Детские товары: формирование цивилизованного рынка

16.05.2008
Просмотров: 4746

По данным агентства Step by step, объем российского рынка товаров для детей составляет сегодня $6 млрд, из которых около $1,3 млрд приходится на Москву.

По данным агентства Step by step, объем российского рынка товаров для детей составляет сегодня $6 млрд, из которых около $1,3 млрд приходится на Москву. Структура продаж во всех городах-миллионниках примерно одинакова. Около 60% продаж детских товаров приходится на рынки, 10% – на мелкие магазины, 30% занимает специализированная розница. По информации компании «Детский мир – Центр», рынок детских товаров ежегодно растет на 15-20%.

Активное развитие сетевого формата

«Существуют различные оценки емкости российского рынка детских товаров. Этот показатель у экспертов колеблется от $4,5 млрд до $9 млрд. Это объясняется тем, что сегодня не проводится масштабных маркетинговых исследований в нашей сфере.

Согласитесь, такая погрешность в расчетах значительна для планирования современного бизнеса», – отмечает Максим Ентяков, генеральный директор компании «Детский мир – Центр».

Нишу детских товаров последние 3-4 года заполняют торговые сети. В Нижнем Новгороде действуют как федеральные, так и местные игроки: «Детский мир», Banana-mama, «Бегемот», «Кенгуру», «Насяня», «Мама + Я», «Алина» и др.

«Постоянно открываются новые магазины, рассчитанные на разный уровень дохода населения. Это связано с тем, что в нашей стране растет рождаемость. Лидерами на нашем рынке, конечно, являются «Детский мир», «Мама + Я», «Банана-Мама», – говорит Светлана Вафина, директор нижегородского подразделения компании «Банана-Мама».

«Рынок детских товаров сейчас находится в фазе бурного роста и активных изменений по всей стране, – отмечает Игорь Кашенин, директор гипермаркета «Бегемот». – Если до недавнего времени у нас в регионе торговали игрушками оптом до 10 фирм, то в ближайшее время их количество, возможно, сократится за счет полного закрытия или перепрофилирования. Мы же планируем увеличивать объем торговли и расширить зону охвата с 60% нижегородского рынка игрушек, которые занимаем сегодня, до 90%».

Отмечая, что нижегородский рынок детских товаров еще далек от насыщения, эксперты «КАПИТАЛИСТа» прогнозируют активный приход новых игроков.

«При этом действующие игроки также не стоят на месте. Например, сеть «Мама + Я» за последний год открыла несколько новых магазинов», – говорит Светлана Вафина.

Развитие сетей сегодня происходит двумя способами – это открытие собственных магазинов и использование франчайзинга. «Приоритет для нас – развитие сети собственных магазинов. Отчасти потому, что закон не дает при заключении франчайзинговых контрактов гарантированного механизма постоянного контроля за качеством работы партнера. Поэтому в Нижнем Новгороде мы намерены торговать сами», – говорит Максим Ентяков.

«За последние два года нижегородский рынок детских товаров, а также товаров для будущих мам претерпел значительные количественные и качественные изменения. В среднем и низком ценовых сегментах, которые сейчас переживают настоящий бум, лидирующие позиции занимают «Мама + Я» и «Детский Мир». При этом сегмент дорогих товаров развивается значительно более медленными темпами, – отмечает Надежда Райко, генеральный директор компании «Пион» (сеть салонов «Кенгуру» в Нижнем Новгороде). – Я считаю, что развитие рынка данных товаров в регионе будет проходить по московскому сценарию: от экспансии участники перейдут к уровню повышения качества представляемого сервиса. Также продолжится тенденция освоения городов-спутников, о развитии этого направлении заявила сеть «Мама + Я», выйдя за пределы Нижнего Новгорода и открыв свои магазины в Дзержинске и Кстово».

Правила современной торговли

Трехлетняя история работы федеральных сетей детских товаров в Нижнем Новгороде говорит об успешности бизнеса. «На плановый оборот мы вышли уже в первые шесть месяцев, – делится Максим Ентяков. – Прирост выручки превысил 80%, это был очень хороший старт. Свой второй «Детский мир» в Нижнем Новгороде мы открыли в ТРЦ «Мега» – и это был в тот момент наш «юбилейный», 50-й по счету магазин в России».

«Свой первый магазин наша компания открыла в 2004 году в Москве. В настоящее время по всей стране действует 87 магазинов «Банана-Мама». Все помнят легендарную песенку «Бони-М» «Банана-мама». Именно с этим названием собственники бизнеса вышли на российский рынок. Банан – любимый всеми фрукт, а слово «мама» говорит само за себя, – рассказывает Светлана Вафина. – Сегодня одним из наших приоритетных направлений является развитие мелкооптовой торговли. Так, мы разработали специальную систему скидок при покупке товара оптом и по безналичному расчету».

Кстати, акцент на оптовую торговлю делают уже многие сети, ведь сегодня на местном рынке детских товаров присутствует более 50-ти индивидуальных предпринимателей. «Для оптового клиента мы предлагаем гибкую систему скидок, – говорит Игорь Кашенин. – Принцип предоставления скидок следующий: при покупке товара на сумму 7 тыс. руб. скидка составит 5%, 10 тыс. руб. – 10%, 80 тыс. руб. – 18%, 120 тыс. руб. – 20%, 250 тыс. руб. – 22%, 400 тыс. руб. – 24%».

Если говорить о малом бизнесе в сфере продаж детских товаров, то здесь намечается тенденция к кастомизации торговли и выбор еще слабо освоенных крупными сетями сегментов торговли. Так, например магазин «Филиппок» продает через Интернет высококачественные развивающие игры отечественного производства. «Когда создавался наш магазин, то мы рассчитывали, что он будет функционировать только в Нижнем Новгороде и области, но самый первый заказ был из Москвы. Сейчас территорией нашей деятельности является вся Россия, ближнее и дальнее зарубежье, в т. ч. Германия, Америка, Франция и даже был один заказ из Индонезии на кубики Никитиных «Сложи узор». Нашими клиентами являются родители, детские дошкольные и школьные учреждения, – рассказывает Татьяна Видяева, директор Интернет-магазина «Филиппок». – Рынок развивающих игр довольно сложный, мы часто встречаемся с непрофессионализмом педагогов и некомпетентностью родителей. Ведь если человек приходит в магазин и видит пластмассовый грузовик, то он понимает для чего он нужен, но когда он видит рамку-вкладыш, то многие просто не понимают что это и зачем, и наша задача, как продавцов, объяснить, разъяснить и научить играть с этой игрушкой».

В работе с розничными покупателями ведущие игроки рынка конкурируют не столько уровнем цен, сколько технологией формирования ассортимента. Светлана Вафина раскрывает «КАПИТАЛИСТу» организацию торговли и правила формирования ассортимента в «Банана-Маме»: «Все наши магазины работают по системе самообслуживания. Ассортимент насчитывает 50 тыс. наименований товара. Большие площади наших магазинов позволяют распределить всю продукцию таким образом, чтобы были видны все группы товаров, а маршрутизаторы помогают в этом. Ассортимент сформирован таким образом, что посетителем нашего магазина может стать уже будущая мама в первые месяцы беременности (одежда для беременных, питание, косметика). Затем можно совершить первую покупку для новорожденного (кроватка, коляска, предметы гигиены, одежда на выписку и т. д.), и далее, по мере роста ребенка, включая подростков до 10-12 лет. В магазине представлена модная одежда, обувь, игрушки, спортивные товары, широкий ассортимент книг и канцтоваров и, конечно, детское питание, средства гигиены, косметика. В нашем магазине действует клубная карта (скидки от 1% до 10%), а также, если покупатель затрудняется с выбором подарка, «Банана-Мама» может предложить подарочную карту, на которую можно положить неограниченную сумму денег от 300 руб.».

Сеть салонов «Кенгуру», работающая в высоком ценовом сегменте, стремится расширить понятие «салон-магазин», вводя дополнительные элементы интерьера и зоны отдыха в местах продаж: «На сегодняшний день в сети «Кенгуру» представлены коллекции одежды pret-a-porte для будущих мам от Pietro Brunelli, Sara, Masha Tsigal, Crea Conсept, La Robe Bleue, Arabella B; специальное белье для будущих мам; модные коллекции детской одежды от европейских домов мод; эксклюзивная детская обувь; детские комнаты; коляски; аксессуары для будущих мам и малышей, а также многое другое. За последний год позиционирование сети сместилось в сторону премиального сегмента: увеличилось количество представленных мировых брэндов детской и женской одежды, изменилась концепция магазинов. На сегодняшний день мы активно укрепляем позиции на нижегородском рынке элитной детской одежды, представляя высокие бренды для самых маленьких D&G, Escada, Laura Biagiotti, Moschino, Byblos, GF Ferre, Diesel и др. И мы планируем дальнейшее закрепление своего позиционирования в премиальном сегменте. Это и расширение торговых площадей, и введение нового внутреннего убранства салона, разработка зон отдыха для мам и малышей. Данные шаги необходимы для поддержания имиджа сети и лояльности постоянных покупателей, так как нижегородский покупатель становится более требовательным и взыскательным».

Андрей МАКОВ, Павел КАШИН, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.