Бухгалтерский аутсорсинг,или Как заработать на учете чужих денег

21.03.2008
Просмотров: 6052

В какой стадии развития находится рынок аутсорсинговых бухгалтерских услуг в Нижнем Новгороде?

О передаче работ и услуг, не связанных с основной деятельностью фирмы, на аутсорсинг написано уже много. Поэтому «КАПИТАЛИСТ» не углубляется в описание значения этого термина, а на рассказывает о том, в какой стадии развития находится рынок аутсорсинговых бухгалтерских услуг в Нижнем Новгороде.

Быстро растущий, но не развитый рынок

«Отрасль аутсорсинговых бухгалтерских услуг в нашем регионе, на мой взгляд, находится в самом начале своего развития, — говорит Марина Легостаева, директор компании «Актив-КОНСАЛТ». — При том, что сегодня сам термин «аутсорсинг» уже объяснять никому не приходится, — отсутствуют единые стандарты оказания подобного рода услуг, да и количество фирм-аутсорсеров далеко от оптимального. Конкуренции как таковой практически нет, и у всех качество настолько разное, что мнение клиентов колеблется «все ужасно, больше никогда не свяжусь» до «прекрасно работают, порекомендую друзьям».

Если взглянуть на то, как развивается зарубежный рынок, то легко заметить, что там подобная практика уже стала совершенно распространенным явлением. «Большинство малых компаний (да и некоторых крупных) вообще не содержит штатных бухгалтеров, — рассказывает Лариса Кондратьева, директор компании «Предприятие бухгалтерского учета «Альтернатива». — Это логично, ведь в США или Великобритании работа бухгалтерии — это лишь техника, которая сводится к верной регистрации средств бизнеса и заполнению стандартных форм отчетности. А такую точную работу должны выполнять профессионалы, которых как раз и можно найти в консультационных компаниях».

В нашей же стране бухгалтер — это человек творческой профессии. «Запросы руководителей порой просто невыполнимы, — отмечает Лариса Кондратьева. — Обычно от нас требуют сделать все так, чтобы компания заплатила в бюджет копейки, а налоговая инспекция при этом осталась бы довольна. Или, как минимум, спокойна. Так вот, в случае использования бухгалтерского аутсорсинга подобное проходит далеко не всегда, поскольку «внешние» бухгалтеры работают по правилам». Именно это обстоятельство существенно снижает в глазах деловых людей преимущества бухгалтерского аутсорсинга.

«Организации пока еще не доверяют ведение бухгалтерского учета сторонним организациям, — комментирует Наталья Кузовихина, директор компании «Нижегородский бухгалтер». — Возможно, если все организации по бухгалтерскому обслуживанию достигнут высокого качества обслуживания, то небольшие фирмы будут отдавать предпочтение специализированным организациям и данная отрасль будет активнее развиваться».

Одной из причин, сдерживающих развитие аутсорсинга, является то, что руководители фирм-заказчиков не готовы тратить дополнительное время на работу с аутсорсером. «Действительно, на первых этапах нашей интеграции временные затраты руководителей компаний возрастают, — говорит Лариса Кондратьева. — Они сталкиваются с проблемами своего бизнеса, которые ранее были скрыты или недооценены их последствия на конечный результат. Это вызывает раздражение заказчика, хотя, как показывает практика, через 2-3 месяца все стабилизируется».

«Кроме того, руководители многих компаний слабо информированы о преимуществах бухгалтерского аутсорсинга, — говорит Наталья Сомова, директор компании «Активы Бизнеса». — Тормозит развитие нашего бизнеса также невысокий уровень прозрачности компаний — потенциальных клиентов».

По словам экспертов, динамика развития рынка составляет более 50% в год. «Рынок очень сильно зависит от того, какие законы из планируемых будут приняты. К примеру, по вопросам, которые касаются саморегулируемых организаций, налогового консультирования, МФСО, — отмечает Марина Легостаева. — Со временем отомрет и институт «надомников».

«Спрос на аутсорсинг будет только расти, — уверена Наталья Кузовихина. — На рынке постоянно появляются новые организации — наши потенциальные заказчики. Со временем наша клиентская база благодаря рекомендации знакомых или партнеров будет только расширяться».

О том, что рекомендации играют ключевую роль в процессе привлечения клиентов, говорит и Марина Легостаева: «50% клиентов к нам приходят по рекомендациям. Чем лучше мы работаем, тем проще нашим заказчикам развивать свой бизнес, не отвлекаясь на непрофильные задачи, и, соответственно, развиваемся мы. Взаимная выгода!».

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» также отмечают, что одним из факторов роста спроса являются участившиеся налоговые проверки. «Пока еще присутствует русский «авось» и нет понимания необходимости грамотного ведения бухгалтерского учета, — говорит Наталья Сеничева, директор компании «Аудиторское бюро «Версия». — Однако, как только «жаренный петух клюнет», это мнение сразу меняется».

Плюсы аутсорсинга

В любом случае главными факторами привлекательности бухгалтерского аутсорсинга является способность аутсорсера обеспечить своим клиентам экономию средств, а также более высокий уровень услуг за счет специализации.

«Стоимость бухгалтерского обслуживания небольшой фирмы составляет от 5 тыс. руб., — говорит Наталья Сеничева. — В сумму обслуживания входит консультирование по вопросам бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, претензионная работа с контрагентами, переписка с налоговой». В компании «Нижегородский бухгалтер» минимальная стоимость обслуживания также составляет 5 тыс. руб. при документообороте до 50 документов и численностью штата до 10 человек. «При этом предоставляются скидки до 30% при УСНО или ЕНВД, также мы учитываем сферу деятельности организации и форму собственности, срок заключения договора», — отмечает Наталья Кузовихина.

Естественно, что стоимость бухгалтерского обслуживания в фирме-аутсорсере должна быть ниже затрат на содержание собственной бухгалтерии. «При аутсорсинге компания не несет расходов по организации дополнительных рабочих мест, повышению квалификации сотрудников, поддержке «софта» и приобретению канцелярских принадлежностей. А аутсорсинговая фирма, которая одновременно осуществляет учет в нескольких организациях, распределяет между ними все накладные расходы и тем самым минимизирует среднюю стоимость бухгалтерских услуг», — замечает Лариса Кондратьева.

На первый взгляд может показаться, что выгоднее пользоваться услугами «надомников». Но здесь возникает целый ряд вопросов. «Многие начинающие предприниматели действительно поначалу пользуются услугами «надомников», — говорит Марина Легостаева. — Обычно это объясняется тем, что бухгалтер — или знакомая, или родственница, или кто-то порекомендовал. Но потом очень быстро выясняется, что бухгалтеру некогда съездить в какой-то фонд, или забыли сдать какой-то отчет, или пропустили какой-то новый нормативный акт — и оказывается, что клиент остался один на один со своими штрафами и прочими проблемами, а «приходящий» бухгалтер оставил на память коробку с бумагами — и «сделал ручкой». Я далека от мысли критиковать работу всех «надомников» или совместителей, это в первую очередь зависит от совести людей, которые ведут учет. Наша работа сродни строительной бригаде по ремонту квартир «под ключ». Думаю, все с этим сталкивались в той или иной степени и представляют, насколько по-разному оказываются одни и те же услуги».

«Мы несем материальную ответственность за то что, работа будет выполнена в срок. Если отчетность будет сдана не вовремя в связи с нашей некомпетентностью, то штрафы, выставленные в связи с этим, оплачиваем мы. Хотя, сразу оговорюсь, такого еще не было», — отмечает Наталья Кузовихина.

Первые шаги

Самое оптимальное время выхода на рынок бухгалтерского аутсорсинга — это январь-март. «Основной пик спроса на услуги бухгалтерского аутсорсинга приходится на последний и первый квартал года, так как в эти периоды начинается подготовка к сдаче отчетности и в налоговую инспекцию, и в различные фонды», — говорит Наталья Сомова.

Основную статью затрат в компаниях, оказывающих бухгалтерские услуги, до 50-60%, составляет оплата труда квалифицированных специалистов, которые умеют решать текущие вопросы самостоятельно. Ведь каждый грамотный руководитель понимает, что для удержания хорошего специалиста необходимо платить адекватную его способностям и отдаче заработную плату. Кроме того, важно, чтобы аутсорсинговая компания имела в штате юриста, который обеспечивал бы правовую поддержку клиентов.

«Кадры мы собираем буквально по крупицам из разных источников, — делится опытом Марина Легостаева. — Специфика нашего рынка такова, что лиц, именующих себя «бухгалтер» очень много, а толковых сотрудников — крайне мало. При чем под «толковым сотрудником» я подразумеваю не гения учета и не слушателя МBА, а сотрудника, который, к примеру, видя документ с надписью «Иванов» заносит в компьютер именно «Иванов», а не «Петров» и не «Петька-дурак». И это не шутка».

Сегодня практически все крупные нижегородские компании, оказывающие бухгалтерские услуги, основаны бывшими главными бухгалтерами ведущих предприятий. «Желание создать компанию, основной деятельностью которой было бы предоставление аутсорсинга в области бухгалтерских услуг, появилась у меня, когда я работала в ГК «ПигМа» в должности главного бухгалтера, — рассказывает Наталья Сомова. — Думаю, многим нижегородцам известна данная компания не только как один из лидеров на рынке автозапчастей и автокомпонентов, но и как предприятие с развитой корпоративной культурой и сильной командой. Именно к ним я пришла с первым коммерческим предложением, его экономическим обоснованием. Не сразу, но мне удалось убедить руководство, что плюсов при аутсорсинге больше, чем минусов. И нашими первыми клиентами стали компании, входящие в группу компаний «ПигМА».

Андрей МАКОВ, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

Васнев Дмитрий 02.10.2014 19:43:00
Полина, немного с вами не согласен. Так называемые скидки и бонусы для новых клиентов есть и в intercomp. Так что это не показатель.
Языкина Полина 30.09.2014 14:27:00
Спрос может и растет, но отдавать на аутсорсинг ту же бухгалтерию или кадры молодой компании я бы остерегся. Не смотря на скидки и другие бонусы, которыми обычно привлекают новых клиентов. Мы сотрудничаем с уже 2 года с Интеркомп.