Торговые коридоры, или Когда конкуренция только «в плюс»

26.02.2008
Просмотров: 2154

В настоящее время в Нижегородском регионе наблюдается настоящий ритейловый бум. Лидируют, конечно, торговые центры, гипермаркеты и торгово-развлекательные центры с якорными арендаторами. Но самый последний трэнд в секторе розничной торговли — торговые кор

В настоящее время в Нижегородском регионе наблюдается настоящий ритейловый бум. Лидируют, конечно, торговые центры, гипермаркеты и торгово-развлекательные центры с якорными арендаторами. Но самый последний трэнд в секторе розничной торговли — торговые коридоры. 

Непосредственно в Нижнем Новгороде наблюдается явный перекос в пользу крупноформатных магазинов. Так, для городов-миллионников порогом первоначального насыщения торговыми центрами считается превышение уровня в 700 тыс. кв. м. Сейчас на 1,5 млн нижегородцев приходится порядка 600 тыс. кв. м торговых площадей. Однако распределяются эти площади крайне неравномерно. Основная масса торговых и торгово-развлекательных центров сосредоточена в нагорной части, особенно в Нижегородском районе. Возник феномен так называемого торгового коридора (street retail). Большая Покровская — центральная улица города — стала торговым коридором уже несколько лет назад. А сегодня в наиболее сформированном виде торговый коридор представляет из себя ул. Белинского, сплошь застроенная торговыми центрами, торгово-развлекательными комплексами, магазинами шаговой доступности и магазинами на первых этажах жилых домов. (Кстати, недавно пригодная для размещения торговой точки квартира на первом этаже дома по Белинке была продана за рекордную сумму — из расчета $7,5 тыс. за 1 кв. м, и это при средней стоимости торговой недвижимости $2,4 тыс. за 1 кв. м).

Продолжает традицию ГК «Электроника», планирующая возвести в районе пл. Лядова торгово-развлекательный комплекс общей площадью 134,5 тыс. кв. м. Новый ТРК займет три этажа и цоколь, около 45% арендных площадей будет отдано под торговлю, а 55% — под развлечения и спорт. Работы уже начались, хотя до сих пор приходится расселять остатки ветхого фонда. Под ТРК и вокруг него планируется оборудовать парковочные места как минимум на 1,5 тыс. автомобилей. В реализацию проекта будет инвестировано порядка 170 млн евро, окупаемость составит 10-11 лет.

Буквально на глазах формируется торговый коридор на ул. Родионова. К «Ленте», «Утесу», Spar и другим магазинам здесь добавился новый гипермаркет «Эльдорадо», двенадцатый магазин этой торговой сети в Нижнем Новгороде.

Кроме того, в торговый коридор превращается ул. Рождественская, идущая от подножия Нижегородского кремля вдоль набережной Волги, и ул. Веденяпина в Автозаводском районе (крупнейший по территории и населению район Нижнего Новгорода).

«Всего в Нижнем Новгороде можно насчитать около 12 торговых коридоров, в том числе один для транзитного транспорта по М7», — говорит руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов. — Причем обязательным условием для формирования коридора является наличие пригодных для строительства торговых центров пустующих участков земли».

Участники рынка считают, что торговые коридоры удобны и для покупателей, и для продавцов. «Мы продаем мебель, как IKEA. Мы продаем электробытовую технику, как «М. Видео». Мы продаем товары для сада, как OBI. Но товарооборот у нас и наших конкурентов выше, чем, если бы мы располагались далеко друг от друга», — говорит директор нижегородского гипермаркета «АШАН» Паскаль Ванруа. Впрочем, конкуренцию выдерживают не все. Так, на уже упоминавшейся ул. Белинского закрылся супермаркет «XXI век».

Кроме того, наблюдается тенденция по продвижению торговых центров в спальные районы. Кстати, в планах развития Нижнего Новгорода предусмотрена активная застройка торговыми площадями заречной части города, особенно в Московском и Сормовском районах, с высокой концентрацией населения и промышленности, но явным недостатком сервисной и торговой инфраструктруры. Говорить о полном отсутствии торговых центров, гипер- и супермаркетов было бы преувеличением, но они находятся на основных транспортных артериях и не представлены в «глубинке» районов.

«Ресурсы для развития нижегородского ритейла есть, в том числе — за счет введения новых форматов, — считает генеральный директор группы компаний «Столица Нижний» Олег Сорокин. — Наша компания собирается в 2008 году в рамках комплексной застройки возводить торговый центр в микрорайоне Мещерское озеро». В настоящее время здесь работает Metro Cash&Carry и круглосуточный продуктовый гипермаркет «Андреевский».

Некоторые девелоперы и ритейлеры идут еще дальше. В прямом смысле слова: осенью 2007 года началась серьезная экспансия инвесторов в города и районы Нижегородской области. Немалую поддержку оказывает Инвестиционный совет при губернаторе, чьи заседания ведет лично Валерий Шанцев. Налажена четкая система прохождения заявок, землеотвода и прочих необходимых процедур. Как следствие — начавшийся бум строительства торговых площадей в Дзержинске, Арзамасе, Заволжье, Сарове, Балахне, на Бору. И здесь нижегородские и местные предприниматели объединяют усилия, получая синергетический эффект. Банки охотно дают длинные инвестиционные кредиты под такие проекты. Стоит отметить и высокую степень автоматизации новых ТРЦ, многие из которых сразу возводятся в формате «умный дом».

Не отстают и другие форматы, но они менее заметны на общем фоне в силу локальности проектов и нежелания владельцев бизнеса общаться на экономически содержательные темы. Приятным исключением является краснобаковский предприниматель Владимир Степанов. Построенный им торговый центр «Свобода выбора» обошелся в 4,4 млн руб., из которых 2,5 млн руб. составили собственные средства.

Развернувшееся строительство торговых площадей подкрепляется логистической лихорадкой. В планах многих компаний, зачастую никак не связанных с рынком логистики, на 2008-2009 годы значится строительство и даже пуск в эксплуатацию логистических центров самого разного назначения.

Не остался в стороне и рынок электроники и бытовой техники. Британский инвестиционный фонд Raven Russia и московская группа компаний «Авалон» презентовала проект логистического комплекса Megalogix общей площадью 220 тыс. кв. м. Совокупные инвестиции партнеров, по данным директора проекта Megalogix Давида Гуссе, составят почти 4 млрд руб. Под логистический центр у частных лиц выкуплен участок земли в 44 га на въезде в Нижний Новгород по Московскому шоссе. В фонде Raven Russia и группе «Авалон» полагают, что клиентами центра станут федеральные и международные сети электроники и бытовой техники. «Строительство начнется летом 2008 года, и завершится к концу 2010-го. Кроме бытовой техники логистический центр позволит принимать продовольственные товары для гипермаркетов», — делится планами Давид Гуссе.

Центр недолго будет в одиночестве. Рядом с Megalogix собирается возводить свой логистический центр площадью 400 тыс. кв. м объединение «Планета». Инвестиции в проект составят около 300 млн руб. По словам генерального директора объединения «Планета» Александра Тимофеева, уже поступили заявки на аренду от ООО «МИР» (бытовая техника), «Эльдорадо», «Белый парус» и других федеральных сетей. Холдинговая компания «Логопром» собирается осваивать Кстовский район Нижегородской области. Как рассказал председатель совета директоров ХК «Логопром», в течение 2008 года будет построена береговая часть комплекса в виде контейнерного терминала, в 2009-м — причальная стенка. Общая стоимость проекта — 5 млрд руб., площадь логистического комплекса — 400 тыс. кв. м.

По мнению заместителя губернатора Нижегородской области Ирины Живихиной, сейчас потребность в оборудованных складах составляет порядка 600 тыс. кв. м, в ближайшее время она возрастет в 2,5 раза — до 1,5 млн кв. м. Излишне упоминать, что развитие логистического кластера прописано в качестве одного из приоритетных направлений в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года и сопряжено с масштабным строительством дорог, обходных трасс, подъездных путей и иной необходимой инфраструктуры. Планы вполне осуществимые. Правда, участники рынка полагают, что региону нужны не просто склады, а развитая инфраструктура и подготовленные кадры. Кстати, именно кадровая проблема называется многими ритейлерами как одна из основных помех в развитии. И, конечно, еще пресловутый административный ресурс. Если в Нижнем Новгороде и некоторых районах муниципалитеты и местное самоуправление идет навстречу инвесторам, то в отдаленных районах есть серьезное противодействие приходу «варягов». Кроме того, есть и политические риски, пусть и небольшие.

Константин БАРАНОВСКИЙ, Капиталист- Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.