Аэрография: Ограниченные возможности из-за дефицита кадров

11.11.2008
Просмотров: 11905

Специализированных студий автомобильного дизайна в Нижнем Новгороде пока очень мало, как правило, это дополнительная услуга автосервисов. В обоих случаях на рынке ощущается острый дефицит кадров.

Специализированных студий автомобильного дизайна в Нижнем Новгороде пока очень мало, как правило, это дополнительная услуга автосервисов. В обоих случаях на рынке ощущается острый дефицит кадров. Другая особенность рынка в недостаточном понимании потенциальными клиентами сути услуг аэрографов. «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить, как действующие игроки преодолевают возможные трудности и развивают свой бизнес.

Противники аэрографии терпят поражение

Противники художественной росписи автомобилей аргументируют свою точку зрения тем, что она выглядит вульгарно и тем самым портит внешний вид машины. «Обычно эти аргументы основываются на том, что на дорогах часто встречается некачественно выполненная аэрография, - говорит Владислав Кулишенков, владелец компании CARstudio. – Ведь зачастую владелец машины до конца не понимает, зачем ему нужен рисунок, а лишь хочет, чтобы было «круто». И обращается не в хорошую фирму, а в соседнюю СТО, где автослесарь дядя Вася умеет еще и рисовать».

«Художественное украшение автомобиля – это не только удовлетворение каких-то творческих личных амбиций автовладельца, но и эффективное противоугонное средство, - считает Вячеслав Елизаров, генеральный директор компании «Автолига-Магистраль». – Автомобиль становится очень заметным и поэтому ворам будет намного сложнее его продать. Я не знаю ни одного случая угона автомобиля у наших клиентов».

По информации участников рынка, сейчас появилась особая категория клиентов, которые обращаются к аэрографам после дорожно-транспортных происшествий. «Не во всех случаях возможно идеально ровно покрасить машину после ДТП, - говорит Данила Царев, директор компании «Автодизайн», - а красивый рисунок может сделать повреждение незаметным».

Кстати, возможности аэрографии не ограничиваются исключительно росписью автомобилей. «Мы работаем со многими видами техники, - отмечает Михаил Ловейкин, генеральный директор компании «Аэрограф-НН». – Рисуем и на телефонах, и на холодильниках, и на компьютерах и даже на стиральных машинах. Студии дизайна интерьеров уже стали активнее пользоваться услугами аэрографии».

В том случае, если аэрографическая студия создается «с нуля», а не на базе автосервиса или автосалона, для поиска потенциальных клиентов придется предпринять определенные усилия. Как первоначальный вариант возможна реклама в специализированных автомобильных изданиях, распространение листовок в точках продаж автомобилей и т. д. А далее уже сработает «сарафанное радио».

Что потребуется для работы?

Для работы специалисту по аэрографии потребуется свой персональный аэрограф стоимостью 6-7 тыс. руб., краски, компрессор, различные лекала и трафареты. «Аэрограф - это воздушно-струйная кисточка, чутко реагирующая на руку художника, - рассказывает Михаил Ловейкин. – Лучше изначально не экономить на технике и приобрести аэрограф-автомат. Его не надо чистить, только откручивать сопла и настраивать».

«Покупку красок и расходных материалов художник осуществляет самостоятельно, ориентируясь на свои предпочтения и специфику рисунка, - рассказывает Владислав Кулишенков. - Расход материала зависит от манеры работы, в среднем крупные рисунки на поверхности всего автомобиля потребуют около 200-350 г краски».

«Технология аэрографии проста. Художнику выдается фотография автомобиля в электронном виде, он делает несколько эскизов, согласовывает один из них с заказчиком и затем уже наносит на автомобиль, - рассказывает Вячеслав Елизаров. – Несмотря на то, что заказов пока немного, мастер должен оперативно выполнить свою работу, так как клиенту, естественно, быстро требуется автомобиль. Гонорар художника составляет 20% от стоимости заказа».

«Зарплата штатного художника, как правило, сдельная и зависит от количества заказов, но она не должна быть менее оговоренной суммы, иначе ценного сотрудника можно потерять», - предупреждает Данила Царев. В некоторых случаях специалистам предоставляется конкретный оклад, что в первую очередь касается профессионалов. «Так, один мастер запросил у нас оклад в размере 40 тыс. руб., но мы нисколько не пожалели», - говорит Михаил Ловейкин.

По информации участников рынка, в месяц один мастер в состоянии выполнять не более двух крупных заказов, если осуществляется полная роспись автомобиля, либо 5-6 более мелких. «Когда количество заказов в определенные месяцы у нас резко возрастает, то мы приглашаем несколько свободных художников», - делится Владислав Кулишенков.

Правила удачного старта

«Мы думали, в какой период лучше предложить новую услугу, и выбрали август. Хотя некоторые начинали весной», - вспоминает Вячеслав Елизаров.

Значительную долю клиентов приводят сами работники сервисов и студий дизайна, наглядно продемонстрировав все возможности аэрографии на собственных автомобилях.

Оценить точно необходимый объем первоначальных вложений участники рынка затрудняются, ссылаясь на сложность расчета оплаты труда специалистов и количество точек размещения своих работников, а также непрогнозируемую арендную плату на боксы в автосервисах. «На одну точку потребуется порядка $5 тыс., - считает Данила Царев. - Полной окупаемости можно достичь примерно через год работы».

«За прошлый год мы открыли 5 точек по аэрографии, - рассказывает Михаил Ловейкин. – Уверен, что сами автосервисы активно вводить данную услугу не будут. Во-первых, она для них аэрография все-таки не профильное направление, а, во-вторых, найти нужного специалиста сейчас практически нереально. Для организации бизнеса нам понадобились маленькое офисное помещение и собственно «мастерская». Рабочие боксы арендуем у автосервисов, которые обязательно имеют окрасочную камеру, что необходимо для проведения лакировки раскрашенной поверхности».

Помещение должно быть отапливаемым, светлым, сухим. Особо важно, чтобы оно было чистым, так как пыль может нарушить процесс сцепления краски с поверхностью. «По минимуму можно обойтись «углом» на одно рабочее место, для этого потребуется порядка 20-30 кв. м, - говорит Владислав Кулишенков. - В среднем площадь под 1-2 автомобиля обойдется примерно в 10-15 тыс. руб. в месяц».

Для начинающей студии аэрографии очень важно удачное расположение. «К зарекомендовавшей себя организации клиент может съездить и загород, где аренда помещений обходится в разы дешевле, но никто не будет делать этого ради неизвестной мастерской», - отмечает Вячеслав Елизаров.

Участники рынка отмечают, что цены на аэрографию в Нижнем Новгороде уже сформировались, но при этом около трети игроков рынка продают клиентам услуги по завышенным ценам. «Стоимость аэрографии пока несколько высока по причине малого количества потенциальных клиентов, - отмечает Данила Царев. – Так, роспись бокового зеркальца стоит порядка $300, а полный дизайн может доходить до $8 тыс.»

Как решается проблема с кадрами?

«Я давно хотел предложить своим клиентам украшать свои автомобили, но долго не мог найти специалиста, - делится Михаил Ловейкин. – Помог случай. Девушка одного из наших сотрудников закончила художественное училище и искала работу художника-оформителя. Мы профинансировали прохождение ею аэрографических курсов и взяли к себе в штат».

«Для начала можно обойтись двумя сотрудниками - художником и администратором. Проще всего найти администратора, он возьмет на себя работу по привлечению клиентов и первоначальному общению с ними, - считает Владислав Кулишенков. - Более сложной задачей является поиск профессионального художника-аэрографиста».

«Таких специалистов в Нижнем Новгороде официально не готовят нигде, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где, по моим сведениям, есть и специальные школы, и краткосрочные курсы, - говорит Вячеслав Елизаров. - У нас же, как правило, это люди с художественным образованием, которые постигли азы аэрографии самостоятельно».

Однако не все эксперты так обреченно говорят о поиске кадров. «Дипломированный ли это художник или нет, значения в аэрографии не имеет, - считает Данила Царев. - Главное - к этому иметь склонность и порядка 20 тыс. руб. на курс обучения. Знаю, что некоторые специалисты, окончившие в свое время художественную школу, технику аэрографии освоили всего за одну неделю. Сегодня в Нижнем Новгороде работает две специальных образовательных студии, которые учат как аэрографии, так и технике граффити».

Старожилы рынка негативно отзываются о новичках, которые ради быстрого получения прибыли вообще не думаю о качестве работы. «Профессиональный специалист по аэрографии автомобилей учитывает сотни факторов, главным из которых является следующий – рисунок должен подчеркивать все достоинства машины именно этой марки, а также характеризовать автовладельца. Из этого следует, что аэрограф должен не только уметь рисовать, но и отлично разбираться в автомобилях, иметь хорошую фантазию, а также быть неплохим психологом, чтобы добиться от заказчика ответа на вопрос, что же именно тот хочет», - резюмирует Вячеслав Елизаров.

Те компании, которые поставили аэрографию «на поток», организуют рабочий процесс таким образом, чтобы максимально оптимизировать время работы художника. «К процессу разрисовки автомобиля мы подключаем и рядовых работников сервиса, - рассказывает Вячеслав Елизаров. – Грубо говоря, вся нетворческая работа возложена на них. Я имею ввиду ошкуривание и неквалифицированный малярный труд».

Андрей МАКОВ, Дмитрий ЮРОВ, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

greg 25.12.2009 14:47:00
Занимаюсь аэрографией 6 лет.Освоил сам.В основном интерьерной и на мебели.Дизайн-студии подгоняют заказы.80% от заказа мои.Нет головняка с камерой и запахом краски.Модно,красиво,быстро. Без заказов не сижу.Достойных конкурентов мало,заказчик требует качества .
кир 04.11.2009 01:45:00
аэрография-это кулл)красками не пробовал(не умею),но на грязной машинке рисовал,чертей там всяких и белку с орехом из лед. периода.Даже на такие рисунки люди смотрят с интересом)))