Навашинские корабелы: есть работа — есть будущее

06.02.2008
Просмотров: 3251

Прошедший год выдался для Окской судоверфи непростым. Об итогах ее работы в 2007 году и перспективах на будущее — интервью с генеральным директором предприятия Робертом ЛАТЫПОВЫМ.

Прошедший год выдался для Окской судоверфи непростым. Об итогах ее работы в 2007 году и перспективах на будущее —  интервью с генеральным директором предприятия Робертом ЛАТЫПОВЫМ.

— Роберт Рифович, как вы оцениваете итоги работы в предприятия в прошедшем году?

— По производственным показателям год оказался далеко не самым удачным. Связано это с тем, что нам не удалось восполнить недостаток рабочих основных судостроительных профессий, образовавшийся в цехах СК-2 и СК-3. Из-за недозагрузки производства в 2006 году с завода ушли более 200 сборщиков и сварщиков. Этот дефицит мы пытались восполнить, привлекая сторонние бригады, но в связи с высоким спросом в стране на рабочую силу добиться желаемого в полной мере не удалось. И до весны сложная кадровая ситуация не изменится.

Поэтому производственная программа в 2007 году в полном объеме не выполнена и намеченные экономические показатели не достигнуты.

Тем не менее нельзя не сказать о наметившейся в последние годы положительной динамике в экономике верфи. Если в 2005 году можно было говорить лишь о сокращении убытков от деятельности предприятия, то в 2006-м уже была получена прибыль — чуть больше 20 миллионов рублей. В 2007 году прибыль завода, по предварительным прогнозам, приближается к 35 миллионам.

Если говорить непосредственно об исполнении заказов, то был сдан теплоход «Русич-11». Продали и наш долгострой — сухогруз «Tanais» проекта 006RSD02, но во время ходовых испытаний у заказчика появились замечания. Сейчас судно находится в Туапсинском судоремонтном заводе, где в рамках исполнения гарантийного ремонта по контракту наши рабочие будут устранять все недостатки.

— Вы неоднократно говорили, что завод обеспечен заказами до 2009 года. Ведется ли работа в этом плане на дальнейшую перспективу?

— Заказы, конечно, нужны, и мы будем добиваться заключения новых контрактов. Но у этого вопроса есть еще и другая сторона. Изначально мы планировали сдать в 2008 году три танкера, «Русич-12» и «Дубняк». Теплоход «Русич-12» по-прежнему находится в плане, но его строительство не финансируется с сентября, и реально ли его будет завершить, сказать не могу. Из-за перераспределения средств Министерством обороны РФ на другие заказы сдача головного судна проекта «Дубняк» переносится на 2009 год. Этот факт не так уж и плох, поскольку будет пересмотрена цена корабля в сторону повышения.

С итальянской компанией «Pietro Barbaro» также ведутся переговоры о переносе сдачи третьего танкера на 2009 год по той же причине — нерешенности финансового вопроса. Дело в том, что мы планировали получить кредит на строительство этих судов в августе, но процесс затянулся. Самое обидное, что ускорить его мы не можем. Заказчики свои обязательства по выплате аванса выполнили, и остальное финансирование согласно контракту лежит на наших плечах. Основные проблемы с финансированием завода связаны с произошедшей в сентябре сменой акционеров Волжского пароходства и СЗП.

— Есть ли подвижки в модернизации и техническом перевооружении предприятия?

— Концепция развития у завода есть, но она требует больших инвестиций. Мы готовим сейчас финансово-экономический и производственный планы, и если они удовлетворят акционеров, можно будет говорить о конкретных вещах. Но работу по снижению затрат мы ведем и будем продолжать в 2008 году. Например, в прошлом году мы провели монтаж коммерческого узла учета электроэнергии, что позволит нам в наступившем году снизить стоимость кВт-часа на 7—10 процентов от тарифа, утвержденного региональной службой по тарифам. В 2008 году планируем приобрести криогенную емкость и перекачивающее устройство для сжиженной углекислоты.

Производить собственными силами углекислоту получается намного дороже. Надеемся также провести децентрализацию снабжения сжатым воздухом. Все это не требует гигантских средств, а окупаются эти проекты за 1—2 года.

— Какие проблемы предприятия, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?

— С чисто производственной точки зрения у судоверфи сейчас два узких места. Это недостаток рабочей силы и состояние малярного участка.

Что касается тактического и срочного решения кадрового вопроса, то мы получили квоту от Федеральной миграционной службы на привлечение 150 человек из Китайской Народной Республики. Уже сейчас подписано 80 трудовых договоров, и в начале февраля китайцы приступят к работе. Это позволит во многом решить проблему нехватки кадров в цехах сборочно-сварочного производства.

Привлечение иностранной рабочей силы — мера, конечно, вынужденная, но необходимая для выполнения уже подписанных контрактов. В стратегическом плане вплотную работаем над созданием непрерывной системы подготовки рабочих и технических кадров на базе местных учебных заведений: профессионального училища, техникума, отделения академии водного транспорта.

Если говорить о малярном участке, то он при своей технологии и нерациональном размещении способен реально пропускать лишь два с половиной, максимум три корпуса судна. Чтобы сделать работу подразделения эффективной, его нужно полностью переоборудовать, изменить технологию и разместить рядом с цехом СК-2. Пока этого не произойдет, мы будем иметь слишком большие потери, как материальные, так и по времени исполнения работы.

И, конечно, необходим ремонт оборудования, в первую очередь кранового.

Если мы решим эти проблемы, то без глубокой модернизации Окская судоверфь сможет без проблем строить 3—4 судна в год. А если провести глубокую модернизацию производства под современные технологии, достроить эллинг, привлечь инвестиции на другие объекты, то завод осилит и 6—7 судов в год.

— Поднимется ли в 2008 году на Окской судоверфи уровень зарплаты?

— Да, этот вопрос рассматривался, и Волго-Балтийской компанией согласовано повышение фонда оплаты труда на 15 процентов.

— Что можно сказать о перспективах Окской судоверфи в этой, прямо скажем, непростой ситуации?

— Прошедший год действительно выдался непростым. Из-за кадровых сбоев и проблем с финансированием начались проблемы со строительством судов и даже с выплатой заработной платы. Хорошо еще, что нас поддержали акционеры, и мы получили кредит и профинансировали закупку оборудования для «Дубняка». Так что теперь цеха будут обеспечены работой. В противном случае мы бы не сдали гособоронзаказ в срок, а за этим последовало бы исключение верфи из списка поставщиков Министерства обороны. Ведь недостающие коммерческие контракты можно дополнить военными, которые нормально финансируются федеральным бюджетом.

Кстати, примерно такая же ситуация складывается на нашем дочернем предприятии «Навашинский машиностроительный завод». У него хорошие отношения с Инженерными войсками РФ. Все их заказы ООО «НМЗ» в 2007 году сдал вовремя. Правда, финансово-экономические показатели завершившегося года у этого предприятия тоже не самые удачные. Все дело в том, что завод выполнял слишком много опытно-конструкторских работ — а они всегда убыточные, — и строил мало серийных заказов. Но в новом году все ОКР завершатся до середины лета, и мы станем участвовать во всех тендерах только как производители серийной, а значит, рентабельной продукции. Так что есть все основания считать, что 2008 год исправит положение.

Петр Авдентов

Источник: Нижегородские новости
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.