Деловая визитка города

08.02.2008
Просмотров: 1594

Возвращение территории старого порта в активную деловую среду - проблема не только нижегородской Стрелки, но и других европейских городов, стоящих на реках. Есть и успешные варианты ее решения. Например - лондонский Docklands.

Возвращение территории старого порта в активную деловую среду - проблема не только нижегородской Стрелки, но и других европейских городов, стоящих на реках. Есть и успешные варианты ее решения. Например - лондонский Docklands.


Строили лучшие
 
 
Название Docklands говорит само за себя: здесь на протяжении нескольких столетий находился крупнейший в мире промышленный и торговый порт. Часть верфей, доков и складов принадлежала могущественной Ост-Индской компании.

С проблемой реконструкции территории Docklands лондонская мэрия столкнулась во второй половине ХХ века, когда большинство портовых сооружений, утратив былое стратегическое значение, стали приходить в запустение. Старые доки оказались тесными для современных торговых судов, пакгаузы использовались не по назначению. С середины 1960-х годов эксплуатация доков стала нерентабельной, и в 80-х их закрыли. Расположенный на востоке Лондона, этот район стал представлять собой обычную окраину с грязными улицами и ветхими домами портовых рабочих.

К экологическим проблемам добавились экономические, среди местных жителей появилась безработица. Возвращение территории доков в активное городское пространство стало крайне необходимым.

Поскольку сооружения лондонского порта стали не нужны, власти приняли решение соорудить в этой зоне новый общественно-административный центр. Организаторы рассчитывали, что он оттянет на себя часть деловой активности перегруженного лондонского Сити. По генплану сохранялись исторические улицы и отдельные здания — Дом докеров, церкви св. Матфея и Всех Святых, но существенную часть района должны были занять кварталы с крупными деловыми, торговыми и культурными центрами.

Масштабной реконструкцией доков занялись специальные архитектурно-строительные корпорации. К проекту были привлечены самые лучшие мировые архитекторы. Одним из них стал Йо Минг Пей (автор стеклянной пирамиды у входа в Лувр), другим — Сезар Пелли (автор башен-близнецов World Trade Center в Нью-Йорке и башен-близнецов Petronas Tower в Малайзии) и сам лорд Норман Фостер (в его архитектурном портфолио крупнейший в мире Пекинский аэропорт, новый купол Берлинского рейхстага, а также проект 600-метровой башни “Россия”, строительство которой начато в Москве).

Стоящий на реке

Строительство велось с 1992-го по 1997 год. За это время территория заброшенных пристаней превратилась в альтернативный Сити. На месте главной лондонской пристани Canary Wharf (Канареечная верфь) появился одноименный финансовый центр с офисами мировых компаний. На главной площади района высится 40-этажный небоскреб Canary Wharf Tower, считающийся самой высокой постройкой в Англии. Его высота 244 м. В других высотках разместились представительства торговых домов, страховые компании, банки, отели. Оценив преимущества Dock- lands, из тесного Сити сюда переехали даже редакции крупнейших газет Daily Telegraph и Daily Mirror.

Соседство с офисами преобразило инфраструктуру всех окрестных кварталов. Получился новый большой городской район со своей атмосферой и характерной только для него архитектурой.

В Docklands есть даже специальный транспорт. Нечто среднее между пригородной электричкой и туристическим поездом получило название Docklands Light Railway, “легкое метро”. Центральная станция метро, спроектированная Норманом Фостером, тоже названа Canary Wharf. Вагончики удивляют тем, что ходят без машиниста. Автоматически. Сами трогаются с платформы, останавливаются, ускоряют ход на прямой, притормаживают на поворотах, управляясь дистанционно из центральной диспетчерской. И все это при том, что маршрут у поездов непростой: часть трассы проложена по эстакаде между тесно стоящими небоскребами. Кстати, транспортная ветка не испортила окружающий ландшафт. Проехав на Dock- lands Light Railway несколько остановок, можно очутиться на разбитой посреди индустриального пейзажа ферме Mudchute City Farm, где мирно пасутся овцы и гуси.

Полным аналогом лондонского Сити Docklands не стал. Отличие в том, что жизнь в новом районе не замирает после окончания рабочего дня. Canary Wharf быстро превратилась в одну из лондонских зон досуга. В бывших промышленных зданиях открыты модные пабы и рестораны, а один из сохранившихся складских комплексов переоборудован в музей. Его экспозиция знакомит с историей создания порта, Лондоном как торговым городом, колониальными завоеваниями Великобритании. Вечерами главная площадь превращается в зал под открытым небом, где оркестры классической музыки чередуются с рок-группами. В Docklands построены и жилые дома. Из окон квартир открывается вид на Темзу. Да и сам Docklands прекрасно смотрится с реки. А самый впечатляющий вид на новый Сити — с расположенного на другом берегу Темзы гринвичского холма. Canary Wharf не только изменил внешность некогда запущенной территории, но и стал новым знаковым сооружением на берегах Темзы, своеобразной деловой визиткой Лондона.

Новый маршрут

Создание нового района на месте бывших доков потребовало внести добавления в рассказы аудиогидов во время речных прогулок по Темзе. Приезжим даются рекомендации посетить Dock- lands. Понадобилось и переиздание путеводителей, так как территория бывшего порта не вписывалась в классическую туристическую схему Лондона. Сейчас эта местность выделена на карте-схеме города отдельной врезкой с более крупным масштабом. Несмотря на то, что сюда еще не ходят двухэтажные туристические автобусы, добраться до Docklands несложно. Станции “легкого метро” расположены во второй лондонской транспортной зоне из шести. Всего десять минут поездки из центра города — и вы уже уже на месте.

К району Docklands также относится, несмотря на его удаленность от Canary Wharf, док Святой Катерины. Он тоже являет собой пример реконструкции старых сооружений для целей туризма. Здесь создан небольшой тематический парк для любителей речных прогулок. Есть пристани для частного флота, кафе, магазины и даже пансион “Постоялый двор Диккенса”.

Елена БОРМАТОВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.