Елена Федотова. Движение по восходящей линии

26.01.2009
Просмотров: 4979

Как помочь предпринимателям выйти на новый уровень и не остановиться в своем стремлении к лучшему, рассказывает директор консалтинговой компании LF Елена Федотова.

Движение это – жизнь. Известно, что человек затрачивает больше энергии, когда он стоит. Также и компания: если она не растет, сил затрачивается намного больше, чем у развивающихся организаций. Но процессом развития должны руководить. И делать это профессионально.

Как помочь предпринимателям выйти на новый уровень и не остановиться в своем стремлении к лучшему, the Chief выясняет у своего гостя – директора консалтинговой компании LF Елены Федотовой.

Развитие – это основа жизни. Кто-то живет целью организации бизнеса, у меня это произошло случайно, почти стихийно. Я не планировала начинать в октябре 2006 года своего дела, не помню, чтобы планировала это вообще. Я работала в компании «Коммерсант-Эксперт», после последнего успешного проекта, я поняла, что будущего у компании нет. Это ситуация меня подтолкнула к свободному плаванию, если бы не она, я бы так там и работала, ворчала бы на условия и проблемы. Сначала у меня было два клиента, через месяц три, на моей визитной карточке было просто написано «Елена Федотова», и этого мне представлялось вполне достаточно. Но в первой половине 2007 года, когда я вела уже шесть проектов, стало понятно, что в одиночку невозможно уделять заказчикам должного внимания, тем более, учитывая множество услуг, которые должны были обеспечивать подрядчики. Стала необходима компания, компетентные работники. Название компании родилось само собой из моих инициалов: LF – Эль Эф – и логично получилось – «Эльф». И действительно, эльфы – мифические существа, которые являются невидимой рукой человека. Они ведут его, направляют, помогают. По сути, это и является моим предназначением: имея свой опыт и профессионализм помогать компаниям, их брендам быть лучше, успешнее, оберегать от опасностей, показывать дорогу. Задача была поставлена одна – каждый клиент должен увидеть результат, который можно будет предъявить и ощутить. Моя компания замотивирована именно на результат. Мы – не рекламное агентство, работающее от бюджета, который нужно потратить, правильно или неправильно, вне зависимости от продуктовой политики, стратегии. А я управляю именно этими категориями. Все компании, с которыми я работаю, стремятся к развитию, к росту. И это единственно правильный подход.

Сфера моей деятельности – это консалтинг, управление, выстраивание бизнес-процессов, создание коммуникаций. Сейчас, в эпоху брендинга, без коммуникаций невозможно никакое развитие. Коммуникации выстраиваются и вокруг компании, и внутри ее. И правильно созданные коммуникации влияют на имидж бренда.

Пожалуй, я была одной из первых на нижегородском рынке, кто стал писать «брифы» и учить их читать. «Бриф» – это краткое изложение целей и задач, концепции, общих сведений о бренде. Даже если мы говорим о дизайне, то именно «бриф» должен описать основные составляющие бренда – его стиль, характер, ценности, основную концепцию, которую в итоге и обязан передать дизайн при кодировке сообщения. Правильно составленный «бриф» это 90% успеха. А его подготовка это – целая церемония.

Когда я начинала работать в 1997 году, маркетинга в практическом его смысле на рынке Нижнего Новгорода просто не существовало. Все решения тогда, в еще большей степени, чем сейчас, принимал директор по принципу «нравится – не нравится». Мы составляли такой «бриф» и разрабатывали концепцию, давали ориентиры для дизайнера, для коммуникаций, для написания рекламных текстов, программ продвижения. Это облегчало работу и компании, и исполнителям. Так выработался определенный алгоритм работы.

Действительно, и маркетинг, и реклама, и связи с общественностью являются науками, с присущими им алгоритмами. На первый взгляд, очень связанными. Но лишь при системном подходе можно связать их воедино. Именно это я и заложила в основу концепции своей компании.

Сегодня рынок вполне конкурентен. Поэтому на нем сейчас не столь важны материальные активы, сколько новые идеи. И мой принцип в такой ситуации: я с рынка ничего не срисовываю. Я реально придумываю и разрабатываю новое. Я делаю эксклюзивные вещи. Используя технологии и алгоритмы, я выстраиваю четкую линию достижения нужного результата, и затем появляются решения, которые очень близки существующим реалиям. И, спасибо клиентам, что они готовы идти на риск вместе со мной.

В определенный момент появилась необходимость создания своего креативного агентства. И в мае 2007 года родился Fresh. Мне пришлось учить людей, и я тратила колоссальное время на то, чтобы дать специальные знания людям, которые были готовы создавать и хотели работать. Почему нужно было готовить своих людей, а не учить персонал заказчиков? Потому что это – мой потенциал для развития, это – активы, это – те люди, которые в дальнейшем могут управлять определенными направлениями деятельности в моей компании, это мой растущий капитал.

У нас уже есть свой почерк, люди знают, какие задачи я ставлю, как я к этому отношусь, как спрашиваю. Я знаю клиента и делаю так, чтобы у него не возникало никаких вопросов. Этому же я учу и своих сотрудников. Мой принцип в построении коммуникаций – «Чтоб захотелось!»

Руководителем всех проектов являюсь я сама. Я беру на себя ответственность, занимаюсь всей предпроектной и стратегической работой.

У меня очень высокая работоспособность. В свое время, когда я была наемным менеджером, за мной компании просто не успевали, а уделять все внимание только рутине, не производя ничего нового, было не очень продуктивно. Я считаю, что со многими вещами могут справиться люди другого уровня, но руководство компаний, зная, на что я способна, практически полностью исключало дополнительные штатные единицы.

Я с удовольствием вспоминаю время, когда работала в компании «Коммерсант-Эксперт». Самым запоминающимся тогда у нас был проект Атяшевского мясокомбината. В нашей компании все специалисты были профильными. Я вела маркетинг, кто-то информационные технологии, продажи. Управление же, как таковое, контролировал наш директор – Александр Пиотровский.

«Атяшеву» мы отдали 2,5 года. Проект закончился очень успешно, мы достигли высоких показателей. До сих пор у россиян на слуху разработанный нами слоган: «Ничто не заменит мяса в колбасе», несмотря на то, что сейчас он поменялся. Мы расстались тогда, когда все показатели были достигнуты, двигаться дальше было некуда, и комбинат принял решение, что дальше они пойдут самостоятельно. Это было обоюдное согласие. На тот момент «Атяшево» был лидером нижегородского рынка и стал известен в столице. Следующим нашим проектом был TELE2, мы его отработали замечательно, и уже через 4 месяца все их планы, даже особо завышенные, были выполнены.

Сегодня компания LF – это группа компаний, в которой развивается три больших направления. Первое, с чего начинается любая работа, и которая постоянно присутствует при планировании, при анализе действий, при контроле показателей, и даже при разработке самых элементарных элементов дизайна – исследование и аналитика. Это – основное направление нашей компании. Им занимаемся очень серьезно. Все проекты осуществляются исключительно «под ключ», мы не делаем «панелей», а информация, которую мы предоставляем, абсолютно эксклюзивна. За два года, которые мы существуем, мы провели исследования практически по всей России. Причем исследования всех типов, начиная от самых элементарных, типа «тайного покупателя», и заканчивая самыми глубинными, с проекционными методиками.

И основное – управление маркетингом/брендом. Мы отвечаем за процесс разработки, за стратегию, за весь портфель коммуникативной, ценовой, продуктовой, коммерческой политики компании, за планирование и реализацию, и за то, что очень нужно – за контроль показателей и корректировку. То есть, по сути, я выполняю функции топ-менеджеров в компании.

Чем мы отличаемся от обычного топ-менеджера? Тем, что имеем больший опыт, работая со многими организациями на рынке в секторах примерно одного уровня. И есть еще один плюс: мы можем быть вне рынка, мы смотрим на компанию или бренд другими глазами, нежели его видят штатные сотрудники: все же они являются безусловными приверженцами своих продуктов, хотя и профессиональными. И еще, может быть, мы более смелые в предложениях и более критично смотрим на многие, казалось бы, классические вещи для компании.

Бренд­-менеджмент – еще одно наше направление, это – разработка и продвижение бренда, выстраивание его коммуникаций с потребителем на протяжении всей его жизни. И у нашего креативного агентства Fresh , которое занимается бренд-коммуникациями, есть все, чтобы творить и создавать. Это – собственная дизайн-студия, фотостудия, менеджеры, копирайторы и т.д. Стратегия бренда, план его развития и управление процессом это – задача консалтинговой компании, а предоставление информации, изучение и анализ – задача аналитиков в «Эльфе», соединяет же все воедино руководитель проекта. Все проекты, которые реализует это агентство, эксклюзивны. Во-первых, оно работает только с консалтинговой компанией «Эльф», а во-вторых, оно в течение определенного времени работает только с одной кампанией в ее отрасли. Нам удалось создать замкнутый цикл. Я делаю ставку на специализацию, считаю, что это более эффективно. И, таким образом, мы в состоянии обеспечивать эксклюзив, гарантию конфиденциальности информации, и качественную реализацию идеи, что на самом деле для заказчика очень важно.

Особое внимание я обращаю на тех людей, которые работают у нас. Они должны быть очень надежны, проверены, они обязаны понимать свою ответственность. Верность клиенту – одно из моих главных качеств, которое я всегда оцениваю и при приеме нового сотрудника на работу. Самое важное для меня – насколько можно доверять человеку, а второе – его профессиональные возможности.

Только таким образом мы можем создавать эксклюзивные вещи, мы можем брать ответственность на себя за сроки, качество и результат.

Мы никогда не повторяем два раза один проект. Компании разные и подходы тоже. Так, в прошлом году у нас был клиент – небольшой фитнес-клуб «Киви». Мы вели его «с нуля». Было решено много проблем и, я уверена, это помогло клубу и в этом году, когда мы с ним уже не работаем. В этом году у нас в этой категории сеть фитнес клубов №1 – World Class Нижний Новгород. Это совершенно разные проблемы, разные сегменты и, соответственно, разные решения. Просто совсем разные масштабы.

Аналогично HoReCa: в прошлом году у нас было кафе-­бар, и мы разрабатывали этот проект «с нуля»: и ассортимент, и коммуникации. В этом году у нас – ресторан японской кухни «Ацумари». Другой уровень, другая рыночная ситуация.

Вот такое неповторение позволяет мне и моим людям реализовывать себя на совершенно разных уровнях, потому что для реализации даже одной программы есть очень много механизмов.

Но всегда нужно задумываться о перманентном развитии. Например, в прошлом году у нас с одним заказчиком произошло так, что компания набрала обороты и посчитала, что дальше пойдет сама, без нас, просто используя наши наработки. В этот момент конкуренты заметили такую активность и стали более активными. Ситуация изменилась, стало необходимым работу компании выстраивать в соответствии с сегодняшним моментом. Они вернулись к нам. Я не скажу, что только мы можем разработать эффективную программу развития. Но, наверное, наш плюс в том, что мы относимся к нашим проектам очень качественно. У нас есть возможность для маневра при работе с нашим клиентом, потому что знаем, если ситуация пойдет по другому сценарию, действия нужно корректировать вполне определенным образом. Для того, чтобы понять проблему, нужно с ней пожить, а для того, чтобы маневрировать, нужно компанию чувствовать. Можно бесконечно менять персонал, менять подрядчиков, а результата не будет, нужно выбрать одного надежного советчика и идти к цели вместе. А проблемы в работе бывают у всех, и ошибки совершаю все, но, в реальности, нет ничего, что нельзя было бы поправить.

Мы никогда не ведем две компании одного профиля, мы же не можем конкурировать сами с собой. Мы честно отказываемся от дублирующих проектов. Была ситуация, когда в компании поменялось руководство, а проект мы вели уже месяцев восемь, сделали практически всю основную работу. Новое руководство какое-то время вникало в дела, а у нас за этот срок появилась возможность взять проект, причем более сильный и перспективный, который в настоящее время является одним из лидеров рынка. Мы честно ждали, когда нам ответят, и в итоге все же возобновили работу с первой компанией.

При начале взаимоотношений, обычно руководство компании-­заказчика одной из первых озвучивает проблему – у нас все хорошо, только маркетинга нет, несмотря на то, что, вроде бы, толковые ребята в отделе сидят. Тогда мы вместе ищем проблемы и ставим задачи, и проблема далеко не всегда находится в той области, а маркетинг неэффективен часто, при неумении им управлять и оценивать эффективность. Для результата нужно делегировать полномочия профессионалам, дать возможность им работать, замотивировать персонал на успех и обязательно контролировать показатели, которые являются ключевыми, а также бывает часто необходимо помогать объяснить персоналу компании новый подход к работе.

Когда нужно обращаться к консалтинговой компании? Когда меняются цели и задачи, меняется рыночная ситуация, появляется желание развивать новое направление или просто расти большими темпами, когда появляются проблемы. Основная масса клиентов приходит к нам тогда, когда у них у самих произошел кризис наработок, и их работники истощили свои источники идей. Нам приходиться «прыгать в разогнавшийся поезд» на ходу, т.к. результат нужен уже сегодня, а работа же по корректировкам идет параллельно.

У меня есть хороший анекдот на эту тему: «Идет мужик по лесу, видит: другой дерево пилит, причем с усердием это делает, а на дереве ни царапины. Он ему говорит: «Мужик, ты пилу бы наточил, может лучше пойдет?», а тот отвечает: «Да некогда, пилить же надо». Часто некогда подготовиться, информацию собрать, ситуацию проанализировать, разработать планы и т.д., надо пилить. Мы часто работаем так, и иногда получается.

Вот потому наш слоган прост и понятен: «Движение по восходящей линии».

Досье:

Елена Леонидовна Федотова, профессионал в области маркетинга, возглавляла направления маркетинга и развития в организациях: «Быков и компания», на предприятии- дилере нижнекамского шинного завода «МОСТ», на кондитерской фабрике «1 Мая», в ООО «Коммерсант-Эксперт», в ряде других компаний. В 2006 году создала и возглавила консалтинговую компанию LF, ведущую клиентов различного профиля: компания «8 марта», Теле2, сеть фитнес-клубов World Class Нижний Новгород, ювелирный дом «ДЭФлер», Торговый дом «Дюконд, Торговый дом «Тандем», Балахнинский мясокомбинат, ПКХ «Велрус», «Минеральная вода «Я», ресторан японской кухни «Ацумари» и другие.

Муж – действующий офицер, подполковник Российской армии, дочь Екатерина, 13 лет, ученица 7 класса, отличница. Общий любимец семьи – шарпей Колюня.

Информация: в этом году на день рождения мне подарили маленькое японское дерево – бансай. К нему прилагалась инструкция, как за ним ухаживать, как его поливать и опылять. Но, вопреки всем инструкциям, дерево предательски каждый день сбрасывало листья. И когда их стало совсем мало, я предположила, что именно я что-то делаю неправильно. А в какой-то из вечеров я приехала в офис и обнаружила, что он стоит полностью голый. Ни одного листочка! Увы, но все равно я подрыхлила ему землю, полила, ушла домой, а когда пришла в понедельник, просто остолбенела: все дерево было в белых цветах. Наверное, это был знак – если я могу вернуть к жизни даже мертвое дерево, очень мало в этом понимая, то, если не опускать руки и делать профессионально то, что ты умеешь, упорно трудиться и верить, успех обязательно придет.

the Chief Нижний Новгород

Источник: Архив: Chief Time-Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.