Скорость будущего

19.03.2008
Просмотров: 1370

Можно ли повысить конкурентоспособность региона за счет высокоскоростных железных дорог? На что могут повлиять новые транспортные развязки?

Можно ли повысить конкурентоспособность региона за счет высокоскоростных железных дорог? На что могут повлиять новые транспортные развязки? И в каких случаях скоростная железнодорожная магистраль способна оказать отрицательный эффект на экономику области?

Своим опытом, на примере японской скоростной железной дороги “Синкансен”, поделился заместитель директора департамента консалтинговых услуг по Китаю и Юго-Восточной Азии научно-исследовательского института НОМУРА господин ЯМАДА, приезжавший в Нижний в начале марта.

В 1962 году в Японии был принят План комплексного развития страны. Многие регионы отставали от таких экономических столиц, как Токио и Осака. Чтобы исправить положение, было принято решение создать 21 центр и соединить их высокоскоростной железной дорогой. Так, 40 лет назад в Японии появилось чудо под названием “Синкансен”, электропоезда этой модели развивали скорость до 210 км/ч. Уже через два года работы экономический подъем в отсталых регионах составил более 10%. Сегодня в Японии уже появились регулярные рейсы “Синкансен” новой серии N700. Эта машина способна развивать скорость до 300 км/ч. Высокие требования к безопасности позволяют японцам гордиться тем фактом, что за сорок лет своего существования не произошло ни одной аварии с гибелью пассажиров.
Россия с ее огромными территориями и периферийными экономическими центрами давно мечтает о скоростных железнодорожных трассах. В плане развития России до 2030 года есть пункт, в котором говорится о строительстве высокоскоростных железных дорог. В этой связи японский опыт может быть нам полезен. Профессор Ямада из института Номура объясняет, что при планировании скоростных железнодорожных магистралей необходимо прежде составить пять схем их развития. На первом месте стоит общий план развития страны, где прописывается долгосрочная стратегия землепользования и использование земель под промышленными объектами. Во-вторых, необходим генеральный план развития сети. Например, первая линия будет соединять Москву с Нижним Новгородом, тем не менее разрабатывать ее необходимо, учитывая перспективы развития территории всей России.

В-третьих, необходима местная схема развития региона, которая, конечно, согласована с генеральным планом развития страны. Взаимосвязь с регионами после строительства “Синкансен” в Японии стала более эффективной. Ранее отсталые области превратились в промышленные полигоны, их облюбовали многие крупные предприятия. Земля там продавалась по невысоким ценам, локальная администрация создавала все условия для выгодного размещения бизнеса. Местные жители получали новые рабочие места, а высококлассные специалисты и топ-менеджмент всего за несколько часов имели возможность добраться из любой точки страны до своей компании. Однако надо предвидеть, какие предприятия будут полезны той или иной области. Японцы координировали их размещение заранее, используя такой простой способ учета желаний и возможностей, как анкетирование. Таким образом, были выявлены типы регионов и степень их привлекательности до и после пуска “Синкансен”.

И еще одно замечание сделал г-н Ямада по вопросу финансирования. Несмотря на федеральное значение такого проекта, бремя расходов должно ложиться на получателя выгоды. В Японии строительство скоростных железных дорог оплачивается государством только на две трети. Еще одну часть берет на себя региональный бюджет. В-четвертых, важно продумать план реконструкции земель вокруг вокзала, который принимал бы скоростные электропоезда. Эффективное землепользование в привокзальных районах может принести дополнительные экономические дивиденды. В подобных проектах обычно участвуют как представители региональной власти, так и бизнесмены. Например, создание развлекательных центров, торговых моллов, концертных и фестивальных площадок вокруг вокзала привлечет в данный город большее количество туристов. К примеру, жители Токио с удовольствием проводят выходные в сопредельных городах, благо до них “Синкансен” домчит за пару, а то и меньше часов. Напомним, что от Токио до Сендаи, столицы префектуры Миаги, 300 км, пассажир на преодоление этого расстояния тратит всего 1 час 36 минут.

И, наконец, в-пятых, японские ученые советуют внести изменения в план городской реконструкции внутривокзальных территорий. Нужно заранее продумать, как задержать пассажира на данной станции, чтобы при этом ему было и комфортно, и интересно. На примере двух городов — Кагосима и Кумамото, где проходит линия “Синкансен”, г-н Ямада продемонстрировал положительный и отрицательный эффекты. В Кагосима (это конечная станция скоростных электропоездов) построен большой вокзал с продуманными схемами привлечения туристов. А в городе Кумамото (станция проходящих далее поездов, сквозная, так сказать), чтобы пересесть на другие направления, пассажирам не требуется переходить с платформы “Синкансен” и выходить в город. Однако фактор удобности привел к экономическим потерям. Японцы даже дали название такому отрицательному побочному эффекту — “эффект соломинки”. Когда ошибочная тактика в проекте “Синкансен” приводит к тому, что из города утекают будущие кадры, молодые работоспособные японцы. Они, используя скорость передвижения, отправляются в более привлекательные соседние города, находят работу, а затем и вовсе переезжают туда жить.

Правильно разработанная сеть “Синкансен” повышает конкурентоспособность регионов и способствует его экономическому развитию. В префектуре Кагосима, как и во многих других японских землях, соединенных сетью “Синкансен”, со временем сократилось время передвижения, расширились зоны жизнедеятельности, увеличился поток пассажиров, выросло количество туристов и активизировалась промышленная деятельность в отстающих регионах. Сегодня Япония доказала, что хорошее качество жизни может быть не только в центральных мегаполисах. Скорость “Синкасена” способствовала этому на протяжении последних сорока лет.

В целом же в мире рекорд для железнодорожных поездов принадлежит французскому TGV, развившему недавно максимальную скорость 553 км/ч. Будет ли Россия перенимать опыт японцев или французов, неважно. Важно, что в будущее следует двигаться уже более высокими скоростями!

Мария ЖОГЛЕВА,

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.