Ландшафтный дизайн: перспективы рынка в Нижнем Новгороде

30.05.2008
Просмотров: 9035

Полностью ли нижегородские ландшафтные бюро удовлетворяют существующий спрос?

Май – начало сезона для бюро ландшафтного дизайна. Зимой разрабатывались проекты, к реализации которых компании приступили поздней весной. «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить, полностью ли нижегородские ландшафтные бюро удовлетворяют существующий спрос.

«Сейчас очень активно ведется строительство новых коттеджных поселков и загородных домов, так что работы пока хватает на всех, – говорит Наталья Миронова, директор «Ландшафтного бюро «Кедр». – Порядка 10 ландшафтных фирм являются старожилами нижегородского рынка. Кроме того, каждый год появляется множество фирм-однодневок, которые с окончанием сезона прекращают свое существование».

«Деятельность ландшафтных фирм в настоящее время не лицензируется, но, по-моему, отмена лицензирования была не совсем верным решением, – сетует Наталья Колобова, директор ландшафтной мастерской «Зеленая карета». – Раньше, чтобы получить лицензию, необходимо было предоставить множество документов, руководителя и работников тщательно проверяли. Это затрудняло выход на рынок недобросовестных игроков».

Особенности бизнеса

Поскольку ландшафтный дизайн – это сезонный бизнес, то, как правило, помимо своего основного дела ландшафтные бюро занимаются смежными видами деятельности. «Самое перспективное дополнительное направление – продажа растений и кустарников», – считает Наталья Миронова.

Архитектурно-строительная дизайн-студия Надежды Гавриловой занимается архитектурной деятельностью (проектировка коттеджей, жилых домов) и внутренним дизайном квартир. А ландшафтная мастерская «Зеленая карета» сделала ставку на озеленение торговых центров, гостиниц, кафе.

Надежда Гаврилова отмечает, что сейчас у клиентов особенно востребовано оформление газонов, открытого пространства, создание так называемого простора. Стабилен спрос на водоемы и ручьи.

Газоны нужно постоянно подновлять, кустарники разрастаются. Деревья тоже растут и могут занять места значительно больше, чем предполагалось по первоначальному плану.

Ну и, соответственно, необходимо поддерживать все в чистоте и порядке. Поэтому недостаточно просто спроектировать интересный ландшафт и воплотить его на конкретном участке заказчика. «Нужно просчитать все на несколько лет вперед. Чтобы в будущем ландшафт выглядел так, как будто только что создан, – подчеркивает Наталья Миронова. – Особой популярностью сегодня пользуются услуги по озеленению «под ключ» с абонентским обслуживанием».

Проблемы рынка

Мнения экспертов по поводу всеобщей проблемы бизнеса вообще, а именно – кадрового дефицита, разделились. «Многие молодые специалисты овладевают поверхностной информацией, а необходимо постоянно учиться, совершенствовать свои знания, – говорит Наталья Колобова. – А в нашем деле необходимо регулярно участвовать в семинарах (недавно, например, в Москве проходил семинар по прудовой пленке), посещать выставки. Нам интересно все новое, мы рады применять это в нашей работе, правда, не всегда заказчик готов к этому, поскольку все новое и эксклюзивное – дорого».

В свою очередь Надежда Гаврилова считает, что сегодня выпускается довольно много специалистов, в том числе и ландшафтных архитекторов, и потому проблема кадров преувеличена. «Самое главное, чтобы у людей было огромное желание заниматься этим делом, – говорит она. – И, конечно, чтобы воплотить ландшафт, задуманный дизайнером, нужны люди «с руками», внимательные, все-таки ландшафт – это живое творение, его надо сделать таким, чтобы он жил еще долгое время после окончания нашей работы».

«Если и есть проблема с кадрами, то она связана с тем, что ландшафтный бизнес – сезонный, и зимой люди остаются практически без работы», – считает Наталья Миронова.

«Действительно, тяжело держать в штате всех сотрудников, – соглашается Надежда Гаврилова. – Но их можно «перенаправлять». Например, зимой – на стройку, летом – на осуществление дизайнерских задумок в ландшафте. А самые лучшие исполнители – это садоводы-любители или бывшие сельскохозяйственные работники».

«Многие фирмы работают с внештатной рабочей силой, но я считаю, это не самым лучшим вариантом, – говорит Наталья Колобова. – Целесообразнее иметь свою собственную рабочую группу. Чтобы понимать друг друга с полуслова, все идеи воплощать совместно. Внештатники не будут вкладывать в дело душу».

Кстати, по мнению Надежды Гавриловой, открыть фирму, занимающуюся ландшафтным дизайном, может не только человек со специальным образованием, но и любой непрофильный инвестор. Правда, при условии, что руководство компанией будет доверено грамотному специалисту. «Все-таки у «руля» должен стоять профессионал. Но все зависит от того уровня, на котором компания планирует работать: это может быть большая организация, имеющая свою базу для выращивания цветов, а можно открыть маленький офис и заниматься, например, только поливочными системами», – говорит Надежда Гаврилова.

Считаем деньги

Стоимость ландшафтных работ складывается из двух составляющих – это проектирование и реальное воплощение задуманного на участке. «Претворение идеи в жизнь, конечно, дороже. Но люди уже готовы реально платить за подобные услуги, – говорит Наталья Колобова. – Например, сейчас мы ведем проекты на двух объектах: на одном строим водяное колесо, на другом создаем японский сад».

«В каждом конкретном случае ценообразование складывается индивидуально, – отмечает Надежда Гаврилова. – Есть, конечно, ориентировочная цена за соточный материал. Но это не показатель, есть ведь однолетние растения, есть многолетние. Все зависит от множества различных факторов».

По словам Натальи Мироновой, стоимость проекта начинается от 15 тыс. руб. В эту сумму входит генеральный план, разбивочный чертеж, дендроплан, посадочный чертеж, план покрытий, ассортиментные ведомости и рекомендации.

«Как правило, наши клиенты – это состоятельные люди, – отмечает Надежда Гаврилова. – И стоимость ландшафтных работ может достигать 1-2 млн руб. А это сопоставимо со стоимостью «коробки» дома».

Высокая цена зависит не только от площади земельного участка, с которым работает ландшафтный дизайнер, но и от дороговизны материалов – грунт, растения, рулонный газон, натуральный камень.

«Мы, к сожалению, живем и работаем не в Калифорнии, и с ноября по апрель работы вести невозможно из-за особенностей российского климата. Поэтому я бы не назвала наш бизнес высокорентабельным», – говорит Наталья Миронова.

Что касается продвижения, то в ландшафтном бизнесе работает как «сарафанное радио», так и прямая реклама. «Если мы одному заказчику сделали красивый ландшафт, высадили хороший сад, который цветет и дает урожай, то, скорее всего, его гости при желании возвести что-то подобное на своем участке, обратятся именно к нам, – говорит Наталья Колобова. – Однако поддерживающая реклама тоже необходима. Клиенты стараются не обращаться к молодым фирмам, боятся, что они могут оказаться «мыльным» пузырем».

Открыть фирму, занимающуюся ландшафтным дизайном, может не только человек со специальным образованием, но и любой непрофильный инвестор. Правда, при условии, что руководство компанией будет доверено грамотному специалисту.

Стоимость проекта начинается от 15 тыс. руб. и может достигать 1-2 млн руб. Однако с ноября по апрель работы вести невозможно из-за особенностей российского климата. Поэтому ландшафтный бизнес нельзя назвать высокорентабельным.

Ольга КОНОВАЛОВА, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.