Автомобиль через "копирку"

03.04.2008
Просмотров: 1405

Представители сотни автопромышленных предприятий России искали пути вывода отечественного автопрома на конкурентоспособный уровень на 11-й конференции "Системы качества в автомобилестроении".

Представители сотни автопромышленных предприятий России искали пути вывода отечественного автопрома на конкурентоспособный уровень на 11-й конференции "Системы качества в автомобилестроении", организованной компанией "Приоритет". Своей точкой зрения на эту тему с "Биржей" поделился гендиректор ООО СМЦ "Приоритет", к.т.н. Александр ГЛАЗУНОВ.
 
— Лидеры российского автопрома собрались на очередную конференцию, чтобы поговорить о качестве или найти причину некачественности отечественной продукции?

— Любое качество зависит от соблюдения стандартов, это знают все, однако не все их применяют. По этой тематике мы проводим уже 11-ю конференцию, конечная цель наших усилий — создание некой площадки, где автопроизводители могли бы не только обсуждать, но и решать проблемы качества отечественного автомобиля. С одной стороны, в мировом автомобилестроении наработаны хорошие стандарты. Они действуют относительно любых сфер деятельности компании, начиная от проектирования автомобиля и заканчивая обслуживанием клиента. С другой стороны, этот опыт значительно отличается от российского. От того, как мы производили автомобили...

— В России, значит, существуют некие стандарты качества?

— В советские времена были созданы определенные стандарты качества, но они не были связаны с автомобилестроением, их скорее можно назвать общегосударственными стандартами. А чтобы выпустить качественный автомобиль, сегодня нужны такие стандарты качества, которые бы приводили в соответствие все мельчайшие операции и которые учитывали специфику, особенности. До последнего времени в отечественной автоиндустрии основная тяжесть усилий, затрат, работ ложилась на этап запуска продукции в производство. И очень мало времени уделялось на этапе проектирования, а именно на этом этапе необходимо предупреждать будущие дефекты.

На наших предприятиях часто используют слабую методическую базу, подразделения плохо взаимодействуют друг с другом и применяются такие программные продукты, которые нацелены скорее на поиск, чем на предупреждения дефектов. А ведь на последующее устранение, уже после запуска машины в производство, требуются не месяцы, а годы. Поэтому, покупая импортную машину, мы не спешим заглядывать под капот, приобретая же нашего железного коня — почти сразу отправляемся в автомастерскую. Итак, нужно внедрять такие стандарты, которые позволят выявлять и устранять причины недоработок еще на начальной стадии проектировки машины.

— А может, нам просто не дано сделать нормальный автомобиль, так лучше производить, что у нас получается лучше других, например ракеты?

— Я бы отредактировал фразу о наших способностях. Русские могут построить хорошую ракету, безусловно. Но русские могут построить и хорошую машину, правда, в единичном экземпляре! Вот в чем наша беда. У нас очень слабые традиции в производстве большого количества одинаково хорошей продукции. Сами знаете, можно сегодня выпустить и продать клиенту прекрасный автомобиль, а завтра с этого же конвейера сойдет бракованная партия. За рубежом стандарты качества давно были разработаны именно для того, чтобы устранять вариации причины изменчивости, так это называется на профессиональном языке. Нам нужно запустить в головы производителей такой лозунг: “Срочно научиться делать одинаковые изделия!” Если мы научимся выпускать одинаковые, то научимся делать хорошие автомобили.

— Кто же виноват в том, что у нас такая некачественная продукция, — пресловутый человеческий фактор?

— Обсуждая эту проблему, все участники конференции сошлись во мнении, что никто не виноват. Рабочие, которые сегодня создают дефектную продукцию, действуют в рамках естественной для них системы. Нужно начинать с другого — изменить в первую очередь систему производства сборочных компаний и предприятий-поставщиков одновременно. Инструменты для этой задачи уже существуют, есть обширный набор подходов, которые уже потеряли свои национальные границы, это некая смесь из французских, американских, немецких стандартов. Их надо медленно и упорно внедрять и много учиться. Я уверен, что тотальное обучение кадров сегодня больше необходимо, чем что-либо другое! Другое дело, что на это потребуются годы, да и обучение недешево. Но результат стоит того! Поэтому хотелось бы, чтобы руководители предприятий составили план лет на пять вперед и распределили с учетом обучения персонала свой бюджет. Многие собственники автоконцернов совершают одну и ту же ошибку, когда вопросы качества поручают конкретному звену, например службе качества. Причем считают, что круг этих важных вопросов замыкается на директоре по качеству. Поэтому обучение в этой ситуации проходят немногие, хотя качество конечного продукта зависит от многих!

— На конференции присутствуют представители сотни предприятий, выпускающих автомобили или автокомпоненты к ним. Вроде бы здесь есть понимание этого вопроса, однако воз и ныне там?

— Дело в том, что к нам приезжают лидеры, но это люди-лидеры, а компании еще в лидеры не вышли. Надо, чтобы лидерство одного человека превратилось в лидерство предприятия, на котором он работает. Нам всем надо учиться.

— В этом, по-вашему, феномен быстроразвивающейся автоиндустрии Китая и Южной Кореи?

— На эту тему есть несколько версий. Однако не без оснований надо заметить, что восточные нации быстро двигаются вперед, потому что обладают фантастическим умением копировать, перенимать опыт. Они повторяют технологии, конструкцию и практику. С копирования когда-то начинали и японцы. Только спустя некоторое время они стали привносить в менеджмент такие свои идеи, что получалось нечто новое. Теперь Япония питает этими идеями весь мир. Я могу предположить, что национальные способности восточных людей сыграли в развитии автопроизводства большую роль. Вспомните, что в восточных единоборствах ученики беспрекословно должны следовать учителю, копировать его движения.

— А в России не желают учиться, действуют по принципу “я сам с усам”?

— Русский характер действительно творческий, и в нашей природе присутствует желание сделать все наоборот, по-другому. Наш дух противоречия можно хорошо эксплуатировать в области дизайна и разработки автомобиля. Многие российские проектанты сегодня востребованы на Западе. В остальном необходимо перенимать накопленный опыт мировых лидеров автомобилестроения, пока надежда создать конкурентоспособный отечественный продукт еще не умерла окончательно!

Мария ЖОГЛЕВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.