Владимир Кочетков: Выксунский метзавод продолжит приоритетные инвестиционные проекты

17.02.2009
Просмотров: 1750

На вопросы ИА «ИФ-Регион» отвечает исполнительный директор ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) Владимир Кочетков.

На вопросы ИА «ИФ-Регион» отвечает исполнительный директор ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) Владимир Кочетков.
Как отразился на производственной деятельности ВМЗ начавшийся в прошлом году экономический кризис?


Еще задолго до кризиса мы начали ощущать его «прелюдию» в виде нестабильного спроса на нашу основную продукцию–трубы, и скачков цен на металл. С начала года упал спрос на нефте- и газопроводные трубы среднего и большого диаметра, так как нефтегазовые компании отложили сроки начала крупных проектов по строительству трубопроводов. Напротив, на трубы для строительства и ЖКХ в первом полугодии был ажиотажный спрос: металлотрейдеры закупали их впрок, ожидая роста цен на металл. С началом кризиса спрос в сегменте нефтегазопроводных труб среднего диаметра упал еще сильнее. Обрушился и рынок труб малого диаметра, так как по строительству кризис ударил раньше и сильнее многих других отраслей.

Общий объем российского рынка труб в прошлом году сократился по сравнению с 2007 годом более чем на 20%, а сегмент труб большого диаметра (ТБД)– на 45%. На этом фоне положение ВМЗ выглядит достаточно стабильным: у нас производство труб снизилось на 18% (до 1395 тыс. тонн), в том числе ТБД–на 22% (735 тыс. тонн). При этом доля ВМЗ на российском рынке ТБД увеличилась за год с 34% до 35%. С конца прошлого года у нас высокая загрузка производства ТБД, которое обеспечивает половину всей выручки предприятия. Благодаря росту поставок ТБД, особенно на экспорт, выручка ВМЗ от продаж, несмотря на сокращение производства, даже несколько увеличилась по сравнению с 2007 годом –с 73,1 до 73,4 млрд. рублей.

За счет чего начался рост производства труб большого диаметра?

В прошлом году мы начали участвовать в крупных проектах по строительству магистральных газопроводов–Nord Stream, Средняя Азия-Китай (САК), Бованенково-Ухта. Получение этих контрактов–результат крупных инвестиций в развитие производства ТБД и доверия нефтегазовых компаний, которое ОМК завоевала, участвуя в проектах прошлых лет. В прошлом году мы завершили модернизацию комплекса ТБД, его мощности увеличены до 2 млн. тонн (по производству труб–на 25%, по антикоррозионным покрытиям (АКП)–вдвое). Это позволяет нам одновременно выполнять несколько крупных заказов и производить практически весь объем труб с АКП. Такие трубы все более востребованы заказчиками. Мы прошли сложный путь освоения технологии производства труб с АКП для подводных трубопроводов по международному стандарту DNV и спецификации оператора этого международного проекта компании Nord Stream AG, контроль со стороны заказчика был и остается очень жестким. Теперь мы выполняем любые его требования. Без преувеличения можно сказать, что, освоив выпуск труб для Nord Stream, мы узнали цену вхождения в ВТО и теперь готовы работать по ее правилам. Труба с покрытием, изготовленная по требованиям DNV и Nord Stream–это качественно новый, высокотехнологичный продукт.

Каковы итоги производства железнодорожных колес?

Спрос на них в течение почти всего прошлого года был стабильно высоким и у нас были все шансы превысить уровень 2007 года, когда было выпущено около 821 тысяч штук. Но в ноябре он начал резко падать и на российском, и на мировом рынке в связи со снижением объема железнодорожных грузоперевозок. В том числе–у основного нашего заказчика ОАО «РЖД», на долю которого приходится примерно 80% всех поставок. В итоге ВМЗ выпустил за год 783 тысячи колес–на 5% меньше, чем в 2007 году. Но наша доля на российском рынке этой продукции увеличилась с 62 до 63%.

Какие инвестиционные проекты ВМЗ осуществлял в 2008 году и насколько серьезно кризис повлиял на дальнейшие инвестиционные планы?


Объем инвестиций ВМЗ в 2008 году составил 11,8 млрд. рублей, в том числе почти 8,5 млрд. рублей–в строительство толстолистового прокатного стана (Стан-5000). Продолжалась модернизация комплекса производства труб малого и среднего диаметра (ТЭСК МСД), в рамках которой был освоен выпуск дюймовых нефтегазопроводных труб, ориентированных на экспорт, начата замена оборудования электросварочного стана по производству обсадных труб. Впервые за 100-летнюю историю трубного производства ВМЗ в ТЭСК МСД создано производство бесшовных труб, которые используются как заготовка для муфт к обсадным трубам. В общем, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в развитии производства ВМЗ было немало позитивных процессов и моментов.

Инвестиции сегодня–это наша конкурентоспособность завтра. Запуск Стана-5000 позволит полностью обеспечить наш ТЭСК ТБД широким листом, который сейчас в основном приходится импортировать. Поэтому руководство Объединенной металлургической компании (ОМК), в которую входит ВМЗ, решило: приоритетные проекты, имеющие для нее жизненное значение, будут продолжены. Речь может идти лишь об изменении сроков их завершения в зависимости от ситуации на финансовых рынках. Ожидаемый объем инвестиций на 2009 год–12,5 млрд. рублей, в том числе более 9,1 млрд. рублей–на строительство Стана-5000, 2,2 млрд. рублей–на продолжение модернизации ТЭСК МСД. В цехе обсадных труб планируется установить два новых муфтонарезных комплекса немецкой фирмы EMAG (монтаж первого уже завершается) и доукомплектовать оборудованием третью линию нарезки труб. Это позволит увеличить его производительность с 350 до 400 тыс. тонн труб в год, в том числе за счет освоения высокопрочных труб повышенной герметичности.

Возникли ли у ВМЗ в связи с кризисом проблемы с кредитованием в банках?


В настоящее время предприятие имеет достаточно свободных лимитов кредитования для обеспечения всех своих обязательств и поддержания ликвидности. У ВМЗ положительная кредитная история, сложившиеся многолетние партнерские отношения со Сбербанком, другими крупными российскими и зарубежными банками. Однако нельзя не отметить, что из-за кризиса растет стоимость кредитных ресурсов.

В СМИ неоднократно поднималась проблема роста задолженности покупателей труб, прежде всего «Газпрома», перед поставщиками. Насколько серьезна она для ВМЗ?

Задолженность нефтяных и газовых компаний перед ОМК существует, но она носит рабочий характер. Мы находимся в постоянном и конструктивном контакте с руководством этих компаний, и оснований для принятия каких-либо радикальных
решений по отношению к ним на сегодняшний день не видим.

Какие крупные контракты на поставку ТБД будет выполнять завод в 2009 году?

Для Nord Stream, САК и других крупных проектов планируется поставить более 743 тыс. тонн труб. Причем почти 90% всего объема составят трубы с изоляцией. Таким образом, мы практически полностью уходим в сегмент высокотехнологичных труб, наиболее востребованных рынком. Заказчики требуют все больше труб не только с наружным, но и с внутренним покрытием, поэтому прорабатывается вопрос об увеличении мощности нашей линии внутреннего покрытия. Общее производство ТБД мы планируем увеличить до 1 млн. тонн, а всех труб–до 1,7 млн. тонн.

В первом квартале нам предстоит отгрузить более 30 тыс. тонн труб диаметром 530 мм для строительства подводного газопровода Джубга-Сочи. Этот контракт с ОАО «Газпром» мы получили во многом благодаря тому, что в прошлом году освоили на линии ТЭСА-1020 производство труб длиной до 12,5 м (раньше она могла выпускать трубы длиной не более 11,6 м)–именно такие нужны для этого проекта. Объем инвестиций в модернизацию линии составил немногим более 70 млн. рублей. Проект Джубга-Сочи–не такой масштабный, как «Nord Stream» или САК, но достаточно престижный, так как является частью программы развития инфраструктуры Сочи–столицы зимней Олимпиады-2014. К тому же в нынешней ситуации важны любые заказы и мы будем за них бороться, участвовать в тендерах нефтегазовых компаний. ОМК уже участвует в объявленном «Транснефтью» тендере на поставку труб для строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).


Расскажите о планах по производству других видов продукции.

В производстве труб малого и среднего диаметра роста пока не планируется из-за сложной ситуации на рынках нефтегазопроводных труб и труб для строительства и ЖКХ. Многие стройки заморожены, строительные компании ждут дальнейшего снижения цен на материалы. Но мы ожидаем традиционного оживления рынка с началом летнего сезона. Все равно рано или поздно этот сектор начнет расти. Особенно перспективен рынок профильных труб для строительных конструкций. Их планируется произвести более 40 тыс. тонн по сравнению с 29,5 тыс. тонн в прошлом году. Неплохие перспективы у рынка обсадных труб для крепления нефтяных и газовых скважин, в первую очередь–у высокопрочных труб, прошедших термообработку. Их планируется выпустить более 34 тыс. тонн. То же касается нефтегазопроводных труб: все больше трубопроводов прокладывается в труднодоступных районах с суровым климатом, поэтому будем осваивать и развивать выпуск труб высокопрочных, стойких к коррозии, низким температурам и воздействию агрессивной среды (содержащегося в нефти сероводорода).

Важной задачей на этот год станет развитие производства бесшовных труб–заготовки для муфт к обсадным трубам. Отказ от их закупки на стороне, у наших прямых конкурентов, даст не только немалую экономию, но и повысит стабильность выполнения заказов на эти трубы. Другая задача–полностью перевести ТЭСК МСД на использование рулонного проката Литейно-прокатного комплекса (ЛПК), который ОМК запустила в Выксунском районе в октябре прошлого года. Это серьезно повысит нашу конкурентоспособность.

План производства колес на 2009 год–730 тысяч штук. Продолжится выполнение долгосрочного контракта с ОАО «РЖД», по которому с 2003 года отгружено уже 3,6 миллиона колес, в том числе 2,5 миллиона–с повышенной твердостью обода. В прошлом году расширение экспорта колес не было для нас актуальным, так как контракт с РЖД вполне обеспечивал загрузку наших мощностей. Но из-за кризиса высокого спроса со стороны РЖД в обозримом будущем не ожидается. Поэтому будем диверсифицировать портфель заказов, расширять географию поставок. Немалое конкурентное преимущество дадут нам новые виды продукции, прежде всего колеса с S-образным диском.

Сколько колес с S-образным диском выпустит ВМЗ в 2009 году? Каким предприятиям, кроме ПО «Уралвагонзавод», планируется их поставлять?

Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в ноябре прошлого года выдал ВМЗ сертификат на производство до конца 2009 года 8 тысяч колес с S-образным диском. В декабре мы изготовили и поставили ПО «Уралвагонзавод» 2,5 тысяч штук. Таким образом, в этом году можем сделать еще 5,5 тысяч. Конкретные объемы и сроки производства будут определяться по мере поступления заказов от вагоностроительных заводов, выпускающих вагоны нового поколения для РЖД. После определенного срока эксплуатации составов с этими колесами Регистр может выдать сертификат на их производство без ограничения объемов.

По сравнению с обычными колесами (с плоскоконическим диском) S-образные колеса в полтора раза более стойки в эксплуатации и способны выдерживать нагрузку на ось до 30 тонносил вместо 23,5. РЖД смогут наращивать объемы грузовых перевозок без увеличения парка вагонов и снизить расходы на эксплуатацию подвижного состава.

ОМК планировала принять участие в тендере на поставку труб для второй очереди газопровода Nord Stream. Когда предположительно пройдет тендер? Сколько труб было поставлено по этому проекту в 2008 году и сколько еще будет поставлено в нынешнем?

В 2008 году ВМЗ поставил для первой очереди Nord Stream более 73 тыс. тонн труб диаметром 1219 мм, план на 2009 год–189 тыс. тонн. На сегодня с начала участия ОМК в проекте отгружено уже более 100 тыс. тонн. По имеющейся информации, проведение тендера по второй очереди Nord Stream ожидается в августе-сентябре этого года.

Были или будут ли на ВМЗ сокращения персонала в связи с кризисом? Как завод оптимизирует затраты в нынешних условиях?


Сохранение квалифицированного персонала–одна из наших приоритетных задач, поэтому, в отличие от многих других компаний, мы стремится избежать массовых сокращений сотрудников–даже при снижении объемов производства. С этой целью временно прекращен набор персонала со стороны, работники производств, где снизилась загрузка мощностей, переводятся на существующие вакансии, на участки, где загрузка растет, или на новые производства (например, на линии АКП, участок муфтовой заготовки). Надо заметить, что оптимизация численности персонала на ВМЗ планомерно ведется все последние годы, вне зависимости от кризиса. Сокращаются неэффективные штатные единицы, создаются другие–под новые проекты и функции.

В сложившейся экономической ситуации на предприятии принимаются меры по снижению всех видов издержек. Проводится работа с поставщиками и подрядчиками по снижению цен на их товары и услуги. Ведется поиск более дешевых аналогов используемых в производстве материалов. Внедряются мероприятия по экономии энергоресурсов. Большое значение для управления издержками имеет переход на использование рулонного проката ЛПК и собственной муфтовой заготовки.

Как Вы оцениваете действия власти по поддержке металлургии в условиях кризиса?


ОМК в конце прошлого года была включена правительством России в известный список из 295 предприятий, которые могут рассчитывать на финансовую помощь государства в условиях кризиса. Антикризисная стратегия нашей компании ориентирована на собственные силы, но и поддержка государства была бы не лишней. Ведь наша цель–не просто пережить кризис, но и продолжить развитие. Сейчас все ожидают появления конкретных механизмов получения господдержки. Мы считаем, что она могла бы выражаться не только в кредитах, гарантиях и различных льготах, но и в новых крупных заказах со стороны таких компаний, как «Газпром», «Транснефть» и РЖД.

Еще один положительный момент–недавнее введение российским правительством временных пошлин на импорт металлопродукции, в том числе труб. Они касаются почти всего сортамента труб, производимых ВМЗ. Правда, еще в прошлом году импорт труб в Россию сократился на треть, а ТБД–даже в 10 раз. Российские трубники обеспечивают необходимое качество продукции, поэтому крупнейшие нефтегазовые компании стали отдавать предпочтение им. Постоянно повышать конкурентоспособность–единственный путь к успеху в жестких рыночных условиях.


Источник: ИФ-Регион
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.