Какой отель удобней гостю

02.04.2008
Просмотров: 1878

Перед мини-отелями и крупными гостиницами сегодня раскрываются большие перспективы: оба сегмента переживают всплеск интереса со стороны инвесторов, вступают в период активного роста.

Перед мини-отелями и крупными гостиницами сегодня раскрываются большие перспективы: оба сегмента переживают всплеск интереса со стороны инвесторов, вступают в период активного роста, но при этом общий дефицит качественного номерного фонда позволяет им развиваться, «не толкаясь локтями». Чем два этих разномасштабных формата привлекают гостей Нижнего Новгорода? И что будет через 2-3 года, когда конкуренция возрастет?
 
Основную долю нижегородского гостиничного рынка в настоящее время занимают 5 крупных игроков: после закрытия на реконструкцию «Волжского откоса» около 60% рынка делят отель «Центральный» (450 номеров), гостиница «Ока» (281 номер), «Волна» (198 номеров), «Нижегородская» (170 номеров) и «Октябрьская» (79 номеров). В то же время доля мини-отелей, которых в нашем городе насчитывается около 15, составляет менее 15%. Малый формат у нас представлен как самостоятельными объектами размещения, принимающими деловых туристов, так и несколькими отелями, работающими при оздоровительных центрах и саунах.
Правда, интерес участников рынка к большому и малому форматам выражается по-разному. Если в секторе мини-отелей, появившемся в Нижнем Новгороде всего 4 года назад, ежегодно вырастали несколько объектов (такая динамика, по прогнозам экспертов, сохранится и в ближайшем будущем), то сегмент крупных гостиниц, находившихся в это время на реконструкции,
только готовится наращивать свой номерной фонд. «В данный момент для крупных отелей сложилась благоприятная ситуация, но это ненадолго, - считает начальник отдела маркетинга и продаж гостиничного комплекса «Ока» Светлана Шестернина. - В городе пока не представлено ни одного сетевого отеля, а потребность в большом объеме качественного предложения по-прежнему существует».
 
Конкуренция подождет
Нижегородские отельеры действительно находятся сегодня в выигрышном положении: спросом пользуются гостиницы всех форматов и клиентов пока хватает всем. Среднегодовая загрузка крупных отелей превышает 60% (но вдвое падает в выходные дни), а мини-гостиницы зачастую показывают и более высокий процент заполняемости. Эти обстоятельства позволяют занимать миролюбивую позицию и заявлять, что на местном рынке должны одинаково интенсивно развиваться и большой, и малый форматы, поскольку каждый из них рассчитан на своего гостя.
«К нам приезжают разные клиенты, - утверждает г-жа Шестернина. - Крупные отели в основном работают в среднем ценовом сегменте и рассчитывают на большие группы клиентов. Мини-гостиницы привлекательны для более платежеспособных гостей, путешествующих в одиночку или по нескольку человек. К примеру, артист, выехавший в Нижний Новгород на гастроли, скорее всего, поселится в небольшом отеле в самом центре города, а сопровождающая его группа - в «Оке».
Разница существует и в клиентских базах гостиниц, а точнее, в соотношении постоянных и новых гостей. Как отмечает исполнительный директор гостиничного комплекса «Нижегородский» Тимур Чурин, мини-отели в первую очередь делают ставку на постоянных клиентов. «В больших отелях ситуация другая: гости «со стажем» здесь есть, но их не так много, - продолжает он. - Клиентские базы часто обновляются, и ни одна гостиница с фондом свыше 100 номеров не живет только за счет тех, кто селится в ней постоянно».
Однако даже работа в разных сегментах рынка не дает отельерам возможности полностью забыть о конкуренции. Некоторые представители крупных гостиниц признаются, что мини-отели все же забирают у них небольшой процент клиентов. Однако более распространена другая точка зрения: большие и малые объекты размещения не рассматривают друг друга как прямых соперников.
«Естественно, мы работаем на одном рынке, но не являемся конкурентами, - говорит представитель инвестиционной компании, владеющей сетью мини-отелей Lounge Street Hotels, Владимир Вогулкин. - На данный момент рынок не настолько насыщен, чтобы шла реальная борьба за каждого гостя. Скорее, конкуренция могла бы возникнуть в секторе мини-отелей, но не крупных гостиниц. Иначе говоря, мы видим свою задачу не в том, чтобы, работая против остальных участников рынка, привлечь любого путешественника, а в том, чтобы найти в потоке приезжающих своего гостя и удовлетворить его ожидания в качественном гостиничном сервисе».
Впрочем, через несколько лет расстановка сил может измениться: если сейчас регулярно пополняющийся сегмент мини-гостиниц претендует на клиентов крупных отельеров, то в будущем эксперты прогнозируют обратный процесс. «В Нижнем Новгороде должны появиться большие сетевые отели, которые все-таки заберут часть гостей у мини-отелей, - поясняет предприниматель Дмитрий Володин, владеющий двумя малыми гостиницами. - Думаю, мини-формат продолжит активное развитие в ближайшие 2-3 года, пока на нижегородский рынок не выйдут 3-4 сетевых отеля (один из них обязательно будет 3-звездным) и не предложат международные стандарты обслуживания».
 
Планы больших игроков
Что же сегодня происходит в сегменте больших гостиниц? Они следуют общероссийской тенденции к улучшению качества номеров. Именно ради этого крупные игроки ведут реконструкцию и задумывают строительство дополнительного номерного фонда. «Требования клиентов к гостиницам сегодня сильно изменились, - убеждена Светлана Шестернина. - Для большинства людей, которых мы хотели бы видеть своими гостями, площадь и оснащение старых номеров неприемлемы. Бизнес-аудитория рассчитывает получать более качественную гостиничную услугу, соответствующую ее цене. Ожидания гостей в отношении предоставляемого сервиса также стали совершенно иными с точки зрения обслуживающего персонала и дополнительных услуг».
Соответствовать этим ожиданиям крупные отели могут, лишь приняв кардинальные меры. В частности, ГК «Нижегородский» в течение 2 лет планирует закончить полную реконструкцию всей гостиницы, а также построить развлекательный комплекс с зимним садом и оздоровительный центр. Гостиница «Ока» намерена расширить количество дополнительных услуг и предоставить постояльцам современные, хорошо оснащенные номера - все это станет возможным благодаря строительству второго корпуса, закладка которого состоится в начале апреля 2008 г. В новом здании предусмотрены большая конгресс-зона, фитнес-центр и бассейн на 4 дорожки (они станут работать как для клиентов отеля, так и для нижегородцев).
Однако номерной фонд города будет расти не только за счет существующих игроков. Национальне сетевые операторы, давно заявлявшие о приходе в регион, приступают к реализации своих проектов. Так, гостиничная сеть HELIOPARK Hotels & Resorts, еще в марте 2006 г. подписавшая договор на управление строительством и эксплуатацией отеля в Борском районе, сегодня ведет предпроектную работу «в активной стадии расчетов и согласований». «По нашим оценкам, в 2008-2009 гг. область ожидает бум гостиничного строительства, что соответствует общероссийской тенденции, - говорит директор по развитию компании HELIOPARK Group Евгений Каркачев. - Интерес к Нижегородскому региону помимо нас проявляют несколько крупных международных и российских операторов, в том числе Accor Group и «Интурист». Здесь имеются хорошие условия для развития всех видов туризма - семейного, экологического, познавательного. Ежегодно туристический поток в области растет почти на 20%, а спрос на квалифицированные услуги гостеприимства еще далек от насыщения, так что мы считаем свой выбор правильным».
Интересно, что национальный оператор, намеревающийся построить в 40 км от Нижнего Новгорода гостинично-развлекательный комплекс категории «4 звезды» на 212 номеров, рассчитывает как на деловых туристов, являющихся основной целевой группой для городских больших и малых отелей, так и на тех, кто путешествует, чтобы отдохнуть. Об этом свидетельствует инфраструктура отеля, которая будет включать в себя конгресс-центр с конференц-залами на 280 и 120 мест, а также большой ресторанный комплекс на 400 мест, SPA-комплекс с аквазоной, культурно-развлекательный центр, ночной клуб и др.
 
Рост активный, но стихийный
В отличие от большого формата мини-гостиницы быстрее осуществляют свои планы развития - у них не тот масштаб проектов, о которых инвесторы заявляют заранее и к реализации которых долго и тщательно готовятся. Однако подобную мобильность эксперты воспринимают двояко: с одной стороны, она обеспечивает сегменту бурный рост, но с другой - делает его рискованным.
«Мини-отели легко выходят на рынок, и это становится самым большим минусом сегмента, - комментирует директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева. - Он достаточно сложно анализируется и регулируется, поэтому просчитать, сколько мини-отелей примет рынок, почти невозможно». Последствия непрозрачности в полной мере испытал на себе гостиничный рынок Варшавы. В свое время там было построено очень много малых гостиниц, из-за чего возникло перенасыщение данным форматом, а потом произошел ценовой обвал.
Нижегородские мини-отели тоже развиваются стихийно (это подтверждается тем фактом, что участники рынка затрудняются назвать точное число малых объектов размещения), но до перенасыщения сегмента нам еще далеко. Об активном развитии этого формата, пока не слишком широко представленного в Нижнем Новгороде, говорят сразу несколько инвесторов. В частности, в планы сети Lounge Street Hotels в этом году входит запуск еще одного отеля в районе площади Горького, а также финансирование строительства третьего объекта. По словам г-на Вогулкина, такую динамику развития сеть намерена сохранить и в будущем году.
 
Мал, да привлекателен
Мини-отели откликаются на потребительский спрос на современные номера и качественное обслуживание все же быстрее своих больших «коллег». Именно малый формат является сегодня наиболее привлекательным для инвестиций. «Объект такого масштаба построить гораздо проще, чем крупный отель, - отмечает управляющий мини-отеля «Гостиный дом» Кирилл Илларионов. - В первом случае требуется гораздо меньше капиталовложений, срок реализации проекта короче, а значит, начать получать запланированную прибыль можно раньше».
На строительство мини-отеля в среднем уходит около года, в то время как крупная гостиница возводится как минимум в два раза дольше (не считая длительного периода подготовки проекта, который иногда занимает такой же срок, как и сами строительные работы). Малому формату облегчает выход на рынок и тот факт, что эти объекты располагаются в готовых зданиях. «Нигде в мире мини-отели не строятся «с нуля», это всегда приспособленные помещения, - утверждает г-н Володин. - Инвесторы покупают уже существующую недвижимость и в дальнейшем подстраивают ее под гостиничный формат. Отельеров, которые являлись бы застройщиками и возводили мини-отель как отдельное здание, я не видел».
Кстати, уровень инвестиций в том и другом случаях будет отличаться на порядок. Если создание мини-отеля на 10 номеров обходится инвестору в $1,5-2 млн, то крупный объект с фондом свыше 200 номеров такого же уровня звездности - уже в $36 млн. Срок окупаемости тоже будет неодинаков: большой формат сможет вернуть потраченные средства через 7 лет и более, а малый - в течение 3-4 лет.
Работать в малом гостиничном формате проще с точки зрения не только начальных инвестиций, но и эксплуатации объекта. «Мини-отелю необязательно содержать собственный транспорт или службу охраны, - приводит пример г-н Илларионов. - В частности, можно заключить договор со службой такси и частным охранным предприятием. Да и общие издержки у малой гостиницы будут скромнее».
Все эти факторы открывают перед мини-форматом перспективы не только в Нижнем Новгороде, но и в области. Собеседники «Деловой недели» уверены, что шансов выйти в районные центры у мини-отелей больше. «Спрос на гостиничные услуги напрямую зависит от интереса к данному городу со стороны туристов, - подчеркивает г-жа Шестернина. - Но разве малые города Нижегородской области могут похвастаться тем, что туда приезжает много гостей?» В таких городах, как правило, работает небольшое количество предприятий (то есть приезжает не так много деловых гостей), к тому же их минуют основные туристические потоки (значит, нет большого интереса со стороны отдыхающих). В подобных условиях крупная гостиница просто не наберет клиентскую базу, а у мини-отеля риск недозагрузки будет намного ниже.
 
Для дела и отдыха
Но главный вопрос, на который приходится отвечать представителям большого и малого гостиничного формата, состоит в том, чем привлечь потребителя услуги, чтобы он из случайного гостя превратился в постоянного? Каждая группа игроков отвечает на этот вопрос по-своему.
Крупные отели заинтересовывают клиента большим спектром дополнительных услуг. «Сегодня уже не востребовано только лишь проживание в комфортабельных номерах. Гостям, как правило, нужен сопутствующий сервис, - поясняет Тимур Чурин. - Они хотят в одном месте получать полноценное питание, пользоваться конференц-услугами, отдавать одежду в прачечную и химчистку. Конечно, мини-отели могут помочь гостям, но не в том объеме, как масштабные гостиницы».
Преимуществом крупного формата гостиниц становится и обслуживание больших групп деловых туристов, селящихся в отеле, чтобы не только переночевать, но и принять участие в семинаре или конференции, проходящих на территории гостиницы. «Очень часто для группового заезда требуется организация питания нескольких десятков человек, а также организация делового мероприятия, - говорит Светлана Шестернина. - Но не каждый малый отель может позволить себе вместительный ресторан и конференц-зал».
Кроме спектра деловых услуг крупные игроки стараются обеспечить своим постояльцам и комфортный отдых: к развлекательным центрам, которые уже имеются у многих отельеров, сегодня добавляются фитнес-клубы и другие оздоровительные заведения (ради более быстрой окупаемости они работают как для гостей отелей, так и для жителей города). Салон красоты, парикмахерскую, собственную парковку также могут позволить себе только большие гостиницы.
 
В отеле как дома
Представители малого формата понимают, что не могут соперничать с крупными участниками рынка по количеству услуг, поэтому делают ставку на другое - персональное отношение к гостю и собственную индивидуальность. «Есть множество клиентов, которые принципиально не хотят жить в огромных отелях. Эта внутренняя потребность объясняется нежеланием находиться в местах большого скопления людей, - считает Дмитрий Володин. - В то же время мини-отели могут располагаться исторических местах города, где строительство большого объекта невозможно, а здания, в которых они находятся, зачастую обладают архитектурной ценностью».
Камерная и теплая, почти домашняя атмосфера - вот что ценят гости мини-отелей (в особенности VIP-клиенты). Чем меньше номеров, тем более персонифицирован сервис: к примеру, гость может попросить персонал приготовить ему особое блюдо или оказать другую не заявленную в прайсе услугу, и это будет выполнено. «Сюда приезжают как домой - именно эти слова мы часто слышим от своих постояльцев, - рассказывает г-н Илларионов. - Мы знаем практически каждого гостя в лицо, знакомы с его предпочтениями, ведь многие клиенты останавливаются у нас не в первый раз. Конечно, мини-отели не обгонят большие гостиницы по количеству услуг, но могут оказаться впереди по качеству и способу их предоставления».
Кстати, часть недостатков мини-гостиницы компенсируют за счет своего местоположения. Располагаясь в районе так называемого бизнес-сити, отели не только оказываются необходимы деловым туристам, но и могут использовать окружающую городскую инфраструктуру в качестве одного из своих преимуществ. «Во-первых, компании, находящиеся в соседних с гостиницей офисных зданиях, заинтересованы в размещении партнеров в качественном и имеющем хорошую территориальную доступность отеле, - комментирует Владимир Вогулкин. - Во-вторых, в деловом центре гость может с комфортом провести свободное время - в частности, в радиусе 100 м от нашего отеля работает 5 ресторанов самого высокого уровня».
Но еще более удачное соседство возникает при расположении мини-отеля в самом бизнес-центре. Кроме того, что офисное здание обеспечивает клиентами гостиницу, отель избавляется от необходимости технического обслуживания своей площади (это берет на себя управляющая компания бизнес-центра), а клиенты гостиницы пользуются обширной инфраструктурой основного здания. Так или иначе, гость получает необходимые ему услуги если и не на территории мини-отеля, то совсем близко к нему. 
Галина Зайцева, Деловая неделя

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.