Частные школы: Приход новых игроков и ожидание перемен

18.04.2008
Просмотров: 5810

В сентября 2008 года в регионе открывается новая школа-пансион загородного типа.

После длительного затишья на нижегородском рынке частного среднего образования начали происходить серьезные перемены. В сентября 2008 года открывается новая школа-пансион загородного типа стоимостью 12 млн евро. Действующие участники рынка прогнозируют дальнейшее увеличение количества частных средних учебных заведений. Но при этом говорят о наличии серьезных проблем на пути новых инвесторов.

Места хватит всем

«Пока говорить о конкуренции не приходится. Из частных учебных заведений, помимо нашей школы, я могу назвать еще лишь школу имени Михалкова. Другие проекты не имеют соответствующей государственной аккредитации, – отмечает Галина Клочкова, директор частной гуманитарно-художественной школы имени М. В. Ломоносова. – Развитие рынка тормозит и размер, и качество необходимых вложений. Ведь помимо значительных материальных средств, есть еще множество нюансов, требующих предварительной проработки».

При этом малочисленные действующие игроки рынка активно развиваются. «В нашей школе учатся дети практически из всех районов Нижнего Новгорода, – говорит Наталья Стрежнева, директор негосударственной школы имени С. В. Михалкова. – Мы даже приобрели несколько автобусов для организации доставки детей».

«Плановая наполняемость одного класса у нас 15 человек, но уже в январе было 26 заявлений от родителей. Мы подняли цены на обучение, но это никого не отпугнуло», – рассказывает Наталья Сутырина, директор частной начальной школы имени Гайдара.

«Находиться в одном бизнес-пространстве с государственными учебными заведениями, как это ни парадоксально звучит, очень сложно, – сетует директор школы имени Ломоносова. – Потому что родители 180 наших учащихся окружены тысячами знакомых, многие из которых постоянно говорят им: «Ну и что – частная школа, а наши дети ходят в обычную…» Поэтому нам будет лучше, если потенциальные клиенты будут выбирать непосредственно между частными школами, а не между негосударственными и бюджетными».

Емкость нижегородского рынка велика: состоятельных родителей, готовых платить $5-10 тыс. за год обучения в частной школе, предостаточно. Проблем с комплектованием классов нет ни у одноно из действующих игроков рынка. Дорогостоящее частное образование становится новой формой успеха. «Родителей не устраивают обычные школы, в которых пройдет 3-4 урока и в 11 часов ребенок уже дома. А его нужно накормить, проследить чтобы он сделал домашнее задание, к тому же, все мы знаем, как сейчас обострилась криминогенная обстановка, так что отпускать детей на улицу просто страшно», – отмечает Ольга Голубева.

«За последнее время среднестатистический портрет родителей сильно изменился. Сегодня это не только владельцы бизнеса, но и высокооплачиваемые специалисты: консультанты, юристы, экономисты, топ-менеджеры различных компаний, – рассказывает Галина Клочкова. – Крупные корпорации часто бронируют у нас места для детей своих работников или партнеров».

Трудности малого бизнеса

Действующие частные школы выходили на рынок в 90-х годах, когда еще можно было начать бизнес с минимальными инвестициями, а то и вовсе с полным их отсутствием. «Идея создания школы возникла 7 лет назад у самих родителей, – рассказывает Наталья Сутырина. – Ко мне и Ольге Голубевой, учителям начальных классов школы № 45, обратились некоторые родители, которые предложили учить детей на квартире и получать хорошую зарплату».

Но данная форма образования не соответствовала необходимым государственным требованиям. Вначале двое учителей-соучредителей новой частной начальной школы занимались с детьми в цокольном помещении площадью 100 кв. м. «Уставной капитал тогда был установлен в 8,5 тыс. руб., но у нас и таких денег не было – мы вносили сумму имуществом. В общем, начинали с полного «нуля». Копили и вкладывали. При этом спрос на наши услуги возрастал», – вспоминает Ольга Голубева. Последние 4 года школа работает в помещении арендуемого двухэтажного здания, бывшего детского сада.

Практически по аналогичному пути развития прошла и школа имени Михалкова. «Наша школа была создана в 1992 году на базе курсов по подготовке детей к школе, действовавших при педагогическом училище, – рассказывает Наталья Стрежнева. – Изначально сами родители вышли с предложением о создании частной начальной школы. Был найден спонсор, сами родители также инвестировали в проект. Сначала мы брали в аренду помещения в районном Доме юного творчества, потом арендовали здание на Звездинке. Когда те же родители предложили нам создать среднюю школу, мы взяли в собственность здание бывшего детского сада в Верхних Печерах».

Сейчас ситуация изменилась, для создания частной школы требуются значительные первоначальные вложения. «В сентябре текущего года мы откроем I очередь частной школы-пансиона на территории турбазы «Сосновый Бор» в д. Зуево Борского района, на расстоянии 25 км от Нижнего Новгорода. Общий объем инвестиций в проект составляет 12 млн евро», – рассказывает Игорь Сашенков, генеральный директор компании «Инвест-Контракт».

Новая школа-пансион рассчитана на 350 человек (аналогично западным школам), 200 из которых смогут проживать в ней постоянно, а 150 – заниматься только днем. 7 современных корпусов (3 учебных, 1 спортзал, 1 ресторан и 2 спальных) расположены на территории площадью 5,4 га.

Образовательный процесс организует и ведет руководство и коллектив школы имени Ломоносова. Фактически, это будет ее загородный филиал. Месяц обучения и проживания в пансионе обойдется родителям в сумму от 29 до 49 тыс. руб.

В свою очередь, небольшие частные школы вынуждены сдерживать стоимость обучения. «Сегодня стоимость обучения в нашей школе составляет

7 тыс. руб. в месяц. Если посмотреть из чего складывается эта сумма, то вы убедитесь, что это самый нижний предел цены за частное образование, – говорит Наталья Сутырина. – Итак, разделим 7 тыс. руб. на 20 учебных дней и оставшуюся сумму разделим еще на 10 часов в учебных сутках. В итоге, получается, что 1 час у нас стоит всего лишь 35 руб. Не каждая няня согласится сидеть за такие деньги с ребенком, а у нас в эту сумму входят учеба, прогулки, питание, зарплата учителям, тренерам секций, техническому персоналу и остальные расходы».

«Основная проблема в нашем бизнесе – это общение с чиновниками разных уровней, – замечает Ольга Голубева. – За последние 10 лет их сменилось очень много, и каждый раз из года в год приходится обходить все инстанции, чтобы собрать массу документов на получение льгот на аренду помещения».

Чтобы все по-домашнему

«Преимущества частной школы перед другими средними учебными заведениями очевидны, – говорит Галина Клочкова. – Во-первых, это школа полного дня, что очень удобно для родителей и дает более высокий результат детям. Во-вторых, это наличие индивидуальных планов обучения для каждого ребенка. И, в-третьих, это возможность успешного формирования жизненных ценностей учащихся – то, что практически невозможно в условиях обычной школы».

«У нас в школе по-настоящему семейная обстановка, 3-х разовое питание. Дети находятся в школе до 18.00. Ученики ходят в бассейн, занимаются ритмикой и вокалом. Часто проводим детские праздники в семейном стиле», – рассказывает Наталья Сутырина.

«В своей работе мы используем исключительно авторские образовательные методики, в основе которых – главенство личности каждого ребенка, гуманитарная направленность (не в плане подбора предметов, а общего настроя образования). Освоение знаний происходит в едином комплексе образования, – рассказывает Галина Клочкова. – Стоимость обучения в частных школах страны колеблется от 7 тыс. руб. до 75 тыс. руб. в месяц. В нашей школе ежемесячная стоимость образования составляет 17,9 тыс. руб. На первый взгляд сумма кажется значительной. На самом деле рентабельность бизнеса не так высока. 70% дохода идет на оплату труда преподавательского состава, переподготовку и повышение квалификации учителей».

Рынок на грани роста

Руководители действующих частных школ ожидают в ближайшее время дальнейшее развитие рынка. «В Самаре, например, сегодня действует более 20 негосударственных школ, – говорит Наталья Стрежнева. – Уверена, что подобное произойдет и в Нижем Новгороде».

«Я – за усиление конкуренции на рынке. Открытие новых частных школ в Нижнем Новгороде сегодня просто необходимо. Посмотрите, Россия уже 20 лет развивается в новом направлении, а система образования практически не изменилась. Самое время вспомнить опыт Царскосельского лицея, который изначально был создан для воспитания и образования детей, которые в будущем могли бы стать эталоном для всего общества», – убеждена Галина Клочкова.

Андрей МАКОВ, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.