Пока все дома

26.02.2009
Просмотров: 1631

Экономическая нестабильность обернется изменениями в предпочтениях туристов. Они будут более активно интересоваться недорогими короткими поездками по России.

Экономическая нестабильность обернется изменениями в предпочтениях туристов. Они будут более активно интересоваться недорогими короткими поездками по России. У отечественных туркомпаний, предлагающих добротный внутренний продукт, есть шанс не только устоять во время финансового кризиса, но и заработать.

Синица в руках


Зарабатывать в условиях кризиса можно. Из-за финансовых сложностей прогнозируется только перераспределение турис- тических потоков. В условиях кризиса выиграют туристические фирмы, которые ориентированы на внутренний российский рынок. Если раньше платежеспособные россияне ехали за границу, то в 2009 г. ожидается повышение спроса на короткие туристические программы внутри страны и туры выходного дня, дающие возможность сэкономить. С таким прогнозом выступила начальник отдела развития туризма и народных художественных промыслов министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Алла Морозова на пресс-конференции “Туризм Нижегородской области в условиях кризиса: возможные потери и положительные явления”.

“Из-за финансового кризиса нижегородцы действительно стали реже отдыхать за рубежом, — констатирует представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов. — Туроператоры снижают цены на путевки, чтобы возобновить интерес к международному туризму, но рост курсов рубля к доллару и евро сводит попытки на нет. В связи с этим перспектива развития внутреннего туризма неплохая, он с курсом доллара не связан”.

По словам Морозовой, при составлении внутренних туров акцент будет делаться на событийные программы. Например, посещение определенных территорий будет проводиться во время праздников и фестивалей. Министерство совместно с районами области уже подготовили спецпрограммы. Так, в феврале в Павловском районе отмечался День русского валенка. Частью праздника стал театрализованный конкурс “Русский валенок”, знакомящий гостей с историей этой обуви. Для самых активных проведены бег в валенках с препятствиями и бой валенками. В марте в Павловском районе состоятся гусиные бои, в апреле в Дивеевском районе — Пасхальная выставка.

“В России Нижегородская область занимает 10-е место по объему внутреннего турпотока. Компании, ориентированные на этот рынок, получат неплохой прирост, — уверен замминистра Владимир Селезнев. — Но в связи с прогнозируемым развитием внутреннего туризма местным поставщикам услуг следует улучшить сервис. В настоящее время есть жалобы на качество обслуживания в ряде гостиниц Нижнего Новгорода, в том числе известных. С другой стороны, туристы довольны обслуживанием в малоизвестных отелях, не имеющих даже полной загрузки. Кризис диктует свои условия и агентам. Теперь представители сетевой розницы будут тщательнее выбирать партнеров, делая ставку на надежных туроператоров”. Для сохранения конкурентоспособности внутренних туров с принимающими партнерами туркомпаний ведутся переговоры о том, чтобы не завышать цены на услуги, сообщил президент Нижегородской туристской лиги Вячеслав Назаренко. Доходы от внутреннего туризма высокими не назовешь, но этот рынок успешен, если брать объемами, считает гендиректор ЗАО “Турист” Наталья Туманова.

На изменения спроса уже среагировала Ассоциация туроператоров России. Она предложила стимулировать спрос на внутренний туризм. Идея заключается в том, чтобы вычитать из подоходного налога россиян 13% стоимости их поездки на отдых, сообщается на сайте ИС “Вояж”. По мнению авторов идеи, вычет должен производиться с полной стоимости путевки и с подоходного налога человека, который приобрел турпакет. При этом не предполагается ограничений ни по видам отдыха, ни по количеству поездок в год, ни по их цене. “Предложенные меры — хорошая возможность привлечь потребителя к отечественным курортам. Преимущества такого подхода к отдыху внутри страны очевидны, — говорит Наталья Туманова. — Если предложение будет принято, у государства появится возможность оказать реальную помощь как населению, так и российским курортам, не выделяя на это средств из федерального и местного бюджетов. По сути, государство даст гражданину скидку на отдых в России в размере 13%”.

Вместе легче

Для туристических компаний 2009 г. будет непростым, убеждены эксперты. “Падение продаж турпакетов — на уровне 20— 40%, — рассказал Вячеслав Назаренко. — Если компания на рынке давно, то удерживать продажи на прежнем уровне позволяет ее наработанная клиентская база. Сложно новичкам. Зато те, кому удастся сохранить лояльность партнеров и клиентов, ближе к лету вздохнут с облегчением. Тут уже помогут сами туристы. Уставшие от разговоров про кризис, они захотят отдохнуть”.

Нижегородский рынок могут покинуть 15—20% компаний, а возможно, и больше, считает Алла Морозова. Прежде всего из отрасли уйдут мелкие региональные игроки. Именно они испытывают трудности в связи с сокращением спроса на поездки, нет у них и достаточного количества оборотных средств проплатить за путевки московским операторам. Более крупные компании, в том числе представительства столичных компаний, чувствуют себя увереннее. Но если головное предприятие примет решение сократить свою сетевую розницу, и представительствам придется туго. “Количество турагентств уменьшилось в целом по стране на 25%, — говорит Малов. — Не исключено, что часть нижегородских компаний закроется или объединится с другими. Это будет способствовать оздоровлению туристического рынка, поскольку на нем останутся сильнейшие”.

Надеяться на въездной туризм тоже не стоит — очевидны тенденции к сокращении въездного турпотока. На новогодние и рождественские праздники поток в Россию из-за рубежа сократился на 20%. Правда, это характерно и для других стран. Несколько туркомпаний уже ушли с нижегородского рынка — сеть “Куда.ру”, “Жар-птица”, рассказал Вячеслав Назаренко. Другие сокращают персонал. Но это зависит от масштабов деятельности турагентства. “Штатное расписание и так оптимизировано до предела, так что увольнять попросту некого” — такова позиция мелких игроков. В то же время, по информации служб занятости населения, количество резюме на вакансии в туриндустрии растет.

Некоторые агентства намерены сократить арендуемые площади или сменить офис ради снижения арендных ставок, а сетевые — отказаться от розничных точек, чьи продажи не устраивают владельцев. Вместе с тем не все готовы идти на жертвы ради сокращения издержек. “Переезд офиса продаж — прямой путь к потере постоянных клиентов, так как люди привыкли покупать путевки там, где живут или работают. Смена адреса и телефона — это сокращение спроса. И урезать расходы на продвижение не следует. Именно в период кризиса, когда во многих компаниях эта статья идет под нож, реклама наиболее эффективна: проще достучаться до клиента, появляются дополнительные возможности выделиться, заявить о себе как о надежном партнере, считает директор компании “Ника-тур” Наталья Колосветова.

Насколько критично сложится ситуация, сказать пока сложно, продолжает Владимир Селезнев. Момент истины для туриндустрии наступит в марте-апреле, когда россияне озаботятся приобретением весенних туров. Отложив деньги на отдых, они все равно их потратят. Просто бюджет, который предусмотрен на эти цели, возможно, окажется меньшим, чем год назад.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области будет рекомендовать турфирмам в этот сложный период держаться вместе, заявила Алла Морозова. Одним из выходов может стать объединение усилий компаний для реализации отдельного турпродукта, например для совместного заполнения экскурсионных автобусов. Важно, чтобы представители туриндустрии действовали не как конкуренты, а как партнеры. “Разумное партнерство уже в практике нижегородских компаний, — заявила Наталья Туманова. — Мы давно сотрудничаем друг с другом”.

Елена БОРМАТОВА

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.