Продуктовый ритейл: Страсти накалены до предела

29.12.2008
Просмотров: 5735

В условиях кризиса ряд нижегородских компаний стали экспериментировать с новыми для себя форматами торговли.

Продуктовый ритейл, пожалуй, после банковского сектора оказался вторым рынок, приявшим на себя сильнейший удар мирового кризиса. До 85% оборотных средств как федеральных, так и региональных игроков составляют различные виды банковского финансирования. Повышение кредитных ставок до 25-30% годовых сделало крайне невыгодным для торговых сетей использование кредитов.

«Ставки растут и будут продолжать расти, – сетует Александр Дьяконов, заместитель генерального директора ТД «Народный». – Соответственно, наши показатели однозначно снижаются. Те игроки, которые вели необоснованно рискованную финансовую политику, будут вынуждены объявить себя банкротами».

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» признают, что отрыв от чрезмерного использования кредитных ресурсов оздоровит рынок. «Сегодня мы более четко продумываем концепции торговых точек и места их размещения, - признает Олег Гончаров, директор департамента по работе с инвесторами компании «Магнит». – Также оптимизируем взаимодействие с производителями и поставщиками продукции».

Новые условия замедлили, а порой и полностью остановили процессы глобализации и консолидации рынка. Из последних сделок на федеральном уровне - приобретение X5 Retail Group сети «Карусель» летом текущего года. На этом экспансионные достижения X5 Retail Group закончились. В том числе, и в Нижнем Новгороде. Кстати, инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области недавно отклонил 3 из 4-х заявок X5 Retail Group на выделение земельных участков под строительство магазинов «Пятерочка». По словам источника, близкого к областному правительству, таким образом региональные власти попытались поставить заслон «чужакам».

Хотя даже в случае выделения земельных участков X5 Retail добровольно бы «заморозила» проекты. Так, в начале декабря текущего года стало известно, что в Омске закрывается около 50 магазинов торговой сети «Пятерочка» из-за долгов ритейлора перед поставщиками. Сотрудники «Пятерочки» отправлены в административные отпуска, а помещения магазинов уже занимают новые арендаторы. Также известно, что X5 Retail Group планирует повсеместное сокращение ассортимента. В магазинах сети «Пятерочка» количество товарных позиций сократится с 5 тыс. до 3,5 тыс. позиций. «Это позволит сократить издержки и бороться с ростом цен: чем меньше товарных позиций в торговой точке, тем ниже себестоимость обработки товаров и выше производительность», - заявляют в пресс-службе компании.

«Среди проблемных сетей, работающих в нижнем Новгороде, я бы назвал еще «Копейку» и «Патэрсон», - говорит Вячеслав Сердобин, заместитель начальника отдела маркетинга компании «Торговый дом «Медведь». - Они, как известно, любили кредиты». Пресс-службы федеральных сетей крайне неохотно говорят о своих долговых обязательствах, акцентируя внимание на выгодной для покупателей ценовой политике и социальной ответственности бизнеса.

«У крупных отечественных дискаунтеров слишком раздут ассортимент, что вынуждает держать дополнительный персонал и снижает эффективность бизнес-модели, - считает Александр Дьяконов. - В европейских дискаунтерах прямые операционные затраты на 1 кв. м торговых площадей составляют $650-900, а у наших же операторов этот показатель в среднем равен $1,5 тыс.».

Проблемы с поставщиками

И, наконец, крупные ритейлоры страдают от политики поставщиков, которые сокращают сроки оплаты. Из-за этого пострадали и нижегородские сети. «Знаю, что сети и раньше допускали просрочки, но теперь их затяжки с оплатой чрезмерны. Некоторые сети задерживает оплату по хлебобулочным изделиям на 45-60 дней», - говорит Александр Дьяконов. Известно, что в этом плане больше всех претензий к сети «Лента».

Об отношениях с поставщиками рассказывает Александр Дьяконов: «Сейчас в наших магазинах по тем категориям продуктов, которые составляют основную часть потребительской корзины, ассортимент сформирован, и пробелов в поставках нет. Но если брать поставщиков в целом, стоит признать, что небольшая просрочка по платежам у нас есть, однако это процент просрочки мы называем рабочим. Особенность ее в том, что если в августе такие просрочки не были ни для кого болезненными, то сейчас на фоне общего ажиотажа кредит доверия поставщиков уменьшается. Например, дистрибьюторы, чей головной офис расположен в Москве, сокращают объемы поставок, тогда как раньше все стремились к их наращиванию. У многих поставщиков сейчас просто не хватает товара. Очевидно, что общее стремление сейчас не столько заработать, сколько удержаться на плаву».

Кстати, на этой тенденции пытается «заработать» «Магнит». «В то время как другие торговые сети предлагают поставщикам увеличить отсрочки оплаты товара, «Магнит» согласен их уменьшить, но за другие закупочные цены, - говорит Вячеслав Сердобин. - Несколько поставщиков «Магнита» рассказали, что сеть около месяца назад разослала им письма с предложением уменьшить отсрочку платежей за дополнительную скидку на продукцию».

«Магнит» предлагает два варианта сокращения отсрочки: на 21 день за 8% от общей стоимости поставленной продукции и на 30 дней - за 12% от стоимости продукции. При этом компания в своем письме дает понять, что эти цифры не окончательные и могут обсуждаться дальше. «Мы подтверждаем эту информацию, - говорит Олег Гончаров. – Отмечу, что наша компания готова идти навстречу поставщикам, но при этом не может это делать себе в убыток». Эксперты «КАПИТАЛИСТа» уверены, что поставщикам «Магнита» будет невыгодно сокращать поставки исходя из таких «бонусов», поскольку они и так работают с этой сетью по самым низким ценам.

Оптимизм по-нижегородски

В условиях кризиса ряд нижегородских компаний стали экспериментировать с новыми для себя форматами торговли. Например, торговый дом «ВКТ» запустил проект мини-маркетов в формате «магазин у дома» и проект по доставке продуктов и готовой еды на дом.

«Возможность развиваться сейчас получают компании, работающие с малыми форматами, - уверен Александр Дьяконов. - Аудитория «магазина у дома» - на 95% жители, живущие в районе расположения магазина. В магазины этого формата люди не перестанут ходить, потому что подавляющая часть покупок здесь - это покупки каждого дня. По оценкам аналитиков, в ближайшие пару лет самым устойчивым форматом будет именно этот. Потому мы ожидаем только роста количества покупателей».

«Не думаю, что формат «у дома» - перспективен. Через несколько лет он полностью изживет себя, - возражает Вячеслав Сердобин. – Главное условие для успеха в нашем бизнесе для некрупного инвестора – это открытие магазина в радиусе 70 м от жилых многоэтажных домов. И чтобы при этом рядом не было гипермаркетов площадью более 500 кв. м».

Участники рынка рекомендуют выстраивать ценообразование исходя из цен ближайших конкурентов, средняя торговая наценка в продуктовых магазинах составляет сегодня около 20%. «Нужно определить потенциального потребителя, ответив на вопрос - что расположено рядом: жилые дома, школа или зоны отдыха. Для начала следует изучить магазины, которые находятся поблизости и проанализировать, какой товар продается у конкурентов, на какой товар делается акцент. Исходя из полученной информации, можно разработать свою ассортиментную карту. При маленькой площади магазина не следует раздувать ассортимент, пытаясь объять необъятное, прибыль от слишком большого ассортимента на маленькой торговой площади больше не станет», - рекомендует Александр Дьяконов.

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» признают, что сегодня существенно увеличилась стоимость потребительской корзины примерно на 20%, при этом прогнозируется дальнейшее увеличение, что совсем не совпадает с показателями индексации заработной платы населения.

«Размер потребительской корзины сейчас будет снижаться, более того, в ее объеме будет снижаться доля непродовольственных товаров, - говорит Александр Дьяконов. - Мы в этом случае не проигрываем, так как 98% позиций в чеке нашего покупателя - это продовольственные товары первой необходимости».

«Чистая рентабельность по нашей отрасли в среднем 2%, у производителей она доходит до 6%, - говорит Вячеслав Сердобин. - Естественно, мы заинтересованы в росте товарооборота и удержании невысокой цены на товар. Поэтому обвинения поставщиков в том, что сети получают супердоходы, я считаю необоснованными».

Андрей МАКОВ, Дмитрий КОСТРУЛЕВ, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.