Рацион для ритейлеров

10.02.2009
Просмотров: 1853

Ритейлеры ожидают пика кризиса в их продовольственных сетях в I полугодии 2009 г. «Деловой квартал» проинтервьюировал ритейлеров из крупнейших городов России, продолжающих развивать свои сети.

Ритейлеры ожидают пика кризиса в их продовольственных сетях в I полугодии 2009 г. Чтобы узнать, как розничная торговля — одна из ведущих отраслей, от которой зависит множество бизнесменов буквально со всех ключевых рынков — будет себя чувствовать в самое трудное время (и когда оно наступит), «Деловой квартал» проинтервьюировал ритейлеров из крупнейших городов России, продолжающих развивать свои сети.

от редакции

На наши вопросы ответили: Валерий Бубнов, вице-президент ОАО «ДИКСИ Групп» (управляет гипермаркетами «Мегамарт») (Екатеринбург), Аркадий Кузнецов, директор сети «Империя продуктов» (Ростов-на-Дону), Игорь Шевелев, директор службы маркетинга и рекламы компании «Бахетле» (Казань), Елизавета зудина, генеральный директор ТД «ВКТ» (Нижний Новгород), Влада Баранова, старший менеджер по связям с общественностью ОАО «Седьмой Континент» (Москва). Все эксперты констатировали, что фатального для бизнеса спада платежеспособного спроса нет, хотя переток денег беднеющих потребителей из среднего сегмента в низкий — очевиден. Снижение спроса на некоторые продукты заметно уже с лета, поставщики с каждым днем все сильнее закручивают «договорные гайки», банки ужесточают условия кредитования. Вспоминая недавнюю панику банковских вкладчиков, ритейлеры решили подготовиться к возможным проблемам заранее. Федералы выстроились в очередь за госкредитами для обслуживания текущих задолженностей и готовятся к массовым сокращениям офисных сотрудников. Региональные сети, заработавшие на традиционной новогодней потребительской лихорадке, предлагают скидочныепрограммы и задумываются об уменьшении числа работников. Все заняли выжидательную позицию — и лидеры рынка, чьи акции в листингах крупнейших фондовых площадок, и микро-сети магазинов «у дома».

эксперты:
Влада Баранова
старший менеджер по связям с общественностью ОАО «Седьмой Континент» (Москва)
Валерий Бубнов
вице-президент ОАО «ДИКСИ Групп» (управляет гипермаркетами «Мегамарт») (Екатеринбург)
Елизавета Зудина
генеральный директор ТД «ВКТ» (Нижний Новгород)
Аркадий Кузнецов
директор сети «Империя продуктов» (Ростов-на-Дону)
Игорь Шевелев
директор службы маркетинга и рекламы компании «Бахетле» (Казань)
Когда в магазинах опустеют полки?
Кому сейчас легко: федералам или региональным сетям?
Почему нижегородские ритейлеры ищут новых поставщиков?
Что будет с элитным алкоголем и премиум-деликатесами?

У каждого руководителя в ритейле есть своя теория кризиса и свой набор действий для преодоления финансовых трудностей. Пока одни замораживают планы развития сетей и закрывают нерентабельные точки, другие стремятся во что бы то ни стало открывать новые магазины, чтобы в момент выхода экономики из кризиса оказаться «в дамках».
Нижний Новгород
Нижегородская розница подыскивает резервных поставщиков

Нижегородские ритейлеры отмечают повышение спроса на товары из так называемого «антикризисного набора»: соль, сахар, крупу, спички и далее по списку. Участники рынка заново выстраивают отношения с производителями, заключают новые договора с резервными поставщиками и создают стратегические запасы на складах, чтобы не допустить сокращения ассортимента на прилавках. Несмотря на временные затруднения, ЕЛИЗАВЕТА ЗУДИНА, генеральный директор ТД «ВКТ» (владеет торговыми сетями «райцентр» и «Точка»), уверена, что рынок продуктов питания в 2009 г. будет расти, причем темпы роста будет выше, чем темпы инфляции.
Изменились ли покупательские предпочтения в связи с кризисом?

— Больше стали покупать товары с длительным сроком хранения: сахар, консервы, макароны и т.п. Уменьшилась доля покупок в высокой ценовой категории и значительно увеличилась в низкой.
Как изменились цены за последние несколько месяцев?

— На импортные товары цены выросли значительно, на отечественные — в зависимости от специфики товаров.
Как теперь вы выстраиваете отношения с поставщиками?

— Большинство поставщиков уменьшило отсрочки по оплате продукции, по некоторым позициям перешли на условия предоплаты. По ряду товаров, таким как, к примеру, рис или чай, зафиксировали цену в долларах. В связи с этими изменениями мы уже увеличили товарные запасы по стратегическим видам продуктов: сахарный песок, мука, крупы, консервы. В случае недопоставок товаров от производителей ввели резервных поставщиков.
Как государственная поддержка федеральных сетей повлияла на расстановку сил на рынке?

— Финансовая помощь федеральным сетям, бесспорно, повлияла на конкуренцию — у них есть доступ к более дешевым финансовым ресурсам, что дает им больше возможностей, чем другим участникам рынка. Нижегородское областное правительство занимает очень активную позицию и доступными способами пытается снизить влияние экономического кризиса на региональных ритейлеров. Наша компания эффект от этой позиции видит и поддержку ощущает.
Ростов-на-Дону
Кредиты федеральным сетям «убивают» донскую розницу

О своих трудностях ритейлеры Ростова-на-Дону не особо готовы распространяться. Аркадий Кузнецов, директор сети «Империя продуктов», считает, что кардинальных изменений на рынке города пока не произошло, идет «налаживание сотрудничества с поставщиками при ужесточении платежной системы». Сроки отсрочек по поставкам сокращаются на глазах.
Что сейчас происходит с ассортиментом и ценами?

— Ассортимент менялся ранее и будет меняться в дальнейшем не потому, что мы так хотим — так решают наши клиенты. Снижения цен наша сеть пока не планирует, но особое внимание обращаем на социально значимые продукты. В целом оборот компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился примерно на 20%.
Изменение поведения или предпочтений клиентов в последнее время замечаете?

— Пока нет. В последнее время никаких серьезных изменений не произошло.
То есть доходы сети не изменились, даже несмотря на разговоры о падающей покупательской способности в целом по стране?

— Изменились из-за увеличения процента по кредитам.
Проблемы с их привлечением вынуждают многие сети предпринимать какие-то радикальные шаги.

— Мы договариваемся с поставщиками и банками, хотя с последними это делать очень тяжело.
Федеральные сети, например, уже обратились в правительство. Идут переговоры о привлечении кредитов Сбербанка и ВТБ

— Мы считаем несправедливым, что федеральным игрокам предоставляются льготы по кредитам. Тем самым целена­правленно «убивается» донская розница. Это должно вызвать озабоченность администрации города и области.
Очевидно, что кризис переживут не все. Станем ли мы свидетелями естественного отбора в продоволь­ственном ритейле?

— С рынка могут уйти сети с большими долговыми обязательствами. Все прояснится уже в ближайшее время, очень многое зависит сейчас от политики государства. Оно должно урегулировать отношения банков со всеми игроками рынка.
Самый популярный метод борьбы с издержками — уменьшение количества сотрудников и заморозка развития компании. У вас что происходит?

— Персонал мы не сокращаем, лимита в наборе сотрудников также не вводили. Проекты по строительству новых торговых центров продолжаются. На днях открываем очередной магазин площадью торгового зала 350 кв.м в городе Азов. Для развития сети будут использованы все варианты, если позволит ситуация на рынке недвижимости: аренда и покупка новых объектов.
Казань
Рамадан сократил спрос на продукты сильнее кризиса

В середине октября практически все федеральные сети, работающие в Казани, закрылись на «внеплановую инвентаризацию» на один-три дня. В эти дни им просто нечем было торговать. Крупнейшая казанская сеть «Бахетле» не закрывала свои магазины, и, по словам Игоря Шевелева, директора службы маркетинга и рекламы компании, кризиса на себе пока не ощущает.
Сложности с финансированием на вас отразились?

— С точки зрения оборота — нет. Во-первых, в Татарстане (основной зоне распространения сети) «Бахетле» — един­ственная розничная компания, работающая с премиум-продуктами. В этом формате конкурентов у нас нет вообще. Плюс у нас свое хорошо отработанное производство, которое в денежном эквиваленте приносит от 40 до 50% оборота. Имея уникальное предложение на рынке, мы чувствуем себя увереннее и спокойнее конкурентов. В Москве у нас доля собственного производства даже выше — около 50%. Единственный «звоночек» — увеличился оборот по товарам длительного хранения.
Муку и масло стали массово покупать?

— Первым увеличился спрос на спиртное. Затем стали больше брать подсолнечное и оливковое масло, крупы, тушенку. Но это не глобальные изменения, просто небольшой рост.
А эксперты из других сетей признают, что рост наоборот велик

— Мы все знаем закон, по которому 80% прибыли формируют 20% лучших покупателей. Наши 20% — это люди состоятельные, успешные, пока не поддающиеся никакой панике.
Прогнозируете ли вы удорожание продуктов питания? На сколько?

— Прогнозы по ценам давать очень сложно, так как пока не понятно, как сработают меры, которые предпринимает государство. Подорожание уже идет, но на какие-то товары наоборот цена снижается из-за удешевления топлива. В Татарстане уже несколько раз дешевел бензин.
Одна из мер государства — льготные кредиты. Некоторые сети уже получили эти средства, другие стоят в очереди. Что делаете вы?

— Весь мировой ритейл живет за счет кредитов, у нашей отрасли никогда нет свободных денег. Мы кредитуемся, быстро отрабатываем и снова кредитуемся, поэтому естественно, что ритейлу сегодня нужны кредиты, и чем больше, тем лучше. Мы пытаемся привлечь деньги разными способами, какими конкретно, я вам говорить не буду. Но привлекаем, получаем и продолжаем продуктивно работать.
То есть кризис на сеть не повлиял?

— На нас сильнее влияет праздничный месяц Рамадан, когда люди ограничивают себя в еде. Пост (ураза) сказался на наших оборотах сильнее, чем кризисный октябрь. Вообще праздники сильно влияют на обороты компании. В Казани, например, праздник номер один — Новый год, праздник номер два — 8 Марта, а в Москве — праздник номер два — это Пасха. В это время предпочтения клиентов меняются. А в целом по предпочтениям потребителей мало что изменилось кардинально.
Многие прогнозируют, что из-за просрочек сетей по оплате поставленной продукции поставщики скоро начнут повышать цены для всех и выбивать долги через суд.

— Многие поставщики прислали нам предложение о повышении цен. С каждым из них мы, конечно, разговариваем индивидуально, но параллельно ищем поставщиков и в других регионах. Тех, кто может предложить нам более низкую цену. Также сами пытаемся влиять на поставщика. К примеру, если он повышает цены, мы увеличиваем отсрочку платежа. В итоге каждый поставщик решает сам, нужны ему деньги небольшие, но быстро, либо он может подождать и получить большую сумму. Хотя говорить о том, что все поставщики поднимут цены, неверно. Некоторые наоборот идут на снижение, чтобы реализовать большие партии товара. Однозначной тенденции нет.
Как издержки оптимизируете?

— Сокращение сотрудников мы пока не обсуждали, но ротация кадров уже произошла. Многие специалисты перешли на другие виды работ. Всего в компании 2600 человек, место для маневров в принципе есть. Что касается маркетинговой стратегии, мы и раньше «не играли» в интенсивный рост, развиваемся консервативно и реалистично. Если в Москве или Татарстане будут интересные предложения по открытию новых точек — рассмотрим эти варианты.
Екатеринбург
От закредитованных сетей ничего не останется

Пока руководства продовольственных сетей в регионах только начинают планировать сокращение издержек, екатеринбургская сеть «Мегамарт» их уже закончила. Снижались все затраты, направленные на развитие и не связанные с текущим оборотом. По словам Валерия Бубнова, вице-президента ОАО «ДИКСИ Групп» (управляет гипермаркетами «Мегамарт»), самое интересное начнется в I полугодии 2009 г.
Что будет в 2009 г.? Какие прогнозы?

— Делать прогнозы сейчас — все равно что гадать на кофейной гуще. Поведение потребителей предсказать невозможно. Все зависит от того, насколько массовыми в стране станут увольнения сотрудников, сокращения рабочей недели — то, о чем мы каждый день слышим со всех сторон. Этот кризис не укладывается ни в один из существующих сценариев. Это кризис отсутствия денег в экономике и отсутствия доверия банков к бизнесу и потребителям.
Но даже если пессимистичные прогнозы сбудутся, люди все равно будут покупать продукты. Какие?

— Стандартная потребительская корзина практически не пострадает. Например, детскому питание ничего не грозит: с себя последнюю рубашку снимешь, но ребенка накормишь. Товары не первой необходимости будут лежать на полках подольше. Но говорить об этом можно будет тогда, когда мы увидим общую картину сокращения доходов людей, данные по количеству безработных.
Цены на продукты вырастут? На сколько?

— Повышение видится достаточно глобальным. Это может быть 10–12–15%, а по ряду позиций даже до 25%. Это происходит уже сейчас, поставщики уведомляют нас об изменении цен.
То есть поставщики ужесточают условия?

— Это же глобальный процесс. Не может быть, чтобы один поставщик поднял цены на определенный порошок, а другие продолжили бы торговать по старым ценам. Ценовая политика идет от производителя, который уведомляет своих дистрибьюторов о повышении цен, потому что у него увеличивается количество займов, потому что нестабилен доллар и евро и т.п. Подъем цен, штрафы за просрочку, судебные взыскания долгов — все это уже активно используется. Если магазин не платит — ему не отгружают товар. Это происходит потому, что экономическая ситуация не дает возможности увеличивать отсрочку платежей. Точность платежной дисциплины выходит на первый план.
Федеральные сети уже стоят в очереди за кредитами от Сбербанка и ВТБ. Как это повлияет на региональные сети, которые не смогут получить такие деньги?

— Они стоят в очереди за средствами на погашение своих существующих краткосрочных обязательств. И это далеко не льготные кредиты: их ставки выше, чем были до кризиса. Эти деньги позволят сетям остаться в живых. Говорить о том, что на эти деньги федералы начнут скупать региональные компании, вряд ли возможно.
Но естественный отбор все же произойдет? Мы станем свидетелями ухода с рынка мелких компаний?

— Здесь опять же нельзя говорить о какой-то тенденции, все зависит от каждой конкретной сети. Маленькая сеть с тремя-четырьмя магазинами в собственности и небольшим оборотом сейчас наоборот «в шоколаде». У компании нет кредитов, поставщики возят ей товар небольшими партиями, а она его реализует и прекрасно сейчас себя чувствует. А вот большая сильная компания, которая активно развивалась на коротких заемных деньгах, может оказаться под ударом. Если у нее наступил срок погашения облигационного займа либо срок возврата кредита, и он ей не продляется, то от такой компании ничего не остается. Сделки о покупке сетей будут носить точечный характер, по крайней мере, до лета 2009 г.

досье
Сеть «Седьмой континент» (Москва)Совокупная торговая площадь точек по России на 10.2008 г.
  171 300 кв.м
 
Оборот сети по России в 2007 г.
  $1 272,90 млн.
 
Совокупное количество точек по России на октябрь 2008 г.
  139 шт.
 
Кол-во точек в других регионах на октябрь 2008 г.
 
В Москве и Московской области
  118 супермаркетов и 3 гипермаркета
 
В Калининграде и Калининградской области
  11 супермаркетов
 
В Санкт‑Петербурге, Рязани, Челябинске, Минске
  по одному
гипермаркету
 
В Перми
  один супермаркет и один гипермаркет
 
В Ярославле
  один супермаркет и один гипермаркет
 

 
Источник: данные компании.


«Юнилэнд — Центры торговли — Екатеринбург» («Мегамарт», «Минимарт»)Совокупная торговая площадь точек в Екатеринбурге на 01.07.2008 г.
  11 530 кв.м + 9 180 кв. м в Свердловской области
 
Совокупное количество точек в Екатеринбурге на 01.07.2008 г.
  6 кв.м + 7 кв. м
в Свердловской области
 
Оборот сети в 2007 г.
  4 369 млн руб.
 
Штат сотрудников в Екатеринбурге на 01.07.2008 г.
  1 246 чел. + 884 чел. в Свердловской области
 

 
Источник данных: ТОП-лист «ДК».


«Райцентр» (Нижний Новгород)Совокупная торговая площадь магазинов в Нижнем Новгороде
  18 720 кв.м
 
Совокупное количество точек в Нижнем Новгороде
  23 шт. + 20 в нижегородской области и ПФО
 
Средний чек
  180 руб.
 
Оборот сети в Нижнем Новгороде и Нижегород. области за 2007 г.
  200 млн руб.
 
Штат сотрудников в Нижнем Новгороде и Нижегород. области
  1 600 чел.
 

 
Источник данных: ТОП-лист «ДК».


«Империя продуктов» (Ростов-на-Дону)Совокупная торговая площадь сети в Ростове на 01.07.2008 г.
  18000 кв.м
 
Совокупное количество точек в Ростове на 01.07.2008 г.
  62 шт. + 3 в Ростовской области
 
Кол‑во штатных сотрудников в Ростове на 01.06.2008 г.
  1 500 чел.
 

 
Источник данных: ТОП-лист «ДК».


«Бахетле» (Казань)Совокупное количество точек в Казани на октябрь 2008 г.
  9 шт.+ 3 в Москве + 1 в Набережных Челнах + 1 в Нижнекамске
 
Кол‑во штатных сотрудников на октябрь 2008 г.
  > 5 000 чел.
 

 
Источник: данные компании.

опыт
Федеральные сети: «перекредитовываемся и не замораживаем планы развития»
Влада Баранова
старший менеджер по связям с общественностью ОАО «Седьмой континент» (Москва)
Ажиотажных колебаний спроса нет, изменения покупательской активности укладываются в рамки сезонных колебаний. По-прежнему остается высоким спрос на социальные товары. В ассортименте компромиссов не будет, поскольку разнообразие предложений в магазинах «Седьмой континент» — наш приоритет. Сейчас как раз готовятся к запуску специальные ценовые предложения, адекватные прогнозируемому развитию ситуации. Одно из таких предложений — акция «Товар года», по результатам которой мы ожидаем увеличения продаж.
Основы нашей стратегии — консервативная инвестиционная политика, развитие на собственных площадях, повышение внутренней эффективности за счет оптимизации расходов, поддержание средствами ассортиментной и ценовой политики динамики продаж с квадратного метра. Кредитная линия от ВТБ на 2,5 млрд руб будет направлена на финансирование текущей операционной деятельности. Кроме того, 12 ноября «Седьмой континент» заключил договор с РОСБАНКом на кредитную линию в $150 млн. Эти деньги должны будут полностью погасить предыдущую кредитную линию, выделенную ОАО АКБ «РОСБАНК» в июле 2008 г. Развитие сети замораживать не будем, к негативным явлениям мы относимся как к рабочему моменту, будем стремиться сохранить существующие позиции и в зависимости от развития ситуации расширять возможности.
Большие распродажи: ритейлеры вступили в череду банкротств, слияний и поглощений

11 августа
«Гроссмарт» — банкрот
ООО «Элекскор» (оператор сети «Гроссмарт») подало заявление в Московский арбитражный суд о признании себя банкротом. Потенциальные покупатели оценили «Гроссмарт» в $350 млн без учета долга (долг холдинга в 2007 г. — около $500 млн). Пустые полки.
26 сентября
Налетай — подешевело
X5 Retail Group замораживает «долгосрочные проекты», в частности строительство новых гипермаркетов, и собирается направить сэкономленные средства на покупку дешевеющих конкурентов и недвижимости. Региональные сети уже продаются с 30% дисконтом к цене на начало года.
09 сентября
Дешево и быстро
Х5 Retail Group предложила закредитованным поставщикам работать по предоплате, если они сделают скидки на свой товар. Некоторые из них признаются, что готовы в этом случае снизить цену на 30–50%. По мнению аналитиков, X5 пытается перейти на антикризисную схему «дешевые товары — быстрые деньги».
15 октября
Спасите наши сети
Крупнейшие сети — X5 Retail Group, «Магнит», «Седьмой континент», «Дикси», «Копейка», «Окей», «Лента», «Виктория» и «Мосмарт» обратились за помощью в правительство. Идут переговоры о привлечении кредитов в Сбербанке и ВТБ.
21 октября
Всем спасибо, все свободны
X5 Retail Group сокращает до конца года 30% офисных сотрудников, ГК «Виктория» в ноябре уменьшит штат на 10%. По данным кадровых агентств, увольнения ожидают сотрудников «Седьмого континента», «Мосмарта», «Дикси» и «Вестера».
06 ноября
Поглощение «Корзинки»
Владелец сети «Кировский» (объединяет более 100 супер- и гипермаркетов в Свердловской и Курганской областях) Игорь Ковпак приобрел торговую сеть «Корзинка» (11 магазинов) и торговый центр «Город VIP». Летом «Корзинка» готова была продаваться за 1 млрд руб.
07 ноября
Разбираемся с поллитром
Крупнейший производитель премиальной водки в России «Русский стандарт» запускает недорогой бренд Avrora по цене 175 руб. за 0,5 л. Ранее бутылка самой доступной водки холдинга «Русский стандарт Original» стоила 300 руб.
26 ноября
Госбанки — ритейлерам
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что госбанки продолжат выдавать кредиты сетям на пополнение оборотного капитала, а также на сделки по поглощению и слиянию. В числе возможных получателей кредитов называют Х5, «Магнит», «Седьмой континент», «Дикси», «Мосмарт», «Викторию», «Копейку», «Ленту», «OКей», «Холидей Классик».
28 ноября
«Семья» не продается
Губернатор Перми Олег Чиркунов не смог продать свою розничную сеть «Семья» чешско-словацкому фонду Penta Investments. Стороны договорились о цене $160–200 млн еще до кризиса. Российские ритейлеры подешевели с осени более чем в два раза, а переоценивать бизнес Чиркунов отказался. Олег Чиркунов продает свою сеть с 2006 г.
02 декабря
Долларовые вериги
Крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group по итогам III квартала зафиксировал в отчетности неденежный убыток в размере $14,7 млн, который возник из-за ослабления рубля по отношению к доллару. 58% кредитного портфеля Х5 составляет долларовый долг, что, по подсчетам аналитиков, может привести к уменьшению чистой прибыли компании в 2009 г. на $70 млн.

Валерий Бубнов: «Детскому питанию ничего не грозит: последнюю рубашку снимешь, но ребенка накормишь».

елизавета зудина: «За рис и чай мы теперь ведем расчеты в долларах».

Дарья Лошакова, Алексей Меркутов

Источник: ИФ-Регион
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.