Хочешь мира - готовься к войне!

03.02.2009
Просмотров: 1637

Именно такой принцип работы, по мнению генерального директора Приволжского Юридического Центра Андрея Варламова, позволяет обезопасить бизнес от недобросовестности партнеров.

Именно такой принцип работы, по мнению генерального директора Приволжского Юридического Центра Андрея Варламова, позволяет обезопасить бизнес от недобросовестности партнеров. Грамотная подготовка любых сделок и умение мгновенно реагировать на малейшую угрозу срыва договорных обязательств становятся ценными предпринимательскими качествами в условиях рыночной неопределенности.

Кризис недопонимания
Обязательства у нас в России постоянно нарушаются не только в период кризиса. К сожалению, и в обычное время постоянно сталкиваешься с тем, что люди не слишком стремятся исполнять условия подписанных ими соглашений.
На мой взгляд, существуют две ключевые причины перманентного кризиса неисполнения обязательств. Первая основная проблема состоит в том, что люди либо нечетко прописывают условия договора, либо неправильно понимают то, о чем они договорились. Партнеры решили совершить какую-то сделку, например, речь идет о поставке товара, предоставлении услуги, строительстве объекта. Они закрепили условия, которые сочли значимыми, и начали исполнять договор в силу своего субъективного понимания. Иллюстрацией такого поведения может служить известная фраза «казнить нельзя помиловать». Вердикт уже подписан, но одна сторона уверена, что казнить нельзя, а другая считает, что нельзя помиловать. Так бывает и в предпринимательских отношениях, когда уже в процессе сотрудничества выясняется, что люди просто «не вписываются» в договор. На этой почве возникают конфликты, споры и даже выяснение отношений «на кулаках».
Вторая проблема - сознательное неисполнение договорных обязательств. Никто не застрахован от нарушения партнером условий контракта. Поводы могут быть самыми разными - финансовая несостоятельность, проблемы в бизнесе, вызванные в том числе экономическим кризисом, а также личная недобросовестность. Последний случай наиболее сложен. Договориться и пойти на уступки всегда проще и дешевле, чем тешить себя напрасными ожиданиями, которые партнер и не собирается оправдывать.

Обязательный риск
Существуют способы минимизации рисков неисполнения обязательств. Но для начала необходимо разделить юридические и предпринимательские риски. Это разные вещи.
Предпринимательский риск - условие, неизбежно сопутствующее заключению любой сделки. Подписывая контракт, человек вступает в деловые отношения с партнером, который может его обмануть или некачественно и не в полном объеме исполнить свои обязательства. Поэтому предпринимательский риск присутствует всегда, он неотделим от бизнеса. Например, все владельцы бизнесов работают с банками, имеют красивые договоры. Но сегодня 90% компаний столкнулись с тем, что финансовые организации не исполняют взятых на себя обязательств.
Для минимизации предпринимательских рисков следует проводить огромную предварительную работу, которая служит фундаментом для делового сотрудничества. В первую очередь необходимо проверить потенциального партнера. В частности, нужно выяснить, что представляет собой компания, изучить учредительные документы, оценить содержание договоров - типовых и тех, которые вам предлагают подписать. Необходимо также прорабатывать условия намечающегося контракта.
Недавно мы сопровождали крупную и сложную сделку по продаже бизнеса. Потенциальные партнеры не знали друг друга, деловые отношения только завязывались. Мы подготовили более 50 документов, каждый из которых был согласован с участниками сделки. Предварительная работа длилась 1,5 месяца - пошагово согласовывались экономические условия, юридические нюансы и детали проведения купли-продажи бизнеса. Благодаря этому мы смогли сгладить все шероховатости, избавиться от возможного неисполнения обязательств. Но свести к нулю предпринимательские риски нереально.

Точки юридической опоры
Говоря о юридических рисках, необходимо помнить, что любой договор независимо от своей сути имеет несколько опорных точек, на которые всегда необходимо обращать внимание. И нужно обязывать своих сотрудников контролировать исполнение контрактных обязательств - прошла ли поставка, осуществилась ли оплата товара, предоставлены ли необходимые документы и т.д. Так легче отслеживать исполнение взятых на себя обязанностей и качество работы партнера - по крайней мере, появляется возможность оперативно отреагировать на нештатные ситуации.
Например, местный филиал одного из московских банков перестал выдавать нашему клиенту овердрафт, несмотря на то что это было предусмотрено договором. И хотя банк не числился в списке проблемных кредитных организаций, тем не менее, он нарушил свои обязательства. Проблема была решена следующим образом. Финансовая служба компании моментально подготовила соответствующее письмо в банк и буквально через пару дней состоялась встреча с руководством филиала. В итоге компании удалось одной из первых попасть в список фирм, перед которыми банк выполняет свои обязательства в полном объеме. Данный пример показывает, почему так важно оперативно реагировать на неисполнение обязательств. Реакция на любой сбой должна быть мгновенной. Конечно, не следует по мелочам сразу звонить партнеру с упреками и угрозами выяснения отношений в суде. Но в то же время нельзя отпускать ситуацию на самотек. Необходимо документально фиксировать факты нарушения договоренностей. Внутри компании обязательно должен остаться документальный «след» - служебная записка, докладная, письмо партнеру, нотариальные бумаги и т.д., отражающие ситуацию. Впоследствии это поможет быстро сформировать доказательную базу для защиты своих прав в суде.
Один поставщик автокомпонентов получил от своего заказчика - крупного нижегородского завода - письмо о том, что эта фирма в числе прочих предприятий может до июля забыть о получении оплаты отгруженной ими продукции. В ответ поставщик стал формировать материалы для суда. Доказательная база уже готова, и для того чтобы запустить судебный процесс, требуется немного. Пока поставщик ведет переговоры, надеясь решить вопрос полюбовно. Но как только он захочет судиться, документы в кратчайший срок будут переданы в соответствующую инстанцию. В итоге предприниматель окажется в числе первых кредиторов, претендующих на получение своих денег у завода-должника.
Здесь работает принцип «хочешь мира - готовься к войне». Имея хорошо подготовленную доказательную базу, вы в любой момент можете предъявить свои требования недобросовестному партнеру и быстро решить проблему, не теряя драгоценного времени на сбор документов.

Советы правоведа
Есть несколько правил, следуя которым можно обезопасить себя от неисполнения обязательств со стороны партнеров.
Во-первых, к подготовительной работе по заключению сделки необходимо привлекать внешних и штатных специалистов разного профиля - юристов, финансовых аналитиков и отраслевых профессионалов, в том числе и тех, кто будет непосредственно исполнять этот договор, например, инженеров, технологов, представителей отдела продаж и т.д. Такая командная работа нередко позволяет снять наибольшую часть проблем уже на этапе согласования условий сотрудничества.
Во-вторых, всегда необходимо скреплять договоренности на бумаге. Устные «джентльменские» соглашения особенно опасны в период кризиса, поскольку во время всеобщего дефицита финансов многие люди склонны забывать о том, что они кому-то что-то обещали.
В-третьих, даже заключив подробный договор, не следует расслабляться - нужно постоянно контролировать исполнение обязательств со стороны партнеров. Для этого требуется тщательная работа с персоналом. Иногда договоренность между первыми лицами «теряется» на уровне рядовых сотрудников - непосредственных исполнителей. В компании должна существовать система обратной связи для обеспечения скорости реакции на некачественное исполнение обязательств.
В-четвертых, необходимо не только оперативно реагировать на нарушения своих прав в рамках договорных отношений, но и обязательно фиксировать все факты исполнения или неисполнения соглашения на бумаге. Так вы облегчите жизнь и работу себе и своим юристам. Конфликты бывают затяжными, и когда речь заходит о решении проблемы в судебном порядке, порой очень трудно восстановить цепь событий и доказать свою правоту.
Кроме того, важно обучать сотрудников основным юридическим навыкам. Любая сделка - это комплекс отношений. И ваши сотрудники должны досконально знать все нюансы контракта. Вариантов неисполнения обязательств много - например, возможна поставка товара ненадлежащего качества и в ином количестве, не в те сроки и т.д. В связи с этим необходимо, чтобы персонал, действующий на «первой линии», имел представление о максимальном количестве возможных сценариев негативного развития событий в рамках контракта. Безусловно, всегда необходимо руководствоваться принципом целесообразности. Одно дело, когда вы работаете с давним надежным партнером, и совсем другое - сотрудничество с новой, пока еще неизвестной вам фирмой.
Говорят, в любом предпринимательском успехе есть доля везения. Но никогда не следует уповать на авось - лучше принять превентивные меры, чтобы обезопасить свой бизнес и не упустить удачи.

Анна Глуховская, "Деловая неделя"

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.