Нижегородские автошколы: Ажиотажный спрос увеличивает прибыль

08.04.2008
Просмотров: 3026

В Нижнем Новгороде на сегодняшний день работает порядка 50 автошкол. И практически во всех группы укомплектованы почти круглый год.

В Нижнем Новгороде на сегодняшний день работает порядка 50 автошкол. И практически во всех группы укомплектованы почти круглый год. А слухи об увеличении сроков обучения и, соответственно, стоимости, еще больше подстегивают спрос.

Эксперты утверждают, что спрос на услуги обучения вождению полностью удовлетворен действующими автошколами. Но, несмотря на большое количество игроков, острой конкуренции между ними нет.

Спрос на курсы по автомобильному вождению подстегнули слухи о возможном увеличении сроков обучения с 3-х до 6 месяцев. Количество желающих получить права за последний год выросло в несколько раз, а владельцы автошкол признаются: ажиотаж не спал до сих пор.

«Никаких изменений в законодательство не внесено, — говорит Алексей Кротов, директор автошколы «Автопилот». — Подобные слухи ходят уже три года».

«В каком-то городе ставили эксперимент по увеличению сроков обучения, но, насколько мне известно, закончился он неудачно. А средства массовой информации подняли шумиху, тем самым простимулировав спрос на услуги автошкол», — комментирует Сергей Логинов, директор автошколы «Автомагистраль НН».

«Среди последних тенденций на рынке можно отметить изменение учебных автомобилей, обновление автопарка большинства из автошкол, — говорит Светлана Малышева, заместитель директора автошколы «Экипаж». — С нашей стороны усилился контроль за водительскими навыками курсантов».

Чтобы начать

«Наша деятельность подлежит лицензированию, — говорит Алексей Кротов. — Как любое образовательное учреждение для открытия автошколы необходимо получить лицензию в Министерстве образования Нижегородской области».

В лицензионных правилах четко прописаны требования к учебному кабинету, его техническому оснащению, квалификации преподавательского состава. По мнению экспертов, этот этап наиболее сложный и долгий. По разным оценкам, он занимает от 4-х до 12 месяцев.

Помещение автошколы необходимо согласовать в пожарной инспекции и в СЭС. Площадь зависит от предполагаемого количества учеников в группе (в соответствии с нормами их может быть от 15 до 30 человек). На каждого должно приходиться не менее 2,5 кв. м.

Редко когда автошкола расположена в отдельно стоящем собственном здании. В основном они располагаются в «классических» учебных заведениях — школах, училищах, институтах. По мнению экспертов, этот вариант самый оптимальный: ниже стоимость аренды и не надо покупать учебную мебель. Аренда кабинета площадью 50 кв. м в средней школе обойдется в 10-20 тыс. руб. в месяц. По нормам СЭС в таком помещении может учиться 20 человек.

Дополнительным плюсом будет наличие в штате автошколы механика, отвечающего за выпуск автомобилей на линию. Как вариант можно возложить эти обязанности на одного из водителей.

«Не стоит забывать и о месторасположении автошколы. Все-таки у учеников нет еще своего автомобиля, а если и есть, то ездить на нем они пока не могут. Поэтому очень важно, чтобы ученики могли добраться до автошколы на общественном транспорте», — говорит Светлана Малышева.

Но самое главное — это, конечно же, автомобильный парк. Чем больше автопарк, тем выше конкурентное преимущество автошколы.

Некоторые автошколы практикуют прием на работу инструкторов с личными автомобилями. Но в этом случае могут возникнуть проблемы: если вдруг инструктор решит перейти на новое место работы, автошкола вместе с ним потеряет и единицу автопарка, которую вряд ли получится заменить в самое ближайшее время.

Более традиционный вариант — приобретение автомобилей в собственность. Например, для обучения вождению группы из 30 человек вполне достаточно будет приобрести 3 машины. Причем одна из них должна быть с задним приводом, по словам экспертов, на таких авто желают учиться около 20% клиентов. Также необходимо при выборе автомобиля обратить внимание на тип коробки передач: автоматическая или механическая? «Автоматика» в последнее время набирает популярность.

Как правило, в арсенале автошколы присутствуют как отечественные автомобили, так и машины иностранного производства. Но импортные авто позволяют привлечь дополнительных клиентов, плюс к этому при сопоставимых ценах качество «иностранцев» существенно выше. Не стоит также забывать о регулярном обслуживании машин — 1,5-2 тыс. руб. в месяц на каждую.

Мало того, что надо купить автомобиль, необходимо переоборудовать его в учебный. В лицензированных мастерских это будет стоить 10-

15 тыс. руб. После этого необходимо получить свидетельство в ГИБДД о переоборудовании машины и заново поставить ее на учет с отметкой «Учебный автомобиль».

Когда автошкола начнет приносить стабильный доход, можно начинать развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Некоторые школы строят и собственные автодромы. Но подобный вариант будет рентабельным, если в автошколе работает более 7 машин, чтобы площадка была полностью загружена. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб., предположительный срок окупаемости составит 1,5-2 года. Собственный автодром повышает престиж школы, позволяет привлечь новых клиентов и даже повысить стоимость курсов. А как вариант дополнительного дохода можно предоставлять автодром в аренду другим автошколам.

Процесс обучения

Практически во всех нижегородских автошколах практикуется 3-месячное обучение с выдачей водительских прав категории «В».

Учебный процесс состоит из двух частей — теоретической и практической. «В среднем теория занимает чуть более 200 часов, а практика — от 30-ти», — говорит Сергей Логинов.

В одних школах преподаватели разделены на теоретиков и на практиков. В других — теорию и практику ведет один человек — преподаватель-универсал. При этом все преподаватели обязаны иметь высшее техническое или педагогическое образование.

«Для того чтобы стать инструктором, необходимо пройти специальное тестирование. Также каждый преподаватель проходит дополнительные курсы на право обучения, — отмечает Алексей Кротов. — У нас в городе есть учреждение, которое занимается подготовкой таких кадров — Нижегородский учебно-курсовой комбинат».

А Светлана Малышева говорит, что не менее важны личные качества человека. «Инструктор должен быть эмоционально устойчивым человеком, уравновешенным, — говорит она. — Поэтому, как правило, в инструкторы идут мужчины».

Клиентские потоки

В последнее время заметно возросло количество женщин-курсантов. «Сейчас примерно 70-75% учеников — это женщины», — говорит Алексей Кротов. «Но при этом большинство женщин не сразу садятся за руль, только 25% от общего числа начинают самостоятельно водить автомобиль сразу после получения прав, — продолжает Сергей Логинов. — Следует отметить, что среди наших учеников очень мало мужчин после 40 лет».

Чтобы привлечь и удержать клиентов каждая школа находит свои пути. Например, в одной из нижегородских школ созданы специальные условия для женщин, имеющих детей: автошкола располагает детской игровой комнатой и обучающими программами. Пока мама постигает азы автодела, с ее малышом занимается педагог.

«Целесообразно расширять и ассортимент услуг, — добавляет Сергей Логинов. — Например, изначально в нашей автошколе обучали только на категории «В» и «С». Сейчас мы планируем обучать на категорию «А» (мотоцикл) и постепенно дойдем до остальных («Д» и «Е»)».

Пик спроса на услуги автошкол приходится на апрель— май. «В нашем бизнесе работает, прежде всего, «сарафанное радио». Люди, которые отучились у нас, советуют своим друзьям и знакомым», — говорит Алексей Кротов. «А, по моему мнению, самый эффективный способ рекламы — это реклама на бортах наших учебных автомобилей», — считает Сергей Логинов.

Ольга Коновалова, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.