В ТПП обсудили актуальные вопросы развития предприятий транспортного машиностроения Нижегородской области

18.02.2009
Просмотров: 2375

17 февраля 2009 года в ТПП Нижегородской области состоялось расширенное заседание комитета по инновациям и промышленной политике при ТПП НО.

17 февраля 2009 года в ТПП Нижегородской области состоялось расширенное заседание комитета по инновациям и промышленной политике при ТПП НО. Заседание прошло в формате круглого стола на тему «Актуальные вопросы развития предприятий транспортного машиностроения Нижегородской области», сообщает пресс-служба нижегородской ТПП.

Учитывая актуальность и значимость данного вопроса, к участию были приглашены руководители органов государственной власти и управлений Нижегородской области, представители заинтересованных предприятий региона. Круглый стол проведен с целью анализа накопленного опыта и поиска новых форм и моделей взаимодействия промышленных предприятий Нижегородской области, высшей школы и органов власти как важнейшей составляющей повышения эффективности работы субъектов промышленной деятельности.

Первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов подчеркнул, что транспортное машиностроение – это чрезвычайно важная часть народного хозяйства, поскольку является результатом развития многих отраслей – добывающей, обрабатывающей, легкой промышленности и т.д., особенно для Нижегородской области, где транспортное машиностроение составляет до ¼ общего объема производства. Г-н Сазонов отметил, что до четвертого квартала 2008 года темпы роста отрасли были стабильно высокими, однако кризис в банковской системе, потеря платежеспособного спроса в конце 2008 года привели к тому, что по итогам года предприятиями региона по производству транспортных средств и оборудования было отгружено товаров, выполнено работ и услуг на общую сумму 128,3 млрд. рублей, что на 1,7% меньше, чем в 2007 году. Однако индекс промышленного производства транспортного машиностроения составил 85,6%, хотя в целом по обрабатывающим отраслям этот показатель чуть более 69%.

В целом нижегородскими предприятиями отгружено товаров на сумму 109,56 млрд. рублей, темп роста в действующих ценах составил 95,8%. При этом транспортных средств произведено на сумму почти 19 млрд. рублей, темп роста отрасли в 2008 году превысил 115%. Увеличение выпускаемой продукции произошло по таким направлениям, как электрооборудование, автотракторное производство, велосипеды, фургоны и автоцистерны. Однако производство легковых автомобилей снизилось на 43, 8%, грузовых – на 16,2%, автобусов – на 26,8%, автомобильных двигателей – на 16,4%.

Наибольшее падение произошло в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов. Игорь Сазонов подчеркнул, что предприятия группы «ГАЗ» вместе со смежными производствами формируют основу экономики бюджета области, от их развития зависит уровень жизни, социальная стабильность более 60% населения региона. Всего в автомобилестроении Нижегородской области задействовано более 150 предприятий, включая компании оборонно-промышленного комплекса. «ГАЗу» пришлось отказаться от ряда крупных инвестиционных проектов: отложены такие проекты, как Газель-3, производство легкового коммерческого автомобиля «Максус». Естественно, ситуация с «ГАЗом» отразилась на всей цепочке. Сокращение выпускаемой продукции, остановка производства, увольнения сотрудников, задержка выплат заработной платы – все это, по словам Игоря Сазонова, коснулось более 80% предприятий автомобилестроения в регионе.

Кризисные явления затронули и железнодорожное машиностроение Нижегородской области, в основном это произошло из-за снижения спроса со стороны основного заказчика – ОАО «РЖД». Положение осложнилось требованиями руководства компании снизить цены на продукцию поставщиков до 30%.

Первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области рассказал также о комплексе мер, предпринимаемых региональным Правительством, по поддержке и развитию транспортного машиностроения, включая закупку транспорта по госзаказу, разработку программы перевозок в крупнейших городах области и т.д.

В свою очередь, заместитель главного инженера ГЖД Михаил Букин представил руководителям предприятий региона перспективные направления, по которым может строиться сотрудничество с компанией. Во-первых, это программы по ресурсосбережению. В 2009 году предприятие планирует выделить порядка 144 млн. рублей на данные проекты. «Мы ждем предложения, которые позволят нам экономить», - сказал Михаил Букин. Второе направление – это обеспечение безопасности железнодорожных перевозок. Инвестиции ГЖД по этой линии в 2009 году составят более 50 млн. рублей.

Горьковская железная дорога действует в 17 регионах страны, коллектив предприятия составляет более 54 тысяч человек. В 2008 году инвестиции и вложения в капитальный ремонт на ГЖД превысили 30 млрд. рублей. Михаил Букин выразил уверенность, что и в 2009 году эта цифра останется на прежнем уровне. «Желание увязать промышленный потенциал региона и потребности ГЖД нам понятны, и мы имеем опыт работы в данном направлении», - подчеркнул г-н Букин. Он призвал руководителей промышленных предприятий области настраиваться на постоянную работу и значительные объемы производства. «Те мизерные объемы и временные варианты, которые предлагают предприятия региона в настоящее время, не позволяют выстроить им конструктивную работу с ГЖД, необходимо перестраивать технологические процессы», - заключил Михаил Букин.

Главный конструктор гражданской продукции ОАО ЦНИИ «Буревестник» Владимир Тукмаков рассказал о работе по созданию автоматизированных производственных комплексов по ремонту и изготовлению колесных пар и тележек железнодорожного подвижного состава. Он подчеркнул, что одним из направлений в деятельности ОАО «ЦНИИ «Буревестник» является развитие комплекса услуг производственного назначения от разработки проекта до сдачи объектов «под ключ» для предприятий различных отраслей народного хозяйства, в том числе машиностроительной, металлургической, деревообрабатывающей, строительной и др. В рамках презентации предприятий российского железнодорожного комплекса ОАО «ЦНИИ «Буревестник» представляет к рассмотрению ряд проектов вагоноколесных мастерских с производственной программой от 5 до 60 тысяч колесных пар в год, с полным технологическим циклом. В настоящее время номенклатура оборудования, созданного институтом «Буревестник» для нужд ОАО «РЖД» насчитывает более сотни единиц.

О применении управленческих технологий на предприятиях транспортного машиностроения Нижегородской области рассказала директор, бизнес-консультант консалтингового центра «ВВК» Лариса Воронова. По ее словам, в кризисных условиях выделяются пять актуальных задач бизнеса: увидеть перспективу; оптимальное сокращение затрат с сохранением качества продукции; сокращение времени изготовления продукции и улучшение обслуживания клиентов; повышение мотивации персонала без увеличения фонда оплаты труда; усиление мощности руководителя.

В рамках круглого стола также рассматривались вопросы внедрения современных технологий, программы по импортозамещению. Так, генеральный директор ООО «Группа компаний «EXEN» Николай Чистов выступил с докладом об эффективном замещении дорогостоящего оборудования станками «EXEN».

По итогам круглого стола участники приняли резолюцию, в которой, в частности, говорится, что для стабилизации ситуации в экономике необходимо повышение энергоэффективности производства и потребления ресурсов; разработка новых управленческих решений; разработка программ по импортозамещению; активное участие в рекламно-выставочной деятельности на региональном, межрегиональном и международном уровнях; разработка и развитие инновационных проектов; кластеризация промышленности региона.

Участники круглого стола решили обратиться в Правительство Нижегородской области с предложениями:

Проработать вопрос о снижении налога на имущество для ресурсоемких производств; Рассмотреть возможность создания программы импортозамещения по поставке оборудования для крупнейших транспортных компаний в Нижегородской области (ГЖД–филиал ОАО «РЖД», ООО «Волготрансгаз», ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы»); Разработать предложения по стимулированию системы коммерческого лизинга технологического оборудования для перевооружения отраслей машиностроения; Оказать содействие промышленным предприятиям и организациям Нижегородской области по их участию в международной специализированной выставке «EXPORAIL» (Москва, 18-20 марта 2009 года).

В свою очередь, крупным промышленным предприятиям региона и ГЖД при формировании и реализации планов технического перевооружения, модернизации рекомендуется рассмотреть возможность составления реестра оборудования, которое может быть изготовлено на промышленных предприятиях Нижегородской области, например, металлорежущее оборудование нижегородского станкостроительного предприятия ООО «ГК ЭКСЕН».

В завершении обсуждения Игорь Сазонов отметил, что в период кризисных явлений в экономике стратегические вопросы развития промышленности отходят на второй план, первоочередной становится текущая работа с предприятиями, реализация антикризисных мер. В связи с этим он поблагодарил ТПП Нижегородской области за предоставление площадки для обсуждения перспективных вопросов развития различных отраслей промышленности в регионе.

Круглый стол организован общественным комитетом по инновациям и промышленной политике при Торгово-промышленной палате Нижегородской области при содействии министерства промышленности и инноваций, НАПП, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.