Министру обороны доложат о проблемах ОПК в Нижнем Новгороде

18.02.2009
Просмотров: 2463

Сегодня, 18 февраля, в столице Приволжья ждут министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Вопросов к его ведомству накопилось множество.

Сегодня, 18 февраля, в столице Приволжья ждут министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Вопросов к его ведомству накопилось множество: от проблем жителей Володарского района, которые не могут выкупить участки земель Минобороны, до ситуации вокруг гособоронзаказа, погашения долгов предприятий оборонно-промышленного комплекса и заключения новых контрактов. Но главным, как уточнили в полпредстве округа, будет обеспечение жильем военнослужащих.

И где же деньги?

Общий долг по оборонзаказу перед нижегородскими предприятиями достиг 8 млрд рублей (на прошлой неделе полпредство президента в ПФО срочно запросило по предприятиям точные данные).

Долгов самого Минобороны РФ перед нашими предприятиями нет, уточнили «МК в Нижнем» в пресс-службе области, за исключением, может быть, каких-то частных случаев.

Но от этого не легче: не должно Минобороны, должны его генподрядчики по оборонзаказу, холдинги,госкорпорации. «Это же ФГУПы, там деньги идут росчерком пера, - возмущались еще недавно в правительстве области, собираясь обратиться за содействием к премьеру В.Путину.- И где же они?Наши промышленники вынуждены брать кредиты под сумасшедшие проценты, чтобы заткнуть образовавшиеся дыры. Задержки платежей по оборонзаказу ставят под угрозу производителей эксклюзивной продукции ВПК».

Но, к примеру, на Княгининской швейной фабрике, где шьют одежду для армии, знают, что в начале года у заказчиков всегда идут задержки с оплатой. И на случай «кассовых разрывов» швейники завели подсобное хозяйство: выращивают и продают зерно.

Рабочие оборонки не выходят на митинги протеста, не голодают, но на многих заводах уже введена короткая трудовая неделя, в ходу административные отпуска, сокращаются и премиальные, и административный персонал. Хотя люди, работающие в «ящиках», считают, что это все равно надежнее, чем искать счастья в коммерческом секторе.

Когда кризис только разворачивался, казалось, что гиганты, работающие на оборонку (а в Нижегородской области их доля крайне существенна), государство уж точно не обидит -задержек по платежам не будет. Но первый звоночек прозвенел уже осенью.

В середине декабря 2008 года, когда наступил срок окончательного взаиморасчета по гособоронзаказу, общая сумма «оборонной» задолженности перед предприятиями региона исчислялась в 4,5 миллиарда рублей.

Прошли все сроки

Одним из самых крупных и «счастливых обладателей» дебиторки был и остается Арзамасский приборостроительный завод, где трудятся более 6000 человек, и где «спецпродукция» составляет 70%. Его головной заказчик и должник - концерн «ПВО «Алмаз-Антей». В декабре АПЗ не смог вовремя заплатить по счетам энергетиков, и возникла реальная опасность обесточивания цехов.

«Как выживать, когда за отправленную основную продукцию никто не платит? - риторически спрашивал в одном из интервью гендиректор АПЗ Олег Лавричев. - Брать дорогостоящие кредиты? Подсаживаться на долговую иглу? Разве за счет общегражданской продукции можно прокормить завод?».

ОАО «АПЗ» в составе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» включено в реестр 295 системообразующих и стратегических предприятий, которым Правительством обещана первоочередная господдержка.

Предприятие вынуждено было мобилизовать все ресурсы. Сегодня, по словам заместителя гендиректора АПЗ по финансам Нины Сбитневой, задолженность по оборонзаказу составляет 1,352 млрд рублей.

- Мы перешли на четырехдневку, но у завода нет долгов ни перед энергетиками, ни перед бюджетом, ни по зарплате, - говорит Н. Сбитнева.

Хотя понятно, что, недополучив такую сумму, предприятие не может нормально развиваться, заключать новые договора с поставщиками. Оборотные средства вымываются, и весь эффект от технического перевооружения, проведенного в последние годы, просто смазывается.

Государство должно…

На очередном заседании рабочей группы по обеспечению выплаты заработной платы на предприятиях Нижегородской области 11 февраля разбирали обстоятельства, сложившиеся на ОАО «РУМО» (завод «Русские моторы», он же легендарный «Двигатель Революции», производитель дизель-энергетических установок), а также на Чкаловской судоверфи и даже в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по области.

«На «РУМО» – самая непростая ситуация, - отметил заместитель губернатора по социальной политике Геннадий Суворов, - задолженность по зарплате с октября 2008 года составляет 14 млн. рублей. Тогда с заводом своевременно не рассчитались заказчики, которые финансируются из федерального бюджета за счет средств Минобороны».

Врез

В российской «оборонке» возможен первый случай банкротства. Такая новость уральских СМИ на прошлой неделе пробила информационный эфир. Из-за долгов в 30 миллионов рублей частная компания «УГМК-Холдинг» направила в суд иск о признании несостоятельным Уральского приборостроительного завода (делает приборы для гражданской и военной авиации, медтехнику). Заводу не заплатили несколько десятков миллионов рублей по госзаказу Минобороны РФ. Министр А. Сердюков поставлен в известность, он уже обещал в срочном порядке дать денег. Но как бы не пришлось каждый такой случай гасить в пожарном порядке. «У нас такой угрозы - банкротства из-за неплатежей по оборонзаказу - нет», - заявил заместитель губернатора Г.Суворов.

Задолженность "Чкаловской судоверфи" по зарплате меньше - 2,5 млн. рублей. С деньгами тянут потребители продукции. По данным руководства верфи и главы Чкаловского района Сергея Лунькова, должники планируют рассчитаться до 20 февраля. В правительстве области склонны доверять обещаниям.

Служба исполнения наказаний задолжала по зарплате и отчислениям в Пенсионный фонд РФ 2,13 млн. рублей. И опять же - главным источником погашения долгов также являются средства федерального бюджета.

Всю информацию Суворов пообещал доложить руководству Федеральной службы по труду и занятости РФ. А информацию по РУМО, возможно, удастся донести и лично до министра Седюкова.

… оно же и оштрафует

«Как же так? - возмущается Виктор Зеленкевич, заместитель гендиректора Ассоциации промышленников, членом которой является и РУМО. - Государство должно «Моторам» деньги. Насколько я знаю, «Теплоэнерго», акционерное общество с муниципальным участием, тоже не рассчитывается вовремя за тепло, поставляемое РУМО в центральную систему теплоснабжения. И в то же время государство в лице инспекции по труду или прокуратуры приходит и штрафует предприятие».

«Да, действительно, нас оштрафовали на 30 тысяч рублей за задержку зарплаты, - подтвердил корреспонденту «МК в Нижнем» председатель совета директоров ОАО «РУМО» Юрий Чадаев. - Лучше бы мы эти деньги рабочим отдали. Нам же задолжали очень многие: генподрядчик по гособоронзаказу, арендаторы, которые работают у нас на территории. С таможней не все легко, когда мы получаем комплектующие из-за границы».

Так нужен дизель или нет?

- Мы оказались в непростой ситуации,– рассказал Ю.Чадаев. - Мы вложили большие заемные средства (деньги акционеров, банков – Ред.) в разработку двигателя для нужд Министерства обороны РФ - более 200 млн рублей. Этот новый дизель предназначен для «надводного корабля» (по граждански говоря –Ред.), который должен строиться на Амурском судостроительном заводе. Проект хороший, делает честь любому предприятию, - высокотехнологичный, с большой долей НИОКРа. В нем участвовали и другие компании, в том числе иностранные. По контракту в 2008 году мы должны были получить 50% авансового платежа. Но до сих пор не получили ни рубля, более того, вероятно, срок реализации проекта будет перенесен.

Эти обстоятельства, конечно, поставили нас в затруднительное положение, ведь мы находимся в цепочке производителей и тоже заключили контракты с поставщиками, контрагентами. У нас к тому же есть текущие обязательства перед банками. Выплачиваем кредиты.

- Не может статься, что судно вообще не будут строить, и вы фактически выбросили деньги на ветер?

- Невозможно, оно строится по распоряжению Владимира Путина, изданному, когда он был президентом.

- Но Дмитрий Медведев говорит, что объем гособоронзаказа на 2009 год сохранится…

- Но средства могут перебросить с одной статьи на другую.

- С кораблей на самолеты?

Может и так. Мы обращались с письмами во все участвующие в формировании контракта ведомства – Минобороны РФ, Рособоронзаказ, к Главкому ВМФ. Конечно, мы можем подать иск на генподрядчика по оборонному заказу - Амурский судостроительный завод. Поскольку фактические затраты по выполнению заказа уже составили почти 80 млн рублей. Но насколько этот вариант будет эффективен и оптимален? Сам «АСЗ» находится в плачевной финансовой ситуации.

Наш трудовой коллектив насчитывает порядка 2500 человек. Мы имеем лишь однократную задолженность за часть октября, перешли на четырехдневную рабочую неделю. Текущую зарплату выплачиваем – 15-го и 28-го отдай и не греши. Идем навстречу тем работникам, кто взял ипотечные и потребительские кредиты. На предприятии не было и нет никаких социальных взрывов.

У нас есть портфель заявок на 2,9 млрд рублей на этот год, есть и предварительные заказы от Минобороны, экспортные, но вы сами видите, какая складывается обстановка, не факт, что все заявки превратятся в контракты.

Конечно, не мы одни попали в такую ситуацию. Очень сложно находясь в цепочке неплатежей, где главный заказчик - государство, Министерство обороны, - не стать крайними. Ведь мы только исполнители, а вынуждены извиняться перед людьми. Хорошо, что нам удается находить понимание коллектива.

Кстати

Государственный оборонный заказ для регионов Приволжского федерального округа на нынешний год будет сформирован к 31 марта 2009 года, а контракты предприятия подпишут не раньше, чем во втором квартале 2009 года. "До этого им надо как-то выживать. Нам надо придумать как", - говорилось ответственными лицами недавно в Уфе на совещании у полпреда президента в ПФО Г. Рапоты.

Глеб СТАРОВ

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.