Нерудные материалы: рынок в стадии «ломки»

10.11.2008
Просмотров: 6328

Возможно, игроки рынка в ближайшее время понесут даже больше потерь, чем ожидают. Ведь при нестабильном спросе, кризисе в строительном бизнесе, производство нерудных материалов требует высоких текущих расходов.

Еще некоторое время назад положение на нижегородском рынке строительных нерудных материалов было стабильным. Однако в прошлом году стало ясно, что увеличение цен на щебень, гравий, камень и песок становится одной из основных проблем для роста спроса. Эксперты разного уровня стали говорить, что неудержимо растущая стоимость нерудных материалов является одной из главных причин удорожания строящегося жилья. За последние месяцы ситуация стала обратной. Цены «заморозились», участники рынка задумываются о диверсификации бизнеса.

Что такое «нерудные материалы»?

Под нерудными или инертными строительными материалами, в первую очередь, подразумевают песок и щебень. «Они используется как в натуральном чистом виде, так и в качестве наполнителя при производстве асфальтобетона и бетона», - отмечает Константин Замулин, генеральный директор компании «ТПК «Волжский карьер».

Рынок производства или добычи нерудных материалов традиционно является региональным. «Чтобы снизить себестоимость товара мы практически отказались от поставки песка и щебня в соседние области, - говорит Владимир Климентеков, директор компании «ЭкоРост». – К тому же, если говорить исключительно о песке, то его можно добывать в каждом регионе».

«Нижегородская область небогата своими месторождениями. Здесь мы добываем только песок и щебень в небольшом количестве, - отмечает Ирина Шидилова, коммерческий директор компании «Гротэкснеруд-НН». – Поставки гранитного щебня в основном осуществляются с карьеров Карелии, Ленинградской области, Урала; известнякового щебня – из Жигулевска и Касимова, обогащенной песчано-гравийной смеси - с карьеров реки Кама. В зависимости от местоположения получателя продукции мы осуществляет оптимальный выбор карьера и способа доставки продукции».

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» делят весь рынок нерудных материалов на несколько сегментов, исходя из групп потребителей. «Выделяются три основных сегмента, - говорит Александр Розуков, генеральный директор компании «НМК-Инвест». – Это строительство и ремонт автодорог, содержание и строительство железных дорог, производство стеновых материалов, то есть кирпича, панелей, блоков, в том числе для жилищного строительства, и всех видов бетона». «Мы снабжаем дорожно-строительные организации и железо-бетонные заводы нерудно-строительными материалами, - рассказывает Ирина Шидилова. – А также поставляем гранитный и известняковый щебень различных фракций, гравий, обогащенную песчано-гравийную смесь и песок для строительных работ».

Для того чтобы быть полноправным участником рынка требуется сертификация всей реализуемой продукции. «У нас весь товар имеет сертификаты соответствия (ГОСТ-8267-93, ГОСТ 25607-94 и ГОСТ 8736-93) и санитарно-эпидемиологические заключения (ГОСТ 30108-94) на применение его во всех видах строительства без ограничений по радиационному фактору», - делится Константин Замулин.

Естественно, с ростом деловой активности в одном из этих трех сегментов рынка увеличиваются и объемы производства нерудных материалов. «Еще недавно в связи с оживлением на строительном рынке Нижнего Новгорода и области, безусловно, выросли и объемы производства песка, щебня, - отмечает Константин Замулин. – Но сейчас производственные мощности карьеров и заводов нерудных материалов загружены уже лишь на 2/3. Кризис сыграл свою роль».

Монополисты не в состоянии поднимать цены

Участники рынка отмечают, что ведущим игрокам удалось монополизировать рынок не только благодаря возможности инвестировать крупные средства, но и в результате внятных стратегий по увеличению производственных возможностей и доли рынка. «Мы имели возможность инвестировать одновременно в несколько направлений, но в итоге сделали выбор в пользу только одного – производство щебня, - рассказывает Владимир Климентеков. – Три года назад мы открыли первый завод по производству кубовидного габброидного щебня и не прогадали».

«Производители, которые делают ставку на устаревшее оборудование, рано или поздно проиграют, - считает Александр Розуков. – Монополизация рынка своими родными компаниями – это хорошо, в других областях уже начали действовать иностранные компании. Там ценовая политика гораздо жестче». Кстати, по данным Discovery Research Group, 80% всех российских предприятий используют именно б/у оборудование.

Однако нельзя однозначно утверждать, что выбор лишь одного вида производства гарантирует успех бизнесу. Сложная ситуация на строительном рынке в связи с кризисом ликвидности, вынуждает многих производителей и поставщиков нерудных материалов диверсифицировать риски, расширяя линейку производимых и поставляемых товаров.

«Рост цен на новое жилье связан не только с увеличением аппетита инвесторов, - отмечает Ирина Шидилова. – Сейчас наблюдается стремительное повышение себестоимости строительства. Менее чем за полгода основной компонент для производства бетона и кирпича – песок - подорожал на 20-30%».

Некоторые эксперты «КАПИТАЛИСТа» объясняют это монополизацией рынка нерудных материалов. «Уверен, что в принципе этот рост ничем не обоснован, - говорит Константин Замулин. – Цены стали особенно стремительно расти после того, как несколько «дружественных» компаний, по сути, монополизировали производство речного и карьерного песка».

Но не все участники рынка уверены, что монополисты продолжат диктовать свои нерыночные цены и в дальнейшем. «Ценового диктата со стороны производителей и поставщиков не может быть в нашем регионе – это абсурд, - считает Владимир Климентеков. – Дело в том, что его ограничивают несколько факторов. Один из них - традиционный эластичный спрос на строительные материалы. Ведь потребитель остро реагирует на неадекватность цен и, в конце концов, переключается с одного продукта на другой». Нельзя сбрасывать со счетов и продукцию из других регионов. «В любом случае, цены на производимые в нашем округе нерудные стройматериалы всегда будут ниже, чем цены на привозную щебенку, с учетом расходов на транспортировку», - отмечает Александр Розуков.

Видимо, значительно поднять цены в дальнейшем ни старейшинам, ни новичкам рынка, действительно, не удастся. Дополнительные сдерживающие факторы – рост конкуренции и низкие темпы модернизации действующих производств. «Мы не намерены обновлять и наращивать производственную базу, так как для увеличения объемов производства пока плохая конъюнктура», - отмечает Ирина Шидилова.

Негативная тенденция для производителей – политика ведущих клиентов. «Некоторые крупные строительные компании расширили свою деятельность, в частности в сегменте дорожного строительства, за счет приобретения предприятий, добывающих песок и производящих щебень и гравий», - говорит Константин Замулин.

Что тормозит развитие рынка?

Возможно, игроки рынка в ближайшее время понесут даже больше потерь, чем ожидают. Ведь при нестабильном спросе, кризисе в строительном бизнесе, производство нерудных материалов требует высоких текущих расходов. «Не смотрите, что порог вхождения в бизнес невысок, и можно ограничиться $500 тыс. Стоит знать, что производство нерудных материалов достаточно металло- и энергоемкое, - говорит Владимир Климентеков. - А энерго- и железнодорожные тарифы поднялись в цене, также как и стоимость металла и дизельного топлива».

Но главный «подводный камень» для инвестора кроется в покупке производства, работающего еще с советских времен. «Полное перевооружение завода может обойтись в $12 млн. Хочу подчеркнуть: вкладывать в модернизацию оборудования необходимо постоянно, - считает Александр Розуков. - И не стоит забывать о росте заработной платы, опережающем инфляцию. В нашей компании рост зарплаты составляет около 15% в год». «Кроме того, есть еще такой фактор, как сезонность рынка, - для нерудных материалов это достаточно характерно, - добавляет Ирина Шидилова. - Традиционно пик спроса приходится на летний период, тогда как зимой отмечается спад».

Крупные клиенты – большие риски

Игроки рынка уверены, что судьбы нижегородского рынка производства и продаж песка, щебня зависит от основных потребителей этих материалов – железнодорожников и дорожных строителей. «В 2004 году мы уже испытывали проблемы с финансированием, - вспоминает Константин Замулин. - В системе РЖД тогда шел очередной этап реформ. Одним словом, железнодорожникам было не до строительства и ремонта магистралей. Проблемы с финансированием тогда серьезно сказались на объеме строительства дорог, а соответственно - на продажах нашей продукции в этом сегменте. Мы отгружали дорожникам щебень в долг, в результате наша дебиторская задолженность в 2005 году значительно выросла». Далее 2,5 года крупные участники рынка нерудных материалов работали спокойно, наращивая темпы производства.

Сейчас ситуация опять «откатилась» на 4 года назад. «При этом при срыве всех мыслимых и немыслимых сроков оплат по договору, повлиять на финансируемых из бюджета дорожников практически невозможно, - констатирует Владимир Климентеков. - Также особо не поспоришь и с железной дорогой». Все эксперты «КАПИТАЛИСТА» относят крупных клиентов к «внерыночному» сегменту. «Вот вам пример, РЖД диктует всем свои условия продажи щебня, - комментирует Александр Розуков. - В том числе и отпускные цены, которые ниже рыночных примерно на 30-40%. Мы принимаем эти условия, потому что иначе составы с нашей продукцией будут отправляться в последнюю очередь». В такой ситуации производители вынуждены часть своих издержек перекладывать на оставшийся сегмент рынка потребления. «При том, что 2-3 крупных клиента – это половина всех наших заказов, самые быстрые и стабильные деньги мы получали до последнего времени не от них, а от застройщиков жилья и производителей бетона», - говорит Ирина Шидилова.

Андрей МАКОВ, Дмитрий ЮРОВ

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.