Химчистки: Последние тенденции рынка

25.04.2008
Просмотров: 9164

Каково настоящее положение дел на нижегородском рынке чистоты?

Некоторое время назад сфера бытового обслуживания считалась одной из самых отсталых отраслей российского потребительского рынка. Но с началом XXI века, потребности и возможности людей выросли. И спрос на услуги химчисток вновь набирает обороты. «КАПИТАЛИСТ» попытался проанализировать настоящее положение дел на нижегородском рынке чистоты.

Сейчас в Нижнем Новгороде работает четыре крупных сети химчисток: «Белуччи», «Вента плюс», «Лавандерия» и «Аквахим». «У этих предприятий около 100 приемных пунктов, – говорит Елена Ерижокова, директор сети химчисток «Вента плюс». Помимо «крупняков», есть, конечно, химчистки поменьше, но они занимают малую долю рынка – примерно 30%». При этом сегодня в Нижнем Новгороде предоставляется практически весь спектр услуг по химической чистке текстильных изделий, замши, кожи, меха, перопуховых изделий и т. д.

«Можно сказать, что мы почти «впереди планеты всей». Потому что, например, в Европе вообще не занимаются чисткой кожи и меха. Это связано с тем, что для них изделия из этих материалов так называемые «выходные вещи». В основном в зарубежных химчистках чистят текстиль», – отмечает Наталья Гезик, директор сети химчисток «Белуччи».

Подавляющее большинство нижегородских химчисток оказывает практически одинаковый перечень услуг, направленных на одни и те же категории потребителей, поэтому говорить о четкой сегментации рынка не приходится.

«Цены на услуги химчисток тоже находятся в одном диапазоне. Причина этого в том, что в условиях растущего рынка цена является конкурентным преимуществом. Мы стараемся сохранять доступные цены для клиентов с любым достатком. Конечно, есть особые услуги по уходу за дорогими вещами – например, хранение шуб. Но такими услугами пользуются единицы, – отмечает Ольга Казакова, директор сети химчисток «Аквахим».

Если же говорить о массовом клиенте, то это, как правило, люди абсолютно разные: богатые и среднего достатка, с разным образом жизни. Одним необходимы услуги прачечной, другим требуется чистка кожаного салона автомобиля. Объединяет всех одно – осторожное восприятие услуг чистки. Положительный опыт советских времен подзабыт, а новые традиции только складываются. Однако с каждым годом наблюдается рост рынка. По оценкам Ольги Казаковой, емкость нижегородского рынка составляет примерно 60 млн руб. в год.

На старте

По словам экспертов, минимальная цена выхода предприятия на рынок химчисток от 5 млн руб. При этом основные средства при открытии химчистки пойдут на приобретение оборудования.

«Для стирки мы используем оборудование из Бельгии, для химчистки – итальянское. Минимальные затраты на минимальный (!) комплект оборудования – 100 тыс. евро, – говорит Наталья Гезик. – А еще нужно подвести коммуникационные сети, обучить сотрудников и дать им попрактиковаться. Так что поставить бизнес «с нуля» достаточно тяжело».

«Срок окупаемости вложенных средств трудно спрогнозировать, – говорит Елена Ерижокова. – Он полностью зависит от конъюктуры рынка, платежеспособности населения, налоговой политики, цены на энергоносители, ставок арендных платежей и т. д.».

«Вообще, химчистку нельзя назвать высокорентабельным бизнесом, – замечает Ольга Казакова. – Примерный срок окупаемости составляет 3-4 года. Окупить средства быстрее можно за счет эффективной организации труда, интенсивности работы и грамотной маркетинговой стратегии».

Необходимо сразу оговориться, что для успешной работы химчистки важно месторасположение как самих приемных пунктов, так и фабрики (место,?где?­непосредственно осуществляется чистка). «Опти­маль­но иметь около 30 приемных пунктов», – утверждает Елена Ерижокова.

Крайне важен и выбор помещения для фабрики. Поскольку такие предприятия очень энергоемки, решающую роль играет наличие достаточных электромощностей или хотя бы возможность их подведения.

Расположение предприятия хим­­чистки строго регла­мен­тируются санитарно-эпи­деми­­­о­­ло­­ги­ческими нормами. Одним из требований является определенная удаленность от жилых комплек­сов. «Для мини-химчисток удаленность составляет 50 м. Для фабрик, которые перерабатывают более 20 кг одежды за смену (немногие химчистки способны переработать такой объем), – 100 м», – предупреждает Владимир Зубарев, директор сети химчисток «Лавандерия» .

«При этом химчисткам необходимо быть ближе к массовому потребителю. Редко когда клиенты выбирают у кого из двух приемных пунктов меньше цена. Для клиента наиболее важны удобство и доступность, – считает Ольга Казакова. – Например, на мой взгляд, не очень удобно идти с большим мешком грязной одежды в торговый центр. Однако некоторые игроки развивают свои сети именно на площадях торгцентров», – говорит Ольга Казакова.

Специфика работы

По словам Натальи Гезик, у россиян есть особенность – они не несут вещь в химчистку сразу после того, как посадят пятно, а сначала повесят вещь в шкаф, а уже перед тем как надеть – спохватываются.

«По определению, в химчистку сдается не новая вещь, а получить ее клиент хочет еще лучше, чем до покупки, – сетует Владимир Зубарев. – Из опыта работы приемщицы и технологи уже знают, как себя поведет та или иная вещь при обработке химическим препаратом. Они пытаются объяснить человеку все возможные последствия. Если человек настаивает, то подписывает документы, по которым он не будет иметь претензий, если вещь испортится».

«В конце 90-х годов была мода на дубленки, затем на кожаные плащи, для химчисток это было ужасное время, – вспоминает Наталья Гезик. – А сейчас к нам в основном несут вещи из текстиля. Поэтому технологи по коже сидят без работы. Но и уволить их нельзя, ведь изредка, но все-таки кожаные вещи приносят».

«Что касается подготовки кадров, то в Нижнем Новгороде учебная база отсутствует, – говорит Елена Ерижокова. – Вообще, высококлассных дипломированных специалистов-технологов в городе немного, также «дефицитными» считаются специалисты узкого профиля: аппаратчики химчистки, пятновыводчики, специалисты по обработке мехов».

Перспективы рынка

По прогнозам экспертов, рынок услуг химчисток будет продолжать расти, примерно на 10-20% в год. Будущее за комплексом услуг – когда приемный пункт будет предлагать помимо химчистки дополнительные услуги: уборку квартир после ремонта, чистку мягкой мебели, ремонт обуви, одежды. Таким образом, приемный пункт может стать центром службы быта в каждом микрорайоне. А по мнению Натальи Гезик, будущее за сетями express-химчисток.

Ольга Коновалова, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.