Кирпичное дело: Чем дороже завод, тем выше шансы

15.04.2008
Просмотров: 7478

В условиях активного развития строительного рынка производство кирпича еще долго будет оставаться одним из самых прибыльных видов бизнеса.

В условиях активного развития строительного рынка производство кирпича еще долго будет оставаться одним из самых прибыльных видов бизнеса. По информации экспертов «КАПИТАЛИСТа» каждый год в области появляется 1-2 новых кирпичных завода. Сколько стоит сегодня построить кирпичный завод и каковы «подводные камни» при вхождении в этот бизнес?

В Нижегородской области идет настоящий бум строительства кирпичных заводов. По информации министерства инвестиционной политики региона, к 2011 году у нас будет построено 16 заводов по производству кирпича. Уже известно о 4 крупных проектах.

Так, «ВыксаСтройИнвест» вложит 2 млрд руб. в завод по производству керамического кирпича в п. Виляй Выксунского района. При этом стоимость установленного германского оборудования составит 30% от общей суммы инвестиций. Плановая мощность завода – 60 млн шт. кирпича в год. Предполагается, что ресурс карьера обеспечит предприятие сырьем на 30 лет работы. 50% продукции предприятие будет поставлять выксунским строителям, столько же – московским покупателям.

Компания «Стройком ВЛ» в 2008-2010 годах направит 900 млн руб. на строительство кирпичного завода в Вознесенском районе. 700 млн руб. инвестируемых средств компания привлекла в виде банковского кредита.

В д. Кишкино Большемурашкинского района сейчас ищут инвестора для строительства многопрофильного кирпичного завода, который будет выпускать 30 млн шт. красного кирпича в год. Общая стоимость проекта – около 320 млн руб. При рыночной цене на красный кирпич в 6,9 руб. за штуку – планируемая годовая выручка составит 200 млн руб.

Ждет инвесторов и проект кирпичного завода в с. Арефино Вачского района. О необходимости и привлекательности этого проекта заявил Виктор Лунин, спикер Законодательного собрания Нижегородской области: «В непосредственной близости находится необходимая сырьевая база.

Между тем, несколько действующих заводов выставлено на продажу. «Мне известно, что сейчас в д. Шеляухово Балахнинского района продается кирпичный завод мощностью 8,6 млн шт. керамического кирпича в год за 7,5 млн руб., – сообщает Александр Лучников, генеральный директор компании «КирСтрой». – Сырьевой базой там является месторождение суглинков, расположенных в 0,5 км от завода. Разведанные запасы обеспечивают работу завода на 25 лет. Производство расположено в здании площадью 2 тыс. кв. м».

Цена вопроса

Строительство кирпичного завода – довольно дорогостоящий инвестиционный проект. По оценкам действующих игроков рынка, сметная стоимость только главного производственного корпуса завода мощностью 30 млн шт. кирпича в год. может обойдется от 300 млн руб. до 600 млн руб.

В том числе затраты на оборудование составят от 180-260 млн руб. (отечественное) до 460 млн руб. (импортное).

«Новое строительство «в чистом поле» предполагает создание собственной инфрастуктуры, возведение ниток газопроводов и ЛЭП, газораспределительных и трансформаторных подстанций, автомобильных и железнодорожных коммуникаций, котельной, административно-бытового корпуса, гаража, очистных сооружений и т. д., – предупреждает Сергей Василенко, директор компании «Силикатный завод № 4». – Более того, местная администрация может настоятельно «рекомендовать» обеспечить капвложения в социальную сферу».

«Вообще я бы разделил все нижегородские кирпичные заводы на 2 категории: те, у которых мощность до 5 млн кирпича в год, и те, кто производит больше, – отмечает Виталий Расницын, генеральный директор компании «Вастим». – Если открывать «с нуля» завод с максимальным уровнем производства в 5 млн шт. кирпича в год, то на оборудование потребуется затратить порядка 30 млн руб.».

«Вне зависимости от масштаба, будь то мини-завод или крупное производство, финансовая эффективность проекта во многом зависит от того, какое оборудование для производства кирпича будет установлено, – говорит Сергей Виноградов, коммерческий директор компании «Нижегородский кирпич». – Столкнувшись 5 лет назад со строительством кирпичного предприятия, честно говоря, я потерялся в разнообразии предложений отечественных и импортных поставщиков.

И мне пришлось 2 месяца консультироваться со специалистами, чтобы выбрать подходящий комплект оборудования».

«Во избежание лишних затрат лучше обратиться в консалтинговую фирму, – рекомендует Александр Лучников. – Мы в свое время работали с компанией «Стройконсалт», которая сделала нам и независимую экспертизу сырья, и подобрала оборудование».

Возникает вопрос, а зачем необходимо испытывать сырье? Игроки рынка отвечают, что результаты испытаний глины ложатся в основу выбора наиболее оптимальной технологии производства кирпича. «Строительство любого кирпичного завода начинается с выбора карьера. Методика выбора карьера основывается на анализе двух параметров – качества и количества глины в недрах месторождения. Геологической организации нужно заказать проведение соответствующих геологоразведочных работ, – советует Сергей Василенко. – Что касается технологий производства, то их сегодня только 3: метод полусухого формования, метод жесткой экструзии и метод пластического формования». Эксперт отмечает, что первый метод имеет смысл применять в том случае, когда сырье месторождения «низкого качества» а пластическое формование предполагает продажу кирпича по более высокой цене.

Если инвестор не планирует стать собственником карьера, то он должен быть готов покупать глину по цене не менее чем 500 руб. за 1 т, что окажется в 3 раза дороже, чем собственное сырье.

Маркетинговые секреты

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» выявляют некоторые общие правила успешного ведения бизнеса. «Сегодня уже не то время, когда стоит на чем-то экономить, – считает Виталий Расницын. – Выпуск продукции мы выстроили в соответствии с потенциальным спросом, который выявляет наш отдел маркетинга. Так мы сформировали ассортимент по марочности (М125 – 50%, М150 – 40%, М175 – 10%), цвету (красный – 25%, светло-желтый – 20%, белый – 15%, желтый – 15%, светло-коричневый – 10%, ярко-коричневый – 10%, прочие – 5%) и другим показателям».

Сергей Виноградов намерен привлечь инвесторов для расширения производства и потому согласился раскрыть «КАПИТАЛИСТу» некоторые экономические показатели своей компании: «Мы выпускаем 75 млн шт. кирпича в год, из них 60 млн шт. – лицевого пустотелого и 15 млн шт. – лицевого полнотелого. Объем первоначальных инвестиций составлял 850 млн руб. Срок окупаемости вложений был равен 4 годам. Рентабельность завода – 13%».

Для того чтобы достичь такого уровня рентабельности опытные игроки рынка рекомендуют организовывать систему сбыта так, чтобы 70% продаж кирпича приходилось на крупные строительные организации, 25% – на малый и средний бизнес (например, базы стройматериалов) и оставшиеся 5% – на население, занимающееся индивидуальным строительством. «Издержки, связанные с простоем объекта, могут ударить по строительным фирмам гораздо ощутимее, чем экономия на стоимости кирпича, – отмечает Александр Лучников. – Поэтому крупные заказы на кирпич размещаются напрямую среди производителей, обладающих достаточными мощностями и широким спектром выпускаемой продукции».

Спад спроса неизбежен

Позитивным фактором является и тот факт, что те, кто приобретает импортный кирпич, неожиданно для себя сталкиваются с трудностями при его укладке. «Это связано с особенностями исходных материалов, – поясняет Сергей Василенко. – Для местных производителей это дополнительное преимущество».

Однако действующие игроки рынка через 2-3 года прогнозируют возможный спад. «Максимальный рост объемов строительства ожидается в секторе многоэтажного монолитного и панельного строительства», – считает Виталий Расницын.

«Уверен, что повысятся требования покупателей к ассортименту лицевого кирпича, – говорит Сергей Виноградов. – И произойдет смещение потребительского спроса в сторону светлых тонов».

Снижение спроса предвидит и Александр Лучников:

«Давление на рынок в сторону сокращения будет оказывать применение товаров-заменителей: по строительному кирпичу – силикатного строительного кирпича, газобетона, пенобетона и гипсовых плит; по лицевому кирпичу – силикатного кирпича и систем навесных фасадов».

Виталий Расницын, «Вастим»:

«При создании «с нуля» завода мощностью 5 млн шт. кирпича в год на оборудование потребуется 30 млн руб.».

Сергей Василенко, «Силикатный завод № 4»:

«Строительство любого кирпичного завода начинается с выбора карьера».

Сергей Виноградов, «Нижегородский кирпич»:

«В скором времени произойдет смещение спроса на облицовочный кирпич в сторону светлых тонов».

Андрей МАКОВ, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.