Волжский Chrysler //С кем собираются конкурировать создатели GAZ Siber

07.04.2008
Просмотров: 4072

В новеньком цехе сварки, где производится GAZ Siber, все еще пахнет краской. Среди выкрашенных в желтый цвет стен расположилась гордость ГАЗа — автоматическая сварочная линия, вывезенная в числе прочего оборудования с завода Chrysler.

В новеньком цехе сварки, где производится GAZ Siber, все еще пахнет краской. Среди выкрашенных в желтый цвет стен расположилась гордость ГАЗа — автоматическая сварочная линия, вывезенная в числе прочего оборудования с завода Chrysler под Детройтом. «Вот здесь на линию закладывается штамповка. Ее захватывает подвесной конвейер. Вон там привариваются боковины, тут — крылья, дальше — крыша», — показывает директор по качеству дивизиона «Легковые автомобили» группы ГАЗ Павел Жигалов. Близко к линии не подойти: повсюду решетки, отделяющие рабочих от сборочного процесса. Нечего им руками лезть.

«Наши рабочие в основном заняты обслуживанием роботов», — объясняет Жигалов. На долю ручного труда в процессе производства Siber приходится всего 15% операций. В основном они касаются сборки салона, автоматизировать которую автопромышленники пока еще не научились. А так бы и на той линии стояли решетки — чем меньше людей на конвейере, тем меньше брака. Для ГАЗа принципиально важно, чтобы первые Siber, доехавшие до покупателей, были полностью избавлены от дефектов.

МОЛОДАЯ СМЕНА

На двери директора дивизиона «Легковые автомобили» группы ГАЗ Леонида Долгова наклейка с надписью I love Siber. «Волга», когда-то бывшая гордостью Горьковского автозавода, теперь у его руководства не в почете. «Это продукт предыдущей эпохи», — качает головой 33-летний Долгов. Правда, и Siber не назовешь абсолютно новым автомобилем. Первые Chrysler Sebring на основе JR-41 были выпущены еще в 2001 г. По меркам мирового автопрома это много — срок жизни одной модели на конвейере составляет в среднем около пяти лет.

Но все же сказать, что ГАЗ собирается продавать морально устаревший автомобиль нельзя. Siber получил новый дизайн — над ним поработало английское бюро UltraMotive, дочка Magma Group, которая в числе прочего работала над внешним видом DB7 — одной из самых успешных моделей легендарной Aston Martin. Косметической доработки, полагают в ГАЗе, вполне достаточно. Особенно, если учесть, что главный конкурент Siber — Hyundai Sonata таганрогской сборки — тоже далеко не молод. Эта модель была запущена в серию семь лет назад.

Но почему было не сделать совершенно новый автомобиль? ГАЗ экономил время и деньги. Собственная разработка обходится примерно в $1 млрд и занимает не меньше трех лет. «Наша “Волга” — это супердешевый большой седан. Сделать с нуля такую машину с надлежащим уровнем безопасности и нужными ходовыми характеристиками по сравнимой цене просто невозможно», — говорит Долгов.

Покупка платформы у Chrysler решила все проблемы. Договоренность с американской компанией позволяет ГАЗу выпускать на JR-41 машины с любыми типами кузова — на заводе уже подумывают о выпуске кроссовера. Мало того, купленный у Chrysler конвейер позволяет производить модели и на других платформах. Вложения для этого потребуются минимальные. Что это будут за платформы и когда мы увидим новые машины на них, Долгов пока умалчивает. Но они точно будут. Выпуская единственную модель, ГАЗу на рынке легковых автомобилей не выжить, признает менеджер. Обреченные на забвение «Волги» уже не в счет. Когда их продажи упадут до уровня 8500 штук в год — а это когда-нибудь обязательно случится — производство станет нерентабельным, подсчитали на заводе.

РАБОТАЮТ РОБОТЫ

Первые 25 машин из пробной партии собрали еще 28 марта. Но тестирование и отладка линий в сварочном и сборочном цехах продолжается и сейчас. На прошлой неделе, когда корреспонденты посетили ГАЗ, конвейер приостановили — ждали Дерипаску с инспекцией. Корреспонденты Олега Владимировича не дождались, уехав с завода в седьмом часу вечера. «Он, может, в 3 ночи приедет. И все внимательно осмотрит», — пожимали плечами сотрудники ГАЗа.

В работающих вполсилы цехах малолюдно. Впрочем, уверяет Долгов, и после запуска конвейера на полную мощность рабочих по-прежнему будет немного: «Во всем цехе сварки 132 рабочих места. И то, столько людей нужно будет, когда мы станем выпускать по 65 000 машин в год. А сейчас мы обходимся 50-60 рабочими». Всего на сборке Siber планируется занять 1500 человек. Для отечественного автопрома это рекорд. На производстве «Волги», где автоматизировано не более 30% операций, рабочих втрое больше.

«Манипулятор захватывает кокпит, потом рабочий заводит его в салон и быстро прикручивает болтами. Вероятность брака минимальная», — восхищается начальник сборочного цеха Алексей Николенко. Тот же кокпит в салон «Волги» затаскивается вручную, и при необходимости прилаживается на место с помощью «легких ударов». Как говорится, почувствуйте разницу.

Признаки суровой борьбы за качество повсюду. На стенах цехов развешены графики производственного процесса и инструкции по сборке. От группок рабочих доносится английская речь. «Это специалисты компании Magna Steyr изучают первые собранные образцы Siber и проводят настройку оборудования», — объясняет Жигалов.

Ради новой модели был модернизирован покрасочный цех, сборщики и инженеры регулярно ездят на обучение и стажировку на зарубежные автозаводы. «Мы же прекрасно знаем, как относятся на рынке к российским автомобилям. Поэтому мы хотим максимально отладить все процессы, чтобы выдавать действительно качественный продукт», — заключает Жигалов.

Работы впереди еще много. На стене в комнате аудита, где проходит выборочная аттестация готовых Siber, висит лист бумаги с разноцветными квадратиками. Каждый показывает соответствие определенного параметра нужному уровню. Зеленый цвет означает, что тест пройден, оранжевый говорит об обратном. Пока тех и других квадратиков примерно поровну. До начала серийного выпуска Siber на ГАЗе намерены собрать 500 автомобилей. Их будут тестировать сотрудники автозавода, чтобы «выловить» и исправить все возможные недоделки. Тогда картинка должна полностью позеленеть.

Получится ли? Качество автомобилей, собранных на американской линии, наверняка будет высоким, полагает руководитель направления ГАЗ дилерской компании «Инком-Авто» Антон Алексеев: «Производство очень похоже на то, что я видел за рубежом». Но импортное оборудование не всегда гарантирует качество продукта. Главный вопрос в том, кто станет поставщиком автокомпонентов. ГАЗ стремится максимально локализовать производство Siber. Пока доля произведенных в России компонентов составляет 17%. Но к 2010 г., согласно договоренности с правительством, она должна вырасти до 50%. До сих пор это не получалось ни у одного производителя «русских иномарок». Даже машины запущенного еще в 2004 г. завода Ford во Всеволожске лишь на 40% состоят из отечественных комплектующих.

«ГАЗ готов брать в партнеры даже компании, которые не работали в автопромышленности, — говорит Альбрехт Бохов, управляющий директор Magna-GAZ JSO. Это предприятие занимается закупкой компонентов для Siber. Правда, уточняет Бохов, заказ поставщик получит только в том случае, если сможет соответствовать стандартам качества ГАЗ. «Мы соблюдаем все стандарты Chrysler, а кое-где готовы придерживаться даже более жестких требований», — уверяет закупщик. Пока рассчитывать приходится в основном на российских «дочек» крупных западных поставщиков — таких, к примеру, как Lear Corporation, которая будет поставлять для Siber кресла. Поможет и Magna, которая вынашивает планы создания в России завода по производству пластиковых, алюминиевых и штампованных деталей. Зря, что ли, Дерипаска потратил в прошлом году на покупку 20% акций этой компании целых $1,5 млрд?

СЖАТИЕ ЦЕН

Самая дешевая модификация Chrysler Sebring выпуска 2008 г. продается в США за $25 000. Sebring предыдущего поколения, который лег в основу Siber, стоил примерно столько же. До начала серийного выпуска ГАЗ точные цены на Siber не объявляет. Но примерный разброс известен — от $18 000 за базовую модель до примерно $25 000 за самую «навороченную».

Как это возможно, учитывая, что на 83% Siber будет состоять из импортных комплектующих, значительная часть которых будет производиться в той же Америке? «В России дешевле рабочая сила, действуют налоговые льготы на ввоз комплектующих», — перечисляет Бохов. — Кроме того, где бы я в Америке ни покупал алюминий, он будет гораздо дороже, чем здесь. Только на этом у нас выходит хорошая экономия«. Какая именно экономия? Коммерческая тайна.

Пусть отечественных комплектующих в Siber пока немного, но на них тоже получается кое-что сэкономить. Многие поставщики автокомпонентов, которые могут работать с ГАЗом, расположены в самом Нижнем Новгороде или его окрестностях. Например, бамперы и элементы внутренней отделки салона сейчас поставляет нижегородское предприятие «Технопласт». Здесь же производятся и зеркала заднего вида, и оптика для Siber. Идут переговоры с крупнейшим поставщиком автостекла — Борским стекольным заводом. В будущем в России планируется закупать колеса, топливные баки, выхлопную систему, крепеж, электропроводку и другие компоненты.

Еще больше преимуществ даст ГАЗу собственные производство двигателей. В конце марта стало известно о переговорах «Русских машин», куда входит группа ГАЗ, с итальянским производителем VM Motori. Первоначально ГАЗ хотел купить итальянский завод, чтобы делать на нем двигатели для своих коммерческих авто — «Газелей», «Соболей» и «Баргузинов». Теперь же, рассказывают источники в группе, планы шире. Итальянские моторы можно будет использовать и на Siber, который сейчас оснащается оригинальными американскими движками от Chrysler.

Сколько можно сэкономить на всем перечисленном? По подсчетам Долгова, локализация производства Siber на 50% снизит себестоимость этой машины на 15-20%. Возможно, получится сэкономить даже больше, ведь холдинг Дерипаски стремится установить контроль над партнерскими производителями автокомпонентов, что позволит ему регулировать цены. Например, сейчас идут переговоры о покупке упомянутого «Технопласта», линии которого предполагается перенести прямо на площадку ГАЗа.

ПРОБНЫЙ ШАР

На какого покупателя рассчитывают создатели Siber? Не повторит ли он судьбу Chevrolet Viva, которую с 2004 г. делали на СП «GM-АвтоВАЗ»? Как и Siber, Viva была слегка подновленной версией ужа давно (с 1997 г.) выпускавшегося автомобиля — Opel Astra G. Планировалось, что спустя два года после запуска конвейера будет произведено 25 000 таких машин. Увы, спрос на не никогда поднимался выше 2000 штук в год. В прошлом месяце выпуск Viva был прекращен.

«С Siber такого не будет», — уверен Долгов. В 2010 г. ГАЗ выпустит 65 000 автомобилей этой марки. Откуда такая уверенность? «Грамотное позиционирование и нужное соотношение цены и качества», — отвечает Долгов. Кроме Hyundai Sonata ближайшим конкурентом Siber на ГАЗе считают Mitsubishi Lancer. Но при этом Siber будет дешевле и богаче по комплектации. Например, у «Сонаты» таганрогской сборки стоимостью около $22 000 нет АБС, а в базовой версии Siber она присутствует. Топовую модель планируется оснащать 2,7-литровым бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач.

«Если ГАЗ сумеет удержать обозначенный ценовой диапазон, у марки хорошие перспективы», — полагает Алексеев из «Инком-Авто». Правда, его прогнозы расходятся с прогнозами группы: на ГАЗе уверены, что смогут поставить в 2008 г. около 14 000 Siber, а Алексеев считает более реальной цифру в 10 000 машин. Аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын настроен пессимистично: «Российский рынок принимает либо дешевые машины, такие как Renault Logan или Ford Focus, либо дорогие и качественные. Про Siber пока нельзя сказать ни того, ни другого».

Завоевать российского покупателя будет непросто. Тех же морально устаревших «Сонат» в прошлом году удалось продать всего 11 000. А вот «свежие» Mitsubishi Lancer пользовались куда большим спросом — их было продано 52 000.

Хотя Долгов не устает подчеркивать, что Siber нельзя считать прямой заменой «Волги», он признается, что все же рассчитывает на традиционных покупателей последней. В первую очередь речь идет о корпоративных клиентах, в том числе и органах власти, на чью долю приходится порядка 30% продаж «Волг». Siber, по предположениям ГАЗа, они обеспечат примерно 15% сбыта.

Частный покупатель Siber, в представлении Долгова, — это семейный мужчина 35-45 лет. Он должен соблазниться на псевдоиностранное название машины и умеренную для ее класса цену. ГАЗ готовится немало вложиться в продвижение новинки — в 70 дилерских центрах по всей стране будут созданы специально оборудованные шоу-румы, а на прямую рекламу только в 2008 г. будет потрачено $13 млн.

Но даже если Siber не будет пользоваться большим спросом, на ГАЗе особо не расстроятся. «Это пилотный проект, на котором мы хотим отработать качество сборки, систему закупок, логистику, схемы дистрибуции и мотивации дилеров», — философствует Долгов. В общем, научиться работать «как большие». А потом можно будет попытаться серьезно заработать на других моделях. В крайнем случае, ГАЗ можно будет превратить в площадку для контрактной сборки чужих иномарок.

Алексей Непомнящий

Алексей Непомнящий, www.smoney.ru

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.