Тело “под ключ”

25.12.2008
Просмотров: 6940

Первый фитнес-центр в Нижнем Новгороде появился более десяти лет назад. На сегодня сегмент рынка здорового образа жизни в нашем городе представлен не одним десятком клубовразличного класса и ценовой политики.

Первый фитнес-центр в Нижнем Новгороде появился более десяти лет назад. На сегодня сегмент рынка здорового образа жизни в нашем городе представлен не одним десятком клубов различного класса и ценовой политики. В зависимости от стоимости и набора услуг, каждый из них претендует на своего клиента и долю рынка.

В последнее время спортивная индустрия шагнула далеко вперед. По словам директора фитнес-клуба Fit’s Анастасии Дониной, рынок фитнес-услуг в Нижнем Новгороде за 2008 год увеличился на 70%, как в качественном, так и в количественном эквиваленте. Открытие новых заведений и расширение спектра услуг существующих центров способствуют повышению сервиса в целом. Сейчас мы имеем немало тренажерных и фитнес-залов, спортивных секций и оздоровительных центров, о чем в 1990-е годы можно было только мечтать. Характерно, что четких критериев разделения на сегодня между ними нет.

В настоящее время под фитнес-центром (клубом) принято понимать комплекс, включающий не менее двух атлетических и (или) тренажерных залов, спортивные программы и хотя бы минимальный набор дополнительных услуг. Екатерина Сачкова, менеджер по маркетингу спорт-клуба «Сормович» отмечает, что в Нижнем Новгороде сейчас работает около пятидесяти фитнес-клубов разного уровня, среди них четыре премиум-класса. Хотя в целом спортивных залов гораздо больше.

— Стоимость услуг фитнес-центров в Нижнем Новгороде варьируется от тысячи до 7 тысяч рублей в месяц, — говорит Анастасия Донина. — Причем недорогие залы ограничивают время посещения, а дорогостоящие чаще предлагают полугодовые и годовые клубные карты на все спортивные и оздоровительные услуги без ограничения времени. Этот вариант для фитнес-центра наиболее выгодный. «Оптовые посещения» по предоплате способствуют вырабатыванию привычки и «привязывают» клиента к тому или иному центру, минимизируют финансовые хлопоты, а также помогают достичь довольно быстрой окупаемости проекта. По мнению Анастасии Дониной, фитнес-клуб среднего уровня с минимальным набором услуг требует вложений не менее 25 млн рублей и имеет срок окупаемости от пяти лет. При этом открытие новых фитнес-центров, как правило, побуждает старших конкурентов к увеличению качественных и количественных показателей.

Кто правит: спрос или предложение?

Одно из основных свойств рынка спортивных услуг — это отсутствие статичности. По словам Екатерины Сачковой, к настоящему времени спрос и предложение фитнес-услуг в Нижнем Новгороде выстроились примерно в равных долях. А Ульяна Мартюгина, замдиректора Gold's Fitness считает, что рынок этот в нашем городе все еще не достаточно развит (не хватает клубов премиум-класса), а спрос значительно превышает предложение. Активная пропаганда здорового образа жизни побуждает людей заниматься спортом, но бизнес не успевает за спросом. Поэтому до перенасыщения рынка еще далеко. По ее словам, удовлетворение спроса на данный момент составляет лишь около 30%.

Так или иначе, все эксперты уверены, что до стабилизации еще далеко, и приход новых игроков на нижегородский рынок фитнес-услуг неизбежен. К красивому спорту, широкому ассортименту программ на любое тело и дорогим электронным тренажерам, народ только стал привыкать, и с каждым днем заинтересованность растет. По оценкам Ульяны Мартюгиной, нарастающий спортивный ажиотаж может удовлетворить количество клубов при приросте не менее шести объектов в год. Специалисты отмечают, что это далеко не пик развития.

— Проникновение фитнеса в массы на сегодняшний день мало, — говорит Екатерина Сачкова. — Им занимается около 1% населения России. По Нижнему Новгороду этот показатель немного выше. Многим людям еще не знакомо понятие «фитнес».

По словам экспертов, у нас в городе пока еще отсутствует культура спорта. Значит сейчас самое время, чтобы выступить новатором и обозначить себя на рынке.

— Поэтому фитнес-центры плодятся как грибы, — считает Анастасия Донина. — И каждый из них старается занять свою нишу. Конкуренция уже сейчас колоссальная.

Новые игроки действительно продолжают покорять региональный рынок фитнес-услуг. Этот год спортивной индустрии дал многое. И если еще в прошлом году эксперты и участники оценивали его как потенциально емкий и рассуждали об огромных потенциалах города, то сейчас они с неуверенностью говорят о приходе новых игроков и убеждены лишь в расширении ныне существующих сетей. По словам Ульяны Мартюгиной, есть большая вероятность прихода в Нижний Новгород московских сетей, которым интересно развиваться и в регионах.

Крупные игроки этого направления — это клубы World Class, Фиджин, Спарта, Джоги, Gold's Fitness, Fits и спорт-клуб «Сормович».

Козыри

Основные критерии, по которым клиенты выбирают фитнес-центр — это оборудование, дополнительные услуги, режим работы, близость к дому, стоимость и форма оплаты. В зависимости от своих характеристик и данных, каждый клуб может найти своего клиента. Поэтому конкуренция в фитнесе относительна.

Тарифы на посещения определяются качеством и количеством предоставляемых услуг.

— В том числе они зависят и от стоимости тренажеров, — говорит Екатерина Сачкова. — Качество оборудования определяется не только престижностью марки, но и сроком непрерывной эксплуатации. Профессиональные тренажеры способны работать долгое время. Поэтому спортивные заведения, имеющие их, открыты почти круглосуточно, привлекая своим режимом работы самых занятых и деловых людей.

По мнению Екатерины Сачковой, одна из важных составляющих спортивного комплекса, характеризующая фитнес-центр как крупный, — это бассейн. На нижегородском рынке только три таких игрока.

Основные направления фитнес-центра — это спортивные групповые занятия и силовая подготовка. Среди дополнительных услуг можно встретить кардиозону, курсы йоги и пилатес, аэробику, косметический салон, массажный кабинет, сауну, инфракрасные капсулы, солярий, кафе (со спортивным и обычным питанием), танцевальную студию. Кроме того, чтобы привлечь наибольшее число людей, клубы разрабатывают максимальное количество спортивных программ, в том числе индивидуально для каждого желающего.

— Многие заведения готовы обслуживать корпоративных клиентов, — говорит Ульяна Мартюгина, — это удобная форма оплаты, специальная стоимость услуг, а также отличная возможность дополнительной мотивации труда сотрудников.

По словам Анастасии Дониной, уровень клуба напрямую зависит от квалификации сотрудников. Рынок большой, а людей, которые могут хорошо и грамотно преподавать, мало. Нередко приходиться растить инструкторов самим.

Фитнес-индустрия в Нижнем Новгороде набирает обороты. И если несколько лет назад мы называли этот рынок потенциальным, то сейчас он находится в стадии насыщения. С одной стороны, ассортимент услуг постоянно растет, с другой стороны, растет и потребительская заинтересованность. По прогнозам специалистов фитнес-культура в Нижнем Новгороде сформируется через три года, тогда и рынок спорт-услуг обретет стабильность.


Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

Анна 07.01.2009 19:03:00
Да! Фитнес в Нижнем развивается семимильными шагами! Вот спорт правда не поспевает - куда ему - одни премиум клубы кругом! Из "Сормовича" все детские секции выперли, "Маяк" теперь 79школой стал, каток на "Труде" работаеет, но ни одной бесплатной ледовой площадки не залили во всей округе, а потом будем удивлятся результатам на чемпионатах...