn) и Marriott International (отели Renaissance) открывают предприятия гостеприимства в Самаре, Ростове-на-Дону, Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Тюмени и заявляют о будущем выходе на новые рынки. Уже представленные в России международные операторы также планируют продвижение гостиниц под новыми для нашей страны брендами. Так, компания Accor (оператор сетей Sofitel, Pullman, Novotel, Mercury, Suitehotel, Adagio, Ibis, All Seasons, Etap, Formule 1, Motel 6, Studio 6 и Accor Thalassa – более 4000 отелей по всему миру) собирается построить в Санкт-Петербурге три трехзвездочных отеля Ibis. О выходе на рынок Санкт-Петербурга заявил также финский гостиничный оператор Sokos. Северная столица привлекла и сеть Four Seasons Hotels&Resorts, занимающуюся строительством пятизвездочного отеля. Кроме того, о планах строительства отеля в Москве заявила немецкая сеть Ramada, а американская сеть Hilton планирует открытие около 70 объектов в нашей стране до 2015 года.

Одновременно с этим растут масштабы российских гостиничных сетей. Сегодня крупнейшими отечественными игроками на рынке отелей являются компании "Азимут Менеджмент Групп" (управляет 8 отелями) и AMAKS Grand Hotels (16 гостиниц). В то время как иностранные гостиничные сети, выходящие на российский рынок, предпочитают строить новые предприятия гостеприимства с нуля, российские компании в большинстве случаев выкупают известные в советское время, но находящиеся не в лучшем положении сегодня гостиницы и занимаются реконструкцией с доведением стандартов проживания и обслуживания до требуемого уровня качества. Статуса одной из крупнейших управляющих компаний в ближайшее время достигнет управляющая компания "Русские отели", сейчас в ее управлении находятся "Гранд Отель&SPA Родина" (5*, Сочи), спорт-отель "Гладенькая" (4*, Саяногорск) и гостиничный комплекс "Металлург" (3*, Николаев, Украина), в данный момент еще 5 гостиниц в различных регионах России находятся на стадии присоединения к сети. Одним из ведущих игроков является также компания "Юмако" – на сегодняшний день в ее управлении находятся две гостиницы под брендом "Екатерина" (в Москве и Сочи) и ведется работа над еще тремя проектами (в Елабуге, Краснодаре и Сочи).

Большинство международных операторов, которые управляют несколькими сетями, разными по уровню и концепции, выводят на отечественный рынок отели премиального класса (5 и 4 звезды). Их партнеры – региональные девелоперы – также в большей степени заинтересованы в открытии высококлассных отелей: это не только положительно сказывается на статусе девелопера, но и позволяет заявить о ранее не применявшихся в нашей стране стандартах обслуживания. В то же время, по признанию отельеров, для подавляющего большинства постояльцев российских отелей громкое иностранное имя не имеет определяющего значения при выборе отеля. "Сегодня востребованность гостиницы и ее популярность в конкретном городе, в первую очередь, определяется ценовой политикой и местом расположения, сетевой бренд в сегодняшних условиях не имеет главенствующего значения", – считает Вячеслав Фролов, генеральный директор гостиницы "Домашний Отель" (Екатеринбург).

Стоимость номеров является и будет оставаться одним из основных решающих факторов при выборе гостиницы – в этом мнении сходится большинство профессионалов. "Востребованность отелей высокой категории и сетевых отелей, в первую очередь, будет зависеть от выбранной ими ценовой стратегии. Ясно, что если гостиница Hyatt установит цену за номер не 350, а, например, 150 долларов (т.е. стоимость, равную стоимости номеров в других отелях), она окажется в выигрыше, и потребители скорее воспользуются услугами гостиницы с международным именем", – поясняет Лариса Варкопуло, директор гостиницы "Луна 2000" (Екатеринбург). "Строящиеся и многие из работающих сегодня в Екатеринбурге отелей позиционируются как гостиницы категории 5 или 4 звезды, между тем наиболее востребованы отели уровня 1-3 звезды. Основу аудитории постояльцев в России составляют сотрудники компаний, которые не занимаются бронированием самостоятельно, а определяющим фактором при заказе гостиницы ответственным за это лицом зачастую становится именно невысокая цена, а не качество услуг", – считает Евгений Звигинцев, управляющий гостиничным комплексом "Сибирь" (Екатеринбург).

В Нижнем Новгороде также ощущается нехватка именно экономичных гостиниц: в мае этого года правительство Нижегородской области объявило о том, что будет поддерживать инвесторов, заинтересованных в создании на территории области отелей класса две и три звезды. О заинтересованности инвесторов в освоении рынка области свидетельствует тот факт, что только за 2006 год областной Инвестиционный совет рассмотрел 16 заявок на строительство отелей разного уровня, и 10 из них были одобрены (общий объем инвестиций составил 8 млрд. 413 млн. 813 тысяч рублей).

Активный интерес к развитию на нижегородском рынке проявляют и международные гостиничные операторы: в настоящее время компания Accor ведет строительство сразу двух объектов – в Нижнем Новгороде на базе Центра международной торговли должны появиться трехзвездочный отель Ibis на 150 номеров и четырезвездочный Novotel емкостью 200 номеров. Открытие гостиниц запланировано на следующий год. Кроме того, группа Kempinski Hotels ведет переговоры с компанией "Братина" о возможности управления пятизвездочным отелем, который должен быть построен на месте снесенной гостиницы "Москва". Нижний Новгород входит в число городов, названных приоритетными для освоения в России американской сетью отелей Hilton.

По официальным данным на сего-дняшний день в Нижнем Новгороде действуют всего 24 гостиницы различной категории (из них два четырехзвездочных отеля и три двухзвездочных гостиницы). Всего же в области работают 78 предприятий отелей, а гостиничный фонд включает в себя 2979 номеров на 5183 места. Согласно принятым нормативам, обеспеченность гостиницами составляет 2,4 места на 1000 жителей, а максимальная потребность в дополнительных местах оценивается в 6 тысяч мест. Стоимость одной ночи в гостиницах Нижнего Новгорода колеблется от 600 рублей до 25 тыс. рублей, в зависимости от класса гостиницы и категории номера.

Ориентация на своих

Международные гостиничные сети нацелены, в первую очередь, на прием иностранных гостей, в то время как при крайне низком уровне развития внешнего туризма в нашей стране западные туристы составляют крайне небольшой процент от аудитории потенциальных постояльцев, и постоянно обновляющаяся законодательная база лишь затрудняет условия нахождения иностранных граждан на территории России: "Число западных гостей в регионе за последние два года значительно снизилось. В частности это произошло из-за введения новой системы миграционного учета, которая значительно усложнила порядок регистрации иностранных гостей, многие из которых сегодня пугаются возможности полулегального положения и отказываются от поездки", – рассказывает Екатерина Процентова, управляющая бизнес-отелем "Дельта" ООО "Гранд Байкал" (Иркутск).

В то же время и российские граждане предпочитают проводить свой отдых за границей, где они зачастую могут получить лучший уровень сервиса, потратив сумму, соразмерную с посещением другого региона. В этих условиях основным потребителем гостиничных услуг оказываются бизнес-туристы, или командировочные. В связи с этим наиболее востребованы гостиницы уровня три звезды и более экономичные отели. Конкретный уровень гостиницы определяется уровнем компании, оплачивающей расходы бизнес-туриста, и занимаемой им должностью.

Сегодня основу номерного фонда в столицах российских регионов в большинстве формируют крупные гостиничные комплексы с советским прошлым, однако на рынке все активнее развиваются мини-отели. По мнению отельеров, сосуществование двух данных форматов, зачастую выступающих в одной ценовой категории, не усиливает конкуренцию – у каждой концепции есть свои почитатели. "Каждая гостиница находит собственного клиента: в крупные гостиничные комплексы заселяются люди, которые стремятся к получению полного спектра дополнительных услуг; мы же работаем с другой категорией гостей – с теми, кто нуждается в отдыхе и не желает, чтобы его случайно побеспокоили. Формат, схожий с семейными европейскими гостиницами, полюбился многим российским туристам", – рассказывает Марина Комарова, директор гостиницы "Хозяюшка" (Пермь). Ее слова отчасти подтверждают и тенденции развития рынка гостиничных услуг в Нижнем Новгороде: номерной фонд многих из востребованных недавно открытых гостиниц не превышает 50 номеров. В частности, в сегменте мини-отелей действуют гостиницы "Жук Жак" (18 номеров) и "Никола Хаус" (38 номеров), а также отели "На Ильинке" (7 номеров) и "Александровский сад" (49 номеров).

Ориентир для потребителя: бренд и сертификация

Развитие сетевых гостиниц (как под международными брендами, так и под управлением российских отельеров) не только свидетельствует о прибыльности и перспективности данного вида бизнеса, но и демонстрирует растущее значение сетевой марки для отечественного потребителя, который в отсутствие обязательной сертификации может воспринимать сетевой бренд как гарантию качества предоставляемых услуг. "Хотя, по данным проведенных нами опросов, для российского потребителя гостиничных услуг сетевой бренд пока не имеет главенствующего значения, ситуация меняется в связи с увеличением процента людей, находящихся в бизнес-поездках практически постоянно. Для них отель по сути становится вторым домом, поэтому требования к качеству услуг постоянно растут, а бренд гарантирует соблюдение определенных стандартов. Сегодня практически любая гостиница может присвоить себе любую желаемую категорию, поэтому даже когда отель, например, заявляет о том, что его услуги соответствуют уровню трех звезд, постоялец может проверить это только опытным путем", – считает Элина Краснова, коммерческий директор гостиницы "Московская горка" (Екатеринбург).

Помочь потребителю оценить услуги несетевых отелей призвана единая государственная система классификации средств размещения, пройти проверку на соответствие стандартам которой в добровольном порядке может любая гостиница. Ряд нижегородских гостиниц одними из первых в России официально подтвердили свою категорию. Так, еще в начале 2004 года статус трехзвездочной получила гостиница "Октябрьская", соответствие стандартам четырехзвездочного уровня подтвердила гостиница "Волна".

Нижний Новгород: выход за пределы города

Основные тенденции развития гостиничной индустрии в Нижегородской области предполагают, с одной стороны, появление в столице области новых отелей под международными брендами, с другой – активное строительство новых и реконструкцию гостиниц, санаториев и домов отдыха за пределами города. В частности, гостиницы должны войти в состав сети сервисно-туристических комплексов, расположенных на въезде в Нижний Новгород по 5 основным направлениям: Саранскому, Ивановскому, Московскому, Кировскому и Казанскому. Создание подобных структур, объединяющих помимо мотеля автомойку, автосервис, стоянку, магазины, пункты общепита и АЗС, запланировано в рамках проекта "Автодорожные ворота города".

Важной особенностью развития индустрии гостеприимства в Нижегородской области является появление качественных загородных отелей на основе известных в советское время домов отдыха и санаториев. Так, компания "Трансмагистраль" ведет реконструкцию санатория "Филипповский" в Борском районе, реконструированы и построены новые коттеджи в пансионате "Волга" Балахнинского района. Ведется реконструкция санаториев "Нижегородский", "Городецкий", "им. ВЦСПС" и др.

Кроме того, в настоящее время компанией "Собчино" ведется строительство отеля на 213 номеров уровня "три звезды плюс" на базе бывшего дома отдыха "Дубки" в Борском районе. К дальнейшему управлению отелем может быть привлечен национальный гостиничный оператор – сеть Heliopark Hotels&Resorts, что значительно повышает уровень будущей гостиницы. Кроме того, в сентябре появилась информация о планах компании Heliopark, связанных со строительством совместно с ГК "Основа" трехзвездочного отеля на 150 номеров на берегу Горьковского водохранилища в Городецком районе. На сегодняшний день под управлением сети находятся 14 отелей в России и на Украине. Перспективность развития загородного туризма в Нижегородской области подчеркивает успешная деятельность уже работающих отелей: "Чайка", "Колумбус", "Акватория", гостиничного комплекса "Дивеевская слобода".

Дополнительный стимул для развития туризма Нижегородская область получила после включения летом 2006 года ряда городов области в наиболее известный российский туристический маршрут "Золотое кольцо" (охватывает 18 городов). В состав маршрута включены населенные пункты так называемого южного туристского кольца Нижегородской области: Большое Болдино, Дивеево и Арзамас. На данном маршруте планируется создавать сервисные комплексы, в состав которых должны войти и гостиницы. Помимо этого среди приоритетных городов для развития туризма в Нижегородской области – Семенов (здесь планируется создать музейно-туристский комплекс "Золотая хохлома"), Балахна (на родине Минина должен быть построен музейно-туристский комплекс "Мининская слобода") и село Владимирское (здесь находится озеро Светлояр, рядом с которым появится комплекс "Град Китеж").

Особым направлением развития туризма являются экологические путешествия: в рамках программы поддержки туристического бизнеса планируется создание природных парков "Воскресен-ское Поветлужье" (озеро Светлояр и зоны на берегах рек Ветлуги и Люнды), "Пустынские озера" в Арзамасском районе, "Борнуковская пещера" в Бутурлинском районе, "Вадское озеро", "Ичалковский бор" и др.

Ксения Воронина, газета "Обзор цен" № 3 2008

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.