Почему в Нижнем Новгороде не строят автоматические паркинги?

24.03.2008
Просмотров: 3310

Вряд ли кто будет спорить с тем, что Нижний Новгород, как и многие мегаполисы, испытывает острую нужду в парковочных местах.

Парковка-склад:

Вряд ли кто будет спорить с тем, что Нижний Новгород, как и многие мегаполисы, испытывает острую нужду в парковочных местах. Потребность в них, по подсчетам специалистов, превышает 400 тыс. мест, а спрос удовлетворен менее чем наполовину. Казалось бы, при таком раскладе парковочный бизнес получает «непаханое поле» клиентуры. Однако разработанные проекты реализуются очень медленно. Например, напрочь застопорилось создание автоматических парковок, так популярных в Европе. А между тем во многих странах срок их окупаемости составляет не более двух лет, а прибыль исчисляется десятками и сотнями тысяч долларов ежемесячно. Что же мешает развитию этого бизнеса в Нижнем Новгороде?

По данным областной ГИБДД, число автотранспортных средств в Нижнем Новгороде увеличивается в среднем на 5% в год. Парковочных мест в городе катастрофически не хватает.

Еще в позапрошлом году «НижегородгражданНИИпроект» разработал схему размещения парковок и гаражей в рамках генерального плана застройки города, который предусматривает выделение дополнительных площадок для строительства гаражей и стоянок. В частности, вместо одноэтажных боксовых гаражей планируется строить многоуровневые паркинги.

Другой способ решения проблемы — автоматизированные парковочные системы (АПС), позволяющие увеличивать количество машин в 2-3 раза за счет оптимизации парковочного процесса.

Для строительства АПС существуют очевидные экономические предпосылки. Во-первых, совершенно не хватает даже «обычных» парковок во вновь строящихся микрорайонах. Во-вторых, цены в подземных паркингах достаточно высокие — покупка одного «подземного» машиноместа в пределах городской черты обходится автовладельцу в $15-40 тыс.

«Введение в эксплуатацию экологически чистых АПС хорошо вписывается в программу «Столица Нижний» и придает городу более цивилизованный вид, — считает Александр Вольфензон, директор ООО «Тигрис» (представитель в России немецкой компании «Шуман СистемТехник»). — Именно эта причина в свое время подвигла правительство Москвы принять постановление, регламентирующее строительство лифтовых парковок в пределах Садового кольца. Правда, до настоящего времени информация о реализации подобных проектов отсутствует».

Суть идеи

Специфика АПС заключается в том, что автомобиль, въехав на лифтовую платформу, ставится на ручной тормоз. Дальнейшее его передвижение (вверх-вниз и в горизонтальной плоскости) происходит с помощью лифтовых (тяговых) механизмов и может управляться как вручную, так и в соответствии с определенным алгоритмом (программно). Управление осуществляется владельцем автомобиля с помощью пластиковой карты или вручную, посредством пульта. Таким образом, автомобиль становится предметом складирования, а сама парковка — складом.

«Основные преимущества АПС перед обычными парковками, наземными и подземными гаражами, очевидны, — говорит Александр Вольфензон. — АПС являются экологическими чистыми, двигатель при перемещении автомобиля не работает. Занимаемый автомобилем необходимый объем определяется площадью и высотой транспортного средства, что позволяет значительно увеличить (до 3 раз) число паркуемых автомобилей на той же площади. АПС практически полностью защищены от криминального воздействия (угона, вскрытия и т. д.). Наконец, водители, оставляя автомобиль в АПС, не будут подвержены нападению криминальных лиц, как это часто происходит в практически безлюдных наземных парковках и гаражных комплексах».

Первые проекты

Сегодня в Нижнем Новгороде действует одна-единственная автоматическая парковка — у ТЦ «Республика» — открытая в прошлом году. АПС рассчитана на 211 машиномест и позволяет водителю самостоятельно припарковать автомобиль. Сохранность автомобилей обеспечивают закрытый периметр парковки, 17 камер видеонаблюдения и оборудование въезда и выезда.

Затраты на строительство составили около 20 млн руб. Инвестором выступила компания, входящая в ГК «Столица Нижний».

Данная парковка пока «первая ласточка», однако в самое ближайшее время ситуация должна измениться к лучшему. Например, фирма «Тигрис» выполнила несколько эскизных проектов для различных компаний. «Определена себестоимость парковочного места — 10-13 тыс. евро, — рассказывает Александр Вольфензон. — При этом германские партнеры готовы предоставить эксклюзивное право адаптации проекта по российским нормативным актам и с применением российских материалов и комплектующих, что должно удешевить стоимость одного машиноместа на 20-30%. В этом случае компания не будет возражать против производства деталей и узлов в России по взаимно согласованной номенклатуре, а также разрешит российским специалистам производить монтаж и наладку АПС по всей России и СНГ, оставляя за собой проектирование, наблюдение за монтажными и пуско-наладочными работами, технические консультации и обучение персонала».

Две подобные парковки планируется построить в Нижегородском районе и одну — в центре Сормово. Так, новому жилому кварталу на ул. Энгельса необходима парковка на 300 машин, а она на сегодняшний день спроектирована лишь на 28! То есть всего 10% жителей могут разместить на ней свои автомобили. С помощью АПС можно было бы уместить  хотя бы 100 машин и более-менее снять остроту проблемы.

Что мешает?

По мнению экспертов, развитию автоматических парковок в Нижнем Новгороде мешает несколько объективных причин. Во-первых, отсутствие законодательной базы в виде СНиПов и иных нормативных документов для АПС. Во-вторых, безнаказанность за «бросание» автомашины, где придется. Как известно, все дворы и придомовые территории забиты автомобилями и в дневное, и в ночное время. В-третьих, доход от продажи машиномест в АПС ниже, чем в традиционном подземном паркинге.

«Конъюнктурный спрос на парковочные места довел стоимость места в «подземке» до $40 тыс., хотя себестоимость ее строительства ниже чем АПС, — сетует Александр Вольфензон.— Доход застройщика достигает 40%. К тому же последующая эксплуатация традиционных парковок очень дешевая. Это затраты только на освещение и вентиляцию, ну и еще охрану».

«При постройке АПС доходы ниже на 10-30%, — соглашается Максим Троицкий, заместитель директора компании «Автодей». — Последующая эксплуатация также достаточно дорогая, поскольку выше расход электроэнергии, механизмы и электроника требуют профилактики и периодических регламентных работ».

По его словам, продажная цена мест в АПС составит около 20 тыс. евро, а сдача в аренду — от 120 руб. в сутки. Многие владельцы авто, разумеется, предпочтут более дешевые варианты обычных парковок.

Кстати, в том числе, и по этой причине застопорилось строительство многоярусных паркингов. «Практика показывает, что в Москве эти проекты не реализуются, потому что нерентабельны, — говорит Илья Шершнев, директор по развитию Swiss Realty. — В итоге многие многоэтажные паркинги реконструировали под офисы, тем самым поднимая рентабельность».

Есть ли выход?

Участники рынка уверены, что без помощи властей внедрить автоматические парковки на рынок будет очень сложно. «Необходимо поддержать инициаторов строительства АПС законодательно, — говорит Александр Вольфензон, — предоставлять им различные льготы (включая таможенные), вплоть до выделения «дефицитных» земель и утверждения планов застройки, а также гарантировать погашение части процентов по кредитам, если проекты предусматривают наличие АПС».

По мнению Максима Троицкого, целесообразно ограничить норму дохода строительных компаний на территории Нижнего Новгорода, что вообще снизит цены на парковочные места и позволит активно внедрять АПС. Хотя он сомневается, что этот вариант найдет поддержку у нижегородских законодателей.

«Прежде всего, следует ограничить право парковки в стесненных условиях дворов и проездов, — отмечает Борис Плаксин, управляющий строительной компании. — Нужно обязать дорожные службы установить соответствующие запретительные знаки и вменить в обязанности ГИБДД активно заниматься профилактикой нарушений правил парковки в жилых зонах и местах скопления автотранспорта. В настоящее время сотрудников ГИБДД там вообще не видно».

«Без такой помощи придется ждать еще очень долгое время, пока естественный ход событий не приведет к осознанию властями и застройщиками необходимости строительства АПС, — уверен Александр Вольфензон. — Но ситуация может быть уже не контролируемой, так как территории будут уже застроены, а парк автомобилей вырастет многократно». Сегодня же, считает он, предприниматели могут использовать под строительство АПС недостроенные паркинги.

P.S. На днях городские и областные власти проведут расширенное совещание по борьбе с несанкционированными автостоянками. Мэрия подготовила пять реестров, в которые внесены предназначенные к сносу парковки. В первый реестр включены стоянки, расположенные без соответствующего разрешения на участках, теоретически не подходящих под эти цели. Во второй включены парковки, построенные «самозахватом» на участках, теоретически подходящих под стоянку. В третий попали парковки, размещенные с санкции властей, но с истекшим сроком аренды. В четвертый включены стоянки площадью до 200 м, закрепленные за муниципалитетами. В пятом — парковки, на месте которых будут строиться многоуровневые паркинги. Если стоянка получит официальный статус, тарифы на ее услуги определит городская администрация.

Александр Новоселов, КАПИТАЛИСТ - Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.