Архитектурная студия: Только для профессионалов!

21.10.2008
Просмотров: 4826

Сегодня в Нижнем Новгороде работает около 120 компаний, оказывающих архитектурно-проектные услуги. Большую часть новых архитектурных бюро создают наемные руководители и экс-менеджеры из действующих фирм.

По мнению экспертов «КАПИТАЛИСТа», большую часть новых архитектурных бюро создают наемные руководители и экс-менеджеры из действующих фирм. Сегодня в Нижнем Новгороде работает около 120 компаний, оказывающих архитектурно-проектные услуги. Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки рынка занимаются самыми разными по классу и типу объектами.

Что продают архитектурные бюро?

Практически все нижегородские архитектурные студии создаются не случайными бизнесменами, а «людьми из профессии». «С первых дней работы у нас были клиенты, ведь уже была заработана определенная репутация команды. Раньше мы все работали в других подобных компаниях, и нам было, что показать своим клиентам в качестве портфолио», - рассказывает Дмитрий Шоринский, генеральный директор компании «Проект-Центр»

За последние 10-15 лет в этой отрасли сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. «За 4 года работы мы сформировали пакет из нескольких основных услуг, среди которых разработка эскизов, дизайн-проектов, проектной и сопроводительной документации, инженерных чертежей и др.», - рассказывает Валерий Борцовский, директор компании «Архстройдекор».

Участники рынка отмечают, что основная часть клиентов первоначально приходит с заказом на разработку дизайн-интерьера, а уже в дальнейшем выбирает услуги компании по согласованию, строительству и авторскому надзору.

«Основная часть наших клиентов - это владельцы квартир размером 200-500 кв. м, - говорит Евгения Емельянова, генеральный директор компании «Архитектурно-проектное объединение Аквилон - Однако в последнее время увеличилась и доля собственников жилья площадью порядка 100 кв. м. Таким образом, данные услуги начинают постепенно переходит из разряда элитных в категорию массовых».

«На первой встрече клиент знакомится с нашим портфолио, - рассказывает Екатерина Тихонова, директор архитектурного бюро «Этюд». - Если заказчику понравились работы наших специалистов, мы делаем эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше - работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта».

Пытаясь расширить спектр предложений, многие нижегородские бюро наряду с уже привычными архитектурными услугами, выполняют работы по ландшафтному дизайну, демонтажу строений и т. д.

Как определить цену услуг?

Участники рынка признают, что определить цену на архитектурные и сопутствующие услуги не просто, каждый проект рассчитывается индивидуально. «Каждый наш макет - это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах, - отмечает Евгения Емельянова, генеральный директор компании «Архитектурно-проектное объединение «Аквилон». - Мы не скрываем, что производство макета - трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк. «Можно сделать 1 кв. м и за $10 и за $100, - комментирует Валерий Борцовский. - Почему такая разница? Все дело в репутации и профессионализме сотрудников бюро».

Однако прибыль зависит не только от уровня доверия к профессионалам, но и от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому может различаться в разы. «Иногда «выход» заказа - $20 тыс., но возиться с ним приходится 3 месяца, а то и полгода», - отмечает Екатерина Тихонова, директор архитектурного бюро «Этюд». При этом действующие игроки рынка говорят, что одновременно можно вести не более 3 проектов. «Да, мы можем в одно и то же время сделать и 3, и 4 проекта, но только если это однотипные работы, - делится Дмитрий Шоринский. – Но если мы взялись за большой коттедж, то потребуется максимальная мобилизация и о других проектах придется забыть». Дизайнеры, специализирующиеся на проектировании выставочных стендов, обычно берут 5-10% от суммарной стоимости изготовления и монтажа. Учитывая, что полноценный выставочный стенд в среднем стоит от $50-200 тыс., то один заказ принесет дизайнеру минимум $5 тыс.

Информация об уровне рентабельности бизнеса у опрошенных участников рынка очень противоречива. Эксперты сходятся в одном – для наиболее прибыльной деятельности необходимо максимально расширять перечень услуг архитектурного бюро, чтобы из «промежуточного звена» перейти в разряд «комплексных» компаний. «Нам дополнительный доход приносит продажа строительных и отделочных материалов, - делится Евгения Емельянова. – Мы закупаем материалы мелким оптом, а наша розничная наценка составляет 30-35%. И нам выгодно, и клиентам удобно. Так как мы не только разрабатываем проект, но и обеспечиваем ремонтно-строительные бригады всем необходимым». Большинство архитектурных компаний, работающих на рынке более 5-8 лет, уже сотрудничает с несколькими строительными бригадами, которые в свою очередь платят вознаграждение за «приведенных» клиентов.

Бутики и рестораны, а также представительские офисы считаются более интересными и денежными объектами - больше общий бюджет, а, соответственно, и прибыль, и свобода творчества.

Проблемы бизнеса

Владельцы и руководители нижегородских архитектурных бюро говорят, что сегодня еще можно войти в архитектурный бизнес, но только если быть готовым к трудностям первых дней работы.

Юридические вопросы. «Первое с чем придется столкнуться, это – волокита с оформлением лицензий и получением сертификатов, - предупреждает Валерий Борцовский. – Мы должны иметь соответствующую лицензию на выполнение проектных и ремонтно-строительных работ. Но наш руководитель организации сам архитектор, у него персональная лицензию на архитектурную творческую деятельность. И в этом случае наличие лицензии у самой компании оказалось не обязательно».

Как гарантированно получить лицензию? «Немаловажную роль играют квалификация специалистов и их производственный опыт, - отвечает Екатерина Тихонова. – Кстати, в соответствии с положением о текущем надзоре, каждая организация в течение срока действия лицензии должна быть проверена лицензирующим органом. Мы работаем уже 6 лет, и никаких проверок не было».

Конкуренция. Особенностью нижегородского архитектурного рынка является большая конкуренция. При этом сложно выделить крупных лидеров. Чаще это некие объединения (постоянные или временные) профильных специалистов, которым подобное сотрудничество позволяет быстро и качественно выполнять крупные заказы, не упуская при этом и мелких клиентов. «В нашем бизнесе на счету каждый клиент - любая выполненная работа демонстрирует профессионализм и мастерство сотрудников: это, по сути, наша долгоиграющая реклама», - говорит Дмитрий Шоринский. «Новичку труднее всего будет получить первый заказ, - считает Евгения Емельянова. - Отсутствие имени, а значит, и клиентов, может серьезно затормозить развитие бизнеса».

Кадры. Эксперты «КАПИТАЛИСТа» рассказывают, что работа архитектурного бюро, в принципе, построена вокруг одного человека – архитектора. Он вырабатывает идею, а другие сотрудники лишь ее обрабатывают и претворяют в жизнь. «На собственном опыте мы пришли к выводу, что держать несколько высоких профессионалов просто невыгодно. Тем более, если речь идет о творческих личностях, - считает Валерий Борцовский. – Понимаете, сегодня спрос на обыкновенные, «уютные» интерьеры гораздо выше, чем на оригинальные проекты. Смелые идеи бывают востребованы не более чем 1-2 раза в год, а зарплату сотрудникам нужно платить ежемесячно». По этой причине основной кадровый состав – это рядовые архитекторы, качественно выполняющие свою работу.

Если архитектурное бюро создается не архитектором, то привлечь сильных специалистов будет трудновато. «Мы решили эту проблему легко, передав нашему директору-архитектору некоторую долю в бизнесе, помимо основной заработной платы», - делится Екатерина Тихонова.

Андрей МАКОВ, Дмитрий ЮРОВ, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.