Типография:От ризографа до офсета

28.03.2008
Просмотров: 3165

Основные игроки нижегородского полиграфического рынка уже давно определились. Однако эксперты «КАПИТАЛИСТа» констатируют рост неудовлетворенного спроса в ряде сегментов рынка. В какую же типографию сегодня выгодно инвестировать средства?

 Основные игроки нижегородского полиграфического рынка уже давно определились. Однако эксперты «КАПИТАЛИСТа» констатируют рост неудовлетворенного спроса в ряде сегментов рынка. В какую же типографию сегодня выгодно инвестировать средства?

Сегодня на нижегородском рынке работает порядка 120 самых разнообразных типографий с учетом не только крупных офсетных фабрик, но и малых компаний, чьи производственные мощности ограничены лишь ризографом и ламинатором или они ориентированы на выпуск исключительно рекламной продукции. Однако из этой сотни только 30-35 предприятий можно назвать классическими типографиями.

По словам экспертов «КАПИТАЛИСТа» для нормальной работы и развития офсетной типографии показатель рентабельности должен составлять не менее 20% в оптовом и не менее 30% в розничном сегментах.

Что касается розницы, то в большинстве случаев такой показатель рентабельности на местном рынке выдерживается с амплитудой колебаний 5%. Однако не так прозрачен рынок в оптовом сегменте «длинных» тиражей, который периодически грешит демпинговыми схватками. «Делается это для того, чтобы в дальнейшем, ощутимо повысив цены, ускорить процесс возврата вложенных средств, размер которых может достигать 1-2 млн евро, — комментирует Иван Шененков, генеральный директор компании «Юн-Принт». — В результате, нередки ценовые колебания, следствием которых становится понижение рентабельности офсетной печати».

«Большинство нижегородских полиграфических предприятий — это цифровые типографии, производящие оперативную рекламную продукцию, этикетки, бланки и прочее, — рассказывает Иван Шененков. — Сегодня около 40% всего регионального печатного рынка занимает оперативная цифровая печать. Остальные 60% приходятся на офсетные тиражи». В сегменте оперативной полиграфии, по разным оценкам, ежемесячно производится 200-300 тыс. оттисков формата А3.

В любом случае потенциальному инвестору идти сегодня в сегмент офсетной или цифровой печати неперспективно. Как считают эксперты «КАПИТАЛИСТа», рынок уже сформировался, и его дальнейшее развитие будет идти только в сторону совершенствования и модернизации типографского оборудования действующих игроков. «Ниши заняты, пробиться новым компаниям на рынок практически невозможно, — категоричен Владимир Корсаков, директор компании «Полиграфия». — Самые сильные игроки уже определились».

Так, 70% всей журнальной продукции в Нижнем Новгороде производит компания RIDO. А в нише полноцветной газетной печати ведущие позиции у «Офсетной газетной фабрики» (ОГФ-НН). «Примерно три года назад мы планировали предложить клиентам полный спектр полиграфических услуг, но отказались от этой идеи, — рассказывает Юрий Савин, директор компании «ОГФ-НН». — Лучше сохранить лидерство в своей нише, нежели конкурировать с многопрофильными компаниями. Сегодня до 65% местных полноцветных газет печатается у нас».

Проблема не только в том, что рынок определенным образом поделен, но и в том, что очень высок порог вхождения в бизнес. Для того, чтобы создать в Нижнем Новгроде типографию «с нуля» и занять на местном рынке лидирующие позиции, сегодня необходимо вложить не менее 3-4 млн евро. Однако и это еще не все: для эффективного старта в первую очередь потребуются высококвалифицированные специалисты, которых сегодня ощутимо недостает на рынке труда. Технологическая модернизация нижегородских типографий особенно обострила кадровый дефицит. «Но варианты решения этой проблемы существуют, — отмечает Юрий Савин. — Мы, например, раньше некоторых своих работников отправляли учиться за границу, а сейчас они обучают новичков».

«Нехватка специалистов приводит к невозможности полноценного использования типографиями сложного оборудования форматов А2 и А1, — комментирует Иван Шененков. — Опыт показывает, что наиболее качественную продукцию производят те, кто одинаково трепетно подходит как к технической модернизации, так и к формированию системы обучения в рамках кадровой политики».

Более интересным с инвестиционной точки зрения считается сегмент рекламно-представительской продукции. Несмотря на разношерстность и большую численность игроков, рентабельность в этом сегменте гораздо выше, чем у офсетной печати. Порог вхождения начинается от $150 тыс. «Этой суммы достаточно для покупки оборудования для производства рекламно-полиграфической продукции и даже упаковочных материалов, — отмечает Юрий Савин. — При этом операционная рентабельность некоторых заказов может достигать 60-70%».

Типография «ПРОМИС», отказавшись от печати журнальной продукции, выбрала своим основным направлением картонную упаковку. Правда, инвестиций здесь потребуется не намного меньше, чем при покупке офсетных печатных машин. «Если говорить о массовом производстве картонной упаковки, то требуются инвестиции от 4-5 млн евро, — отмечает Евгений Слиняков, генеральный директор компании «ПРОМИС». — В городе у нас нет конкурентов. Наши конкуренты — это компании «Готэк» (Курск), «ВМС-Принт» (Москва), «Глобус-континенталь» (Москва), «Печатня» (С-Петербург), «Полиграфоформление» (С-Петербург), «Экопак» (Тула)».

«Сегодня также растет спрос на печать полноцветных газет формата А4, — добавляет Юрий Савин. — Свыше 11% всех газет по стране перешли на новый формат, и их количество будет расти. Наша компания только еще планирует закупать оборудование для печати газет А4. Мне известно, что в 2005 году их производство начал «Нижполиграф». Но этого недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос».

Стоит отметить, что в какую бы нишу полиграфии не входил инвестор, сегодня необходимо изначально быть готовым к тому, что потенциальный клиент стал особенно требователен к качеству продукции. И чем выше будет качество, тем больше шансов на рост рентабельности бизнеса.

«Конкуренция в Нижнем Новгороде нездоровая. Основные проблемы доставляют посредники, которые «роняют» рынок по цене. Они временные игроки, но крови портят много, — комментирует Максим Любчанский, генеральный директор компании «Студия ПлаКАТ». — Наша компания занимается производством пластиковых карт, на которые сегодня наблюдается активный спрос. Желающих заработать на картах — великое множество, но хорошее качество гарантировать, кроме нас и «НоваКарда», никто не может. Мы нашли возможность бороться с фирмами-«однодневками» — стали предоставлять гарантию 365 дней даже на такие карты, которые используются каждый день и не по разу».

«Наша компания постоянно совершенствует производственные процессы, направленные на повышение качества и потребительских свойств выпускаемой продукции, а также ищет пути расширения своих возможностей, — рассказывает Евгений Слиняков. — Так, в 2007 году были успешно внедрены производственные процессы нанесения шрифта Брайля (для слепых и слабовидящих людей) и припрессовки голографической метки (для защиты упаковки от подделки). С 2008 года мы являемся поставщиком комплексных решений на основе RFID-технологий — это радиочастотная идентификация, которая позволяет автоматически, без прямого участия человека и визуального контакта, определять и передавать данные о товарах на расстоянии с помощью радиоволн в режиме реального времени. Методы, используемые в конкурентной борьбе, можно назвать одним словом — инновационные решения, т. е. необходимо предлагать клиентам то, что другие пока не могут предложить».

Андрей МАКОВ, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.