Салон: Дорогому автопрому срочно нужен паровоз

04.02.2009
Просмотров: 4118

Как встретили новый год нижегородские автосалоны? Где-то еще действуют скидки, но в целом машины дорожают, кредиты дают, но не все их берут.

14 января мы объехали автосалоны Нижнего. Где-то еще действуют скидки, но в целом машины дорожают, кредиты дают, но не все их берут...

 

Любому из нас хоть раз в жизни снился кошмар — сон, который отражает индивидуальные человеческие страхи. В ту ночь нашему шефу привидилось, будто заходит он в автосалон, а там... пустота и одна-единственная машина! Далее — все последствия кошмара: холодный пот и отпаивание валерьянкой. Видимо, чтобы соблюсти политкорректность, редактор называть марку того автомобиля не стал, но ведь не в этом суть. Испугавшись, что ужастик может оказаться вещим, мы собираем совет, срочно загружаем в Nissan Cube Cubiс троих добровольцев и отправляем их на “разведку”.

Наша цель — объехать максимум автосалонов и убедиться или, наоборот, опровергнуть сон шефа, а заодно выяснить, как прошли последние месяцы старого года, почувствовать тенденции года наступившего, что в свете последних событий весьма актуально. Забегая вперед, отметим, что в ходе нашей операции картинка из того кошмара все же кое-где обрела реальные черты.

Первым на нашем пути стал автосалон группы компаний “Агат”. Заходим в шоу-рум Hyundai и обнаруживаем, что все здесь на месте: машины и люди. Причем недостатка в моделях не наблюдается. Это, конечно, автомобили 2008 года выпуска. “Свежие” придут, как обычно, в марте. Причем уже по новым ценам. По словам менеджеров салона, до 20% подорожают модели российской сборки, на 5—10% — чистокровные “корейцы”. А в общем ничего странного здесь пока не происходит, нас уверили, что, несмотря на вполне объяснимое затишье, наши опасения в реальность не воплотятся. Это, безусловно, не могло не порадовать.

А вот в “зале” Mitsubishi этого же салона ситуация крайне интересная. Нет, с наличием автомобилей опять же все в порядке, только вот все цены переведены в у. е. (то есть в доллары!). Прекрасный ход, надо заметить. Недолго думая, прикидываем в более привычной валюте — подорожание существенное, теперь любимый народом “Лансер” за полмиллиона уже не купишь.

Обсуждая впечатления от визита к “корейцам” и “японцам”, направляем колеса нашего “Кубика” к “немцам”. “Ауди Центр Нижний Новгород” в ту среду явил пред нами практически весь модельный ряд производителя, за исключением разве что A2, а вот количеством покупателей удивить не смог. Впрочем, глупо было бы наблюдать “живую” очередь в салоне брэнда, причисляющего себя к классу “премиум”. Зато сотрудники свободны!

Короткая беседа с одним из менеджеров заставила нас удивиться не один раз. На фоне общей стагнации рынка и снижающейся покупательской способности населения дилер Audi показал в декабре прошлого года лучший результат за всю свою пяти с лишним летнюю историю присутствия в нашем городе. Количество проданных автомобилей не сообщается (коммерческая тайна!), но оптимизма у менеджеров не отнять: работой клиенты обеспечивают стабильно. Одним из зимних “хитов” стала модель Q5, представленная в Нижнем в начале декабря. “Маленький” кроссовер оброс клиентами еще за месяцы до появления в салоне. Очередь на него и ряд других моделей сохраняется и сейчас.

У соседей за стенкой — в “Порше Центр Нижний Новгород” — настроение не столь веселое. “Наши автомобили несколько дороже, — сообщают нам “поршисты”, — и спад активности клиентов довелось испытать на себе”. Во многом виной тому ужесточившиеся требования банков к заемщикам, ведь немалый объем немецкого “спортпремиума” продавался в кредит. Как и многие другие марки, Porsche “для России” вырастут в цене (приблизительно на 5%) вслед за увеличением пошлин на ввоз. Кроме того, с этого года планируется выпускать автомобили “под заказ” — это означает даже не российскую, а всепланетную очередь. Впрочем, потенциальных покупателям “эксклюзива” это испугать не должно: Porsche крепко стоит на ногах, выпускает новые модели (в том числе с дизельными двигателями!) и не собирается отказываться от дальнейшей покупки Volkswagen AG.

Например, 6 января доля акций VW, принадлежащая Porsche, выросла до 50,76%. В этом году, сообщают информагентства, она увеличится до 75%.

Кстати, один из авторов, уже выходя из салона, задел металлическую стойку, и она рухнула в миллиметре от борта Porsche Carrera S. Бог миловал, иначе...

Возвращаемся из Афонина и заглядываем в “Центр-Авто”. Здесь, в царстве Opel и Chevrolet, по инерции продолжаются новогодние праздники и серьезные скидки. Акция в силе до середины февраля. И все же покупателей стало заметно меньше, однако на самые популярные модели, такие как Lanos, Lacetti или Corsa, по-прежнему есть очереди. После того как подарочные акции и скидки закончатся, автомобили подорожают в среднем на 10%, исключая экземпляры российского производства (Lanos, Chevrolet Niva) — на них цены если и вырастут, то незначительно. Ну а в целом ситуация в “Центр-Авто” жизнерадостная и оптимистичная, как и у многих. Весной здесь ждут пополнение — европейский “автомобиль года” Opel Insignia и Сhevrolet Cruze, тоже очень симпатичный.

Примерно те же новости и в Genser NN, там тоже действуют скидки благодаря запасам автомобилей 2008 года. Ушедший год также ознаменовался снижением спроса, ранняя весна запомнится новинками, а лучше всего продаются бюджетные модели. Проявила здесь себя и тенденция покупки машин за наличные: в декабре, по словам директора по продажам, таким образом салон реализовал около 70% машин, что было несколько необычно.

Автомобильный супермаркет на Родионова явил нашей делегации модельный ряд корейского SsangYong. “Все автомобили в наличии, — сообщают нам сотрудники, — и с некоторым падением спроса нам тоже пришлось столкнуться. Ужесточившиеся требования к заемщикам подстегнули расчеты “наличкой”. Да и скидки, которые мы предоставляем на все модели, помогают стимулировать спрос”. На логичный вопрос о банкротстве SsangYong и возможных последствиях для российских покупателей специалисты, со ссылкой на дистрибьютора, ответили, что бояться нечего. Не предвидится проблем и с поставками запчастей.

Сотрудники находящегося в том же помещении салона Fiat сообщили об уже состоявшемся с начала года повышении цен на 10 000—12 000 рублей, затронувшем весь модельный ряд, включая “российскую” Albea. Удорожание будет еще большим вслед за выросшими пошлинами.

Обескураживающая пустота нас все же застала. Пообщавшись с представителями “соллерс-брэндов”, отправляемся в дальнейшую прогулку по супермаркету. Брошенная у входа под лестницей вывеска Geely не могла не навести на мысль: “Сон шефа начинает сбываться...” Так и есть, на втором этаже пусто. Компании — дилеры Geely и ТагАЗа съехали еще в ноябре прошлого года. На торговые площадки... Ничего не поделаешь — сокращение издержек. Разбавляет ощущение вакуума рядок BYD F3, однако покупателей вокруг них мы не заметили.

Диалог со специалистами “Центр Авто плюс” — третьего по счету дилера на момент открытия салона Chery в нашем городе — не позволил обнаружить никаких определенных тенденций в продажах популярных “китайцев” (“раскрутка” салона началась только в августе прошлого года), однако нам удалось узнать, что в ближайшее время повышение цен не планируется, несмотря на пошлины.

Honda. Маленький автосалон с большим именем в Верхних Печерах. Внутри и правда тесновато, но яркие новенькие “япошки” помогают забыть об этом. Однако 16 января они стали дороже на 7—8%: цены поднял, во-первых, сам завод, во-вторых, те самые пошлины. 2008 год в автосалоне проводили достойно, говорят, что продажи не упали, вот только в январе наступило ожидаемое затишье, но уже к марту предполагают значительное увеличение спроса, в основном на самые популярные модели — CR-V и седан Civic. Одним словом, здесь все спокойно, в начале весны придут “Хонды” 2009 года, а пока на прошлогодние автомобили, уже имеющие документы, распространяются специальные предложения.

На Нижегородской ярмарке мы снова вспомнили о ночном кошмаре. Конечно, в тамошних павильонах нам не пришлось увидеть одиноко стоящего автомобиля, но пустого пространства, если не считать тесную кучку подержанных машин, было предостаточно. Тихо и незаметно вели себя менеджеры.

Самым, пожалуй, “антикризисным” автосалоном-счастливчиком благодаря марке стал, на наш взгляд, “Арлан-Мон”, представляющий в Нижнем Renault. Повышение цен здесь прошло еще до Нового года и всего на 3%. Поток покупателей немного поубавился из-за затруднений в получении кредитов.

Распахнув двери одного из самых крупных мультибрэндовых автосалонов города и обойдя изящно стоящие внутри автомобили, мы жаждали информации и, соответственно, общения. Однако милый голос в трубке мобильника резко изменил настроение. Категоричное “нет” на вопрос о возможности фотосъемки в “Нижегородце” и разговора с кем-либо в салоне поначалу немного огорчило... Ну да ладно, все равно поговорить удалось. По словам представителя салона, в октябре было затишье, в ноябре продажи пошли вверх, декабрь также был хорош, ведь это еще и месяц скидок. Значит, можно предположить, что конец года не сильно повлиял на общую картину.

Что касается прогнозов на будущее, то в связи с новыми таможенными пошлинами цены на автомобили выросли в среднем на 4—5%, следующее повышение ожидается весной, с приходом машин 2009-го модельного года. Неплохо помогают потребителям специальные кредитные программы — например, такие, как “Ниссан финанс”, где максимальная кредитная ставка 18,9%. Но все же количество автомобилей, проданных в кредит, сократилось.

Если окунуться в “мечту” под названием Toyota, то обнаружишь, что за ее автомобилями тоже выстроилась очередь, ведь с 15 января до конца февраля в автосалоне “Тойота Центр Нижний Новгород” (ООО “Луидор-Сервис”) действуют беспрецедентные скидки — курс доллара здесь всего 23 рубля. Цены, соответственно, привязаны к нему, но особо обольщаться не стоит: не все модели Toyota попадают под акцию — только Yaris, Avensis, RAV 4, Camry и Corolla Verso. Такой стратегический шаг позволит привлечь потерянные 30% клиентов и распродать имеющиеся в наличии автомобили.

Количество машин, проданных в кредит, также уменьшилось, хоть и ставка автокредита в салоне — от 13%. Заманчиво! Но так как компания Toyota снижает темпы производства своих автомобилей, то “мы тоже ждем уменьшения количества машин, проданных в 2009 году”, — сказал нам представитель автосалона.

На иномарки посмотрели? Едем к нашим. Пуст, если говорить о покупателях, но не об автомобилях, салон “Русские машины” у главной проходной родного Горьковского автозавода. “Сезонный спад усилил кризис, — сообщают нам менеджеры, — но сказать, что продажи встали, нельзя”. Товарных “Волг” осталось всего две, хорошие скидки, доходящие до 80 тысяч, подстегнули спрос на Siber, однако утверждать, останется ли цена в 560 тысяч за люксовое исполнение, никто не решается.  А ведь если бы осталась, Siber мог бы составить неплохую конкуренцию дорожающим “одноклассникам”.

Сотрудники автосалона “ТСС-Авто”, что на Веденяпина, возлагают определенные надежды на обещанный премьер-министром льготный кредит. Понять их несложно: отечественная техника при государственном субсидировании покупателей пойдет “на ура”, ведь даже “приостановленная” ГАЗом “Волга” дешевле 350 000 рублей, не говоря уже про вазовскую продукцию.

Однако в “ТСС-Авто” не представляют, что это будут за кредиты. В “Русских машинах”, “Элекс Полюсе”, “Агате” не представляют точно так же. Процессу явно требуется ускорение. Вообще, если отвлечься от рассуждений о способности или неспособности, желании или нежелании делать нормальные машины, то кризис надо рассматривать как серьезный шанс для нашего автопрома. Но вот вопрос: успеет ли он раскочегарить тот паровоз, который вытащит его из ямы?

Итак, сны снами, а реалии таковы: машины есть, но они дорожают, кредиты дают, но не все их берут, новые автомобили дилеры ждут, но прогнозов боятся.

Мы не боимся. Наш прогноз: “Вырулим!”

Мария Коковихина, Александр СОРОКИН, Артем ТКАЧЕВ, Биржа

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.