Плановый подход

17.02.2009
Просмотров: 1916

Границы города расширятся, а промышленные предприятия будут вынесены на периферию: эти два направления в генплане оказались наиболее спорными. Предприниматели и эксперты затруднились дать им однозначную оценку.

Согласно новому проекту генплана Нижнего Новгорода к 2030 году город из оборонного центра должен превратиться в город "для людей" - динамично развивающийся исследовательский, образовательный, логистический, выставочный и культурный центр с развитой транспортной сетью.

Границы города расширятся, а промышленные предприятия будут вынесены на периферию: эти два направления в генплане оказались наиболее спорными. Предприниматели и эксперты затруднились дать им однозначную оценку.

Проект генплана Нижнего Новгорода 10 февраля в театре “Комедiя” представлял заместитель директора ГУП НИиПИ Генплана Москвы Александр Коллонтай. Заводы и фабрики в центре дорого обходятся городу и нарушают его экологию. Поэтому часть из них предполагается перенести из центра, у части снизить класс опасности. Большую отдачу на этих местах принесли бы торговые и бизнес-центры.

По словам мэра Нижнего Вадима Булавинова, промпредприятия должны уменьшить свои производственные площади уже до 2013 года, но в дальнейшем возможен их переезд за первое городское кольцо (Комсомольское шоссе — Молитовский мост — Изоляторский овраг с мостовыми переходами через Волгу). В качестве примера мэр привел кондитерскую фабрику “Красный Октябрь” на Большой Покровской. Она не является для города важной ни с точки зрения дохода, ни с точки зрения занятости населения. Касаясь крупных градообразующих предприятия, таких как “Сокол”, ГАЗ и “Красное Сормово”, мэр сказал, что их в ближайшие десять лет переносить не будут.

Архитектор Андрей Степовой вообще считает такую идею неосуществимой: на то они и градообразующие, чтобы находиться в черте города, говорит он. По словам исполнительного директора ООО НИЦ “Земля и город” Александра Щагина, не учтено, что переноситься будет действующий бизнес, вокруг которого живут люди, работающие на этих предприятиях. На новом месте трудно будет обеспечить предприятие конкретными специалистами — не все настолько мобильны, чтобы уехать вместе с заводом. Предприятию придется менять и логистические схемы, и много чего еще, ведь пока вся цепочка отношений не будет заново сформирована, проект запустить нельзя.

“Комментировать мероприятия генплана о преобразовании предприятий в административно-производственные и общественно-деловые площадки мы пока не готовы, — сообщил начальник отдела по связям с общественностью ГК “Нижегородский масложировой комбинат” Денис Одегов-Ширыбанов. — Что касается частичного реформирования предприятий с уменьшением класса опасности до 4-5-го, то эту информацию о себе мы не распространяем, она составляет коммерческую тайну”.

Оказались не готовы комментировать вероятность смены своего местонахождения многие предприятия, опрошенные “Биржей”. Но однозначно негативного отношения к переезду среди предпринимателей нет, каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально. Например, перепрофилировать здание ОАО “Нижполиграф” под другие функции — идея здравая, считает коммерческий директор ОАО “Нижполиграф” Ольга Петелина. 500 м от Кремля — не самое лучшее место для размещения промышленного предприятия. И хотя в наши дни в полиграфическом производстве уже не применяются вредные для человека технологии, шум от работающих станков мешает жителям соседних домов. Где разместится “Нижполиграф” в будущем — пока неизвестно. По словам Петелиной, для этого подходит территория VII микрорайона, где сейчас расположены бумажные склады. Это поможет решить и кадровую проблему. Дело в том, что поиск квалифицированных рабочих, например брошюровщиков, в центре Нижнего — большая проблема. А в промзоне подбор персонала значительно облегчится, считает коммерческий директор предприятия.

Еще один спорный вопрос в генплане — расширение города за счет прилегающих районов области. По словам Александра Коллонтая, за счет дополнительных территорий Кстовского района, Бора, Дзержинска и других возможно расширение территории города с 46 до 73 тыс. га.

По оценке Вадима Булавинова, самым дискуссионным является вопрос о присоединении к Нижнему Новгороду части Борского района. Как считает мэр, это еще только отдаленная перспектива, которая может и не стать реальностью. Сам Александр Коллонтай объяснил включение Бора в карту Большого Нижнего Новгорода тем, что большая часть его территории будет охвачена транспортным кольцом. По его мнению, Бор, юридически не являясь частью нашего города, фактически ею уже давно стал, так как каждый день немалое количество его жителей приезжает на работу в Нижний. Бор как перспективная территория значительно доступнее площадей с южной стороны города.

На местах ситуацию оценивают несколько иначе. Как рассказал “Бирже” глава администрации Борского района Александр Киселев, Борская земля ведет историю с XIV в. и является самобытной и самодостаточной территорией. Для Борского района и города Бор большее значение имеет предложенный губернатором Валерием Шанцевым проект застройки Борской поймы. В рамках этого проекта граница между Борским районом и Нижним Новгородом останется неизменной и пройдет, как и сейчас, по фарватеру Волги. Кроме того, по словам Киселева, согласно закону, объединение Бора (или его части) с Нижним Новгородом возможно только путем проведения референдума, на котором при явке более 50% за подобное объединение должны высказаться 50%+1 избиратель. Причем референдум должен состояться как в Нижнем Новгороде, так и в Борском районе. При разработке проекта генплана Нижнего Новгорода этот момент не учтен — считает Киселев.

Игнорирование интересов местного самоуправления в генплане отметил и Александр Щагин. Если значительная часть Борского района будет включена в Нижний Новгород, то что будет с остальной частью района — об этом никто не думал. Непонятно, где пройдет граница Большого города — не исключено, что по конкретным земельным участкам, принадлежащим конкретным собственникам. Кроме того, с изменением статуса территории могут измениться и ставки налогообложения. От превращения города в “плохо управляемый мегаполис” за счет застройки Борской поймы предостерег профессор ННГАСУ Вадим Воронков.

Как объяснил директор ГУП НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко, Бору необязательно становиться частью Большого Нижнего Новгорода, но при этом он может стать частью Нижегородской агломерации, т.е. не входить в городскую черту. В этом случае Нижний будет центром, вокруг которого расположатся города-спутники, выполняющие свои промышленные задачи.

Предложения по присоединению новых земель к городу в предпринимательской среде уже есть. Так, Поволжская логистическая ассоциация (ПЛА) предлагает: присоединить к Нижнему часть земли, находящейся слева по ходу движения из города по арзамасской трассе до ее пересечения с южным обходом; передвинуть границу в северной части города, добавив к Нижнему территорию будущего тримодального логистического комплекса, расположенную рядом с низконапорным гидроузлом в районе поселка Большое Козино; включить в городскую черту земельный массив между развязкой ТЦ “Мега” и Зеленым Городом.

Как пояснили “Бирже” в пресс-службе ПЛА, присоединение этих территорий необходимо для более эффективного территориального планирования логистической системы Нижнего Новгорода. А для предотвращения нецелевого использования земельных участков всем логистическим объектам на территории Нижнего Новгорода и объектам, которые потенциально могут быть построены, ПЛА предлагает присвоить единую зону.

В любом случае, как сказали разработчики генплана, агломерация должна сложиться естественно, а не волевым решением властей. Пока же город будет развиваться в рамках трех транспортных колец. Первое: Комсомольское шоссе — Молитовский мост — Изоляторский овраг с мостовыми переходами через Волгу; второе замкнет всю современную застроенную территорию Нижнего, третье “большое транспортное кольцо” пройдет по периферии города.

По результатам представления генплана нижегородская мэрия рекомендовала проектантам до 18 февраля разослать проект во все надзорные ведомства, чтобы те могли подготовить свои заключения. В апреле—мае исправленный с учетом рекомендаций специалистов проект будет вынесен на публичные городские слушания.

Елена БОРМАТОВА, Иван ГОРДЕЕВ,Ольга ПАНОВА

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.