Что раньше, курица или яйцо// Инвестиционная дилемма развития транспортной инфраструктуры и логистики

13.02.2008
Просмотров: 1158

«Перекресток международных транспортных коридоров», как называли Нижний Новгород в середине 1990-х с подачи консультантов европейского проекта TACIS, долгое время не извлекал никаких преимуществ из своего географического положения.

Развитие логистической отрасли напрямую зависит от состояния транспортной инфраструктуры. Создавать складские комплексы в середине длинного отрезка трассы, соединяющей пункт «А» с пунктом «Б» вряд ли имеет смысл. Для этого предпочтительнее транспортные узлы, особенно связывающие грузопотоки различных видов транспорта. Вопрос в том, как обеспечить финансирование наиболее перспективных направлений развития. Губернатор нашел решение, призвав «варягов» (т.е. в данном случае немцев). Они должны построить и мост, и логистический центр, использующий преимущества расположения рядом с этим мостом.

«Перекресток международных транспортных коридоров», как называли Нижний Новгород в середине 1990-х с подачи консультантов европейского проекта TACIS, долгое время не извлекал никаких преимуществ из своего географического положения (имеется в виду наше время, а не эпоха Нижегородской ярмарки, когда Нижний называли «Карманом России»). Грузы следовали транзитом через Нижний Новгород по железной дороге, проплывали мимо «царственно поставленного над рекой города» по Волге. Наконец, перемещались в грузовых фурах по перегруженным городским магистралям… Складское хозяйство города, созданное в советские времена обслуживало либо потребности одного из видов транспорта (воздушного, железнодорожного, водного), либо потребности того или иного крупного предприятия.

Рыночные реформы резко увеличили количество субъектов товарообмена, связанного с транспортировкой грузов. Но первое время развитие складского хозяйства и предоставление логистических услуг базировалось на оказавшихся невостребованными площадях старых промзон. Территориальное размещение складских комплексов вследствие этого было случайным.

Рост товарооборота и приход крупных сетевых операторов поставил на повестку дня качественное совершенствование складского хозяйства и переход к оказанию логистических услуг более высокого уровня. Появились и крупные логистические компании, специализирующиеся в этой сфере бизнеса.

Однако значительная часть создаваемых комплексов была ориентирована на обслуживание внутренних товаропотоков, или как в первую очередь таможенные терминалы (но в какой-то степени как и большинство «обычных» логистических объектов) — на дистрибуцию прибывающих в регион товаров. Обработка транзитных грузов вносила пренебрежимо малый вклад в обороты отрасли.

Препятствий для кардинальной смены ситуации было по большому счету два: неразвитость транспортной инфраструктуры и неумение прогнозировать (а значить и влиять на…) изменения товарных потоков.

Первое препятствие было наиболее очевидным. И область занялась строительством обходной автодороги с юга (с московской трассы на казанскую). Это могло бы разгрузить от грузовых автомобилей улицы Нижнего Новгорода (а, заодно, и позволило бы располагать объекты логистики на свободных площадках, не мучаясь, вписывая их в сложившуюся городскую среду). Но южный обход в отсутствие восточного и северного не является решением проблемы. А строительство моста через Волгу ниже по течению, чем Нижний Новгород, или выше — неподъемная для регионального бюджета задача. А у федерального центра просителей с аналогичными (и зачастую более острыми) проблемами немало. В результате, строительство мостов оставалось скорее мечтой, чем реальной перспективой. Тем более, что действенного механизма окупания инвестиций область предложить не могла. Платный проезд по российскому законодательству возможен только при наличии бесплатной альтернативы. Что напрочь лишает смысла использовать этот принцип для разгрузки проходящих через город транспортных артерий.

В отсутствие полноценного обхода любая компания, пожелавшая сделать Нижний центром межрегиональной дистрибуции, вынуждена была бы испытывать все прелести городских пробок. Вынос же логистического комплекса за пределы мегаполиса заставлял сделать выбор в пользу кировского или казанского направления как главного, что сводило бы задачу к построению склада на отрезке между пунктами «А» и «Б». В чем тогда смысл  строительства складов, если товар отсюда можно будет везти преимущественно в одном направлении. Убедить компании в необходимости переноса центра дистрибуции в нижегородский  регион, нижегородские логистические компании не имели возможности. В результате развитие отрасли определялось почти исключительно ростом внутренних потребностей.

Появление стратегии развития Нижегородской области, в которой было сформулировано, что Нижний Новгород является математическим центром расселения российских граждан (по крайней мере, в европейской части страны). В пятисоткилометровом радиусе от Нижнего проживает более 43 млн человек (24 млн в го родах), а в 1000-километровой зоне — 84 млн человек и 45 млн городских жителей. За красивыми цифрами, однако, стоят конкретные географические понятия: московская агломерация и города-миллионники Поволжья. Чтобы устройство в Нижнем центра дистрибуции было выгоднее прямых поставок, нужно, чтобы расположение здесь логистического комплекса давало дополнительную свободу маневра. Но без решения транспортных проблем это невозможно. И ключевая, это строительство северного обхода города и моста (как варианта – низконапорной плотины) через Волгу, чтобы транспортный поток мог, обойдя Нижний с севера, выйти на кировскую трассу.

Поиски инвестора для северного мостового перехода привели нижегородского губернатора в Берлин. Во время поездки в Германию на «Зеленую неделю» (крупнейшая европейская продовольственная выставка), где были представлены нижегородские аграрии, Валерий Шанцев 19 января провел переговоры в Потсдаме с президентом германской компании BauBodenGmbhРаймундом Ферстером. Германская компания, специализирующаяся на транспортном строительстве и оказании логистических услуг уже рассматривалась в качестве возможного подрядчика для строительства мостового перехода через Волгу (его концепция была одобрена инвестиционным советом при губернаторе 16 мая 2007 года). Принципиальным моментом, обсуждавшимся в ходе переговоров, стал механизм окупания инвестиций.

Предыдущие варианты низконапорной плотины предусматривали шлюзовые сборы за пропуск судов и плату за проезд с автомобилей. Сегодня правительство Нижегородской области твердо стоит на принципе бесплатного проезда через мост для автомобильного транспорта. Чтобы инвесторы могли окупить более чем 300 млн евро (во столько по оценке специалистов BauBodenGmbhобойдется строительство), губернатор предложил две вещи. Во-первых, он выразил готовность профинансировать из бюджета до половины стоимости проекта (часть этой суммы, видимо, удастся получить от федерального центра). А во-вторых, Валерий Шанцев выразил готовность бесплатно передать инвесторам не только земельные участки в полосе отчуждения строительства моста, но и прилегающие участки порядка 200-300 гектаровдля создания современного логистического центра и сопутствующего автомагистралям бизнеса. Перед переговорами нижегородская делегация познакомилась с относительно недавно созданным логистическим центром SudGrossbeeren, третьим по величине в Германии (он занимает территорию в 260 гектаров), и получила представление о том, как подобный бизнес работает в Европе.

Наличие современного логистического центра, управляемого специалистами, знакомыми с потребностями западных компаний способно (после решения инфраструктурных проблем, естественно) притянуть в Нижний крупные западные компании, только еще собирающиеся заходить на российский рынок. А превращение нашего города в логистический центр для крупных международных компаний заставит подтянуться сюда и часть российских фирм, что сделает развитие логистики в регионе долгосрочной тенденцией и позволит этой отрасли превратиться в доходную часть региональной экономики.

Данила Маркич, Аргументы неделi-Нижний Новгород

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.