Выбрать брендированный продукт

14.02.2008
Просмотров: 1744

Снижения тарифов уже недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать на рынке брокериджа. Эксперты прогнозируют, что дальнейшее развитие брокерского обслуживания будет связано с выводом на рынок структурированных продуктов с дополнительными сервисами.

Снижения тарифов уже недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать на рынке брокериджа. Эксперты прогнозируют, что дальнейшее развитие брокерского обслуживания будет связано с выводом на рынок структурированных продуктов с дополнительными сервисами.
 
Конец ценовых войн
Прошедший год начался для многих инвестиционных компаний с обновления тарифной сетки. Одним из первых изменил свои основные тарифы крупный участник рынка - компания «Брокеркредитсервис». «АЛОР» также ввел новые тарифные планы брокерского обслуживания на фондовом рынке. По отдельным позициям размер вознаграждения у некоторых брокеров был уменьшен на 30%. Кроме того, ряд участников изменили ставки не только на брокерское обслуживание, но и на маржинальное кредитование денежными средствами и ценными бумагами.
По данным экспертов, инвестиционные компании не снижали цены на обслуживание, начиная с 2004 г., - демпинг давно перестал быть основным методом конкурентной борьбы за привлечение клиентов. Нынешние действия брокеров аналитики объясняют тем, что впечатляющий рост российского фондового рынка по итогам 2006 г. привел к увеличению спроса на инвестиционные услуги среди населения, и компании начали борьбу за новых клиентов. Многие из начинающих инвесторов располагали небольшими суммами для инвестирования, и снижение комиссионного вознаграждения должно было обеспечить им дополнительные преимущества на рынке. Понижение цен также было обусловлено и борьбой за лояльность уже существующих клиентов.
При этом эксперты подчеркивают, что, несмотря на обновление тарифной сетки у большинства участников рынка, говорить о ценовых войнах среди брокеров не приходится. По словам генерального директора ОАО «Химик-Инвест» (региональный представитель ЗАО «ФИНАМ») Михаила Попова, дальнейшее развитие брокерского обслуживания не будет связано с уменьшением комиссий инвестиционных компаний. Их тарифы уже сегодня приближаются к границе рентабельности.
«Тарифные планы в России очень низкие по сравнению с тарифами брокеров в Америке и Европе. У нас в стране не просто доступный, а супер-доступный интернет-трейдинг, - подчеркнул старший специалист нижегородского филиала компании «АТОН» Олег Харитонов. - К тому же тарифы - не самое главное. Клиент должен, прежде всего, обращать внимание на надежность брокера - финансовую и техническую. Комиссия брокера является существенной для тех, у кого работа на фондовом рынке является постоянным источником дохода - для спекулянтов и лиц, совершающих сложные операции, например, арбитражные. Для массового инвестора, который пользуется простыми стратегиями, например «купил и держи», тариф особой роли не играет».
По словам г-на Харитонова, пока трудно сказать, будут ли тарифы брокеров расти параллельно с количеством приходящих на рынок инвесторов. Скорее всего, при большом числе клиентов возникнет проблема трафика, и здесь все будет зависеть от того, насколько улучшат свое техническое оснащение российские биржи - ММВБ и РТС.
«Надо понимать, что интернет-трейдинг - это, прежде всего, информационные технологии, которые требуют серьезной технической базы. Все комиссии идут на ее совершенствование. Клиенты брокера платят комиссию и ММВБ. Если существующий ныне тариф не будет перекрывать затраты биржи на техническое переоснащение, которое потребуется с приходом на рынок большого количество участников, то тарифы брокеров, безусловно, будут расти», - объяснил Олег Харитонов.
Эксперты отмечают, что участников рынка сегодня в меньшей степени волнуют изменения тарифной сетки. Главное для всех - это то, что скрывается за стандартным текстом договора присоединения к регламенту брокерского обслуживания. На первый план в конкурентной борьбе инвестиционных компаний выходят взаимоотношения между брокером и клиентом.
«Снижения тарифов уже недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать на рынке брокериджа, - сообщил начальник операционного отдела нижегородского филиала компании «Брокеркредитсервис» Михаил Мартынов. - Уменьшение комиссии может дать краткосрочный положительный эффект, однако этого явно недостаточно для динамичного развития бизнеса. Сегодня на первое место выходят качество и спектр предоставляемых брокером услуг».
 
Эра структурированных продуктов
«Дальнейшее развитие брокерского обслуживания связано, прежде всего, с расширением линейки предоставляемых услуг, - дает прогноз Михаил Попов. - Это естественный процесс развития рынка. Он вызван ростом числа инвестиционных компаний и, как следствие, насыщением рынка и усилением конкуренции. Не последнюю роль в этом процессе играет и возросший профессионализм большинства участников».
Говоря иными словами, для брокеров пришло время хорошо проработанных продуктовых линеек. Инвестиционные компании уже сегодня ведут более гибкую тарифную политику: на рынке появляются специальные планы для разных категорий инвесторов (по величине активов, частоте совершаемых операций, уровню знаний и опыту работы на фондовом рынке).
«Когда в 2006 г. мы выходили в широкую розницу, руководство опасалось, что продуктовые ряды компании сольются с предложениями других участников рынка брокерских услуг, - вспоминает Олег Харитонов. - Чтобы этого не произошло, для различных групп клиентов были разработаны несколько тарифов: «Грин ЭКО» (для новичков, только выходящих на рынок), «Форсаж» (для опытных трейдеров, несколько раз в день открывающих и закрывающих позиции на рынке), «Стаффорд» (для VIP-клиентов, инвестирующих значительные средства) и «Навигатор» (для тех, кто уверенно чувствует себя на рынке, но не отказался бы от рекомендаций профессионалов)».
В последнее время брокеры выводят на рынок структурированные продукты - с дополнительными сервисами и спецификой обслуживания. Такие продукты включают в себя все существующие тарифные планы за исключением экзотических (например, специальные тарифы для работы с облигациями).
«В структурированные продукты уже встроен ряд сервисов. Кроме того, есть тарифные планы, рассчитанные на тех, кто хочет получать от брокера дополнительные сервисы. Например, клиенту, подписавшемуся на тарифный план "БКС-Эксперт", приходят четкие рекомендации по торговым операциям. Клиенту, работающему по тарифному плану "Финансовый советник", ежедневно отправляются рекомендации аналитиков. Он может советоваться с персональным консультантом относительно текущей ситуации на рынке, обсуждать с ним свои инвестиционные решения, получать советы и рекомендации по сделкам», - рассказал г-н Мартынов.
Инвестору проще ориентироваться в предложениях брокера, когда он имеет дело со структурированными продуктами. С их помощью клиент может подобрать для себя не только оптимальный тарифный план, но и оптимальный тип обслуживания. По мнению аналитиков, появление структурированных продуктов на рынке - это знак, что инвестиционные компании настроились на массового клиента.
«Брокеры и дальше будут идти по пути структурирования своих продуктов, - считает Олег Харитонов. - Все мы знаем, что если товар становится массовым, его надо брендировать. Поэтому инвестиционные компании продолжат выводить на рынок структурированный продукт под определенным брендом, чтобы потребитель связывал свои пожелания и предпочтения именно с ним».
 
Больше сервисов - больше комиссий?
Из всех дополнительных услуг, которые предлагаются инвесторам в рамках структурированных продуктов, на сегодняшний день самой востребованной является консультационное обслуживание. Воспользовавшись этой услугой, клиент может не вникать в динамику рынка. С инвестором работает личный консультант, который определяет запросы клиента. На базе этих запросов специалист компании-брокера помогает инвестору принять индивидуальное инвестиционное решение (если можно так назвать решение, которое принимается на рынке, где не так много инвестиционных инструментов).
«В последнее время брокеры делают упор на предложение данной услуги, прежде всего, потому что ею пользуются обеспеченным клиенты. Обычно этот сервис предлагается, когда клиент инвестирует от 3-5 млн руб., но мы начали его предлагать при инвестировании 600 тыс. руб. Я считаю, что это достаточно демократичная сумма, особенно если учитывать динамику российского фондового рынка в последние годы. С 2005 г. он вырос почти вдвое, а раз рынок растет, увеличиваются и активы наших клиентов», - заметил г-н Харитонов.
Михаил Мартынов, в свою очередь, сообщил, что в ближайшем будущем инвестиционные компании продолжат расширять спектр дополнительных сервисов: получение оперативных рекомендаций по торговым операциям, консультирование, аналитика. Например, многие брокеры предлагают такую услугу, как рекомендации по рынку акций в режиме on-line: горячие новости spot-рынка приходят клиенту в виде sms-сообщений на сотовый телефон. Уже разрабатываются и более сложные сервисы - совершение сделок с помощью КПК или коммуникатора, который работает по системе Windows Mobaile.
«В наши дни инвестору необходимы сложные системы, которые помогали бы ему в принятии инвестиционных решений. Мы доработали свою торговую систему под КПК, сейчас наши специалисты работают над развитием собственной системы технического анализа «Нострадамус». Это и есть те новинки, которые завтра облегчат нашим клиентам работу на фондовом рынке», - перечислил Олег Харитонов.
Однако аналитики отмечают, что инвесторов сегодня волнует вопрос, выльются ли дополнительные услуги брокеров в так называемые скрытые комиссии. Бывали случаи, когда после установки системы для интернет-трейдинга клиент с удивлением обнаруживал, что за ленту новостей или аналитические отчеты инвестиционной компании с него будут взимать дополнительную плату.
«Скрытые комиссии - это, с чем мы должны как можно скорее проститься на своем рынке. Брокерам крайне важно иметь доверительные отношения с клиентами, поэтому специалисты инвестиционных компаний при заключении договора о брокерском обслуживании стараются как можно более полно рассказать о том, какие комиссии будет платить клиент», - сообщил г-н Харитонов.
По мнению Михаила Попова, уместнее было бы говорить не о скрытых комиссиях брокеров, а об отсутствии опыта у новичков, впервые сталкивающихся с работой систем интернет-трейдинга. Кроме широкой сетки тарифов, которая дополнительно предусматривает определенные бонусы для клиентов, у каждой инвестиционной компании есть своя система различных сборов (на разные виды сделок, операций, обслуживание счетов и т.д.). «Все это разнообразие может вызвать ложное ощущение скрытых комиссий. Однако такое заблуждение обычно возникает у тех, кто только начинает работать на фондовом рынке. Для профессионала система сбора комиссий достаточно прозрачна», - подчеркнул г-н Попов.
Со своей стороны, Михаил Мартынов напомнил клиентам, что обо всех комиссиях они вправе узнать заранее. Все действия брокера (также как и алгоритм формирования тарифов и комиссий) четко прописаны в "Регламенте оказания услуг на рынке ценных бумаг", с которым можно ознакомиться в любое время. Когда брокер предлагает инвестору дополнительные услуги, стороны в обязательном порядке оговаривают их стоимость. Беспокоиться надо лишь в том случае, если вас предварительно не проинформировали о дополнительных платежах.
Виктория Шишалова

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.