Сверяем статус по часам

26.02.2009
Просмотров: 3657

Наручные часы - это не просто прибор для измерения времени, а статусная вещь, красноречивее всех прочих аксессуаров говорящая о своем владельце: его вкусах и положении в обществе

Наручные часы - это не просто прибор для измерения времени, а статусная вещь, красноречивее всех прочих аксессуаров говорящая о своем владельце: его вкусах и положении в обществе. Осведомленность в сфере часового этикета стала для делового человека такой же необходимостью, как знание дресс-кода или умение грамотно вести переговоры.
Cтиль, качество и швейцарский бренд - вот то, что характеризует часы премиум-класса и формирует их цену. По словам директора часового салона «Консул» Варвары Васильевой, средняя стоимость часов, приобретаемых топ-менеджерами, бизнесменами и публичными людьми, составляет около 150-200 тыс. руб. «Это самые дорогие в мире часы, - подтверждает менеджер часового салона «Который час?» Елена Бочарова. - Эксклюзивные модели производятся вручную, и за ними выстраиваются очереди».

По классу и спрос
«Все наручные часы можно разделить на категории по принадлежности к тому или иному стилю, - рассказывает директор часового салона «Швейцарские часы» Наталья Калмыкова. - Самые основные - классика, casual, спорт и fashion. Хотя исторически швейцарские часы славятся прежде всего своими классическими моделями».
Более 200 лет назад основоположником часового искусства французом Луи Бреге был создан особый классический стиль. Многие часовые марки и сегодня используют его отличительные черты: элегантный ступенчатый корпус, кожаный крокодиловый ремень, циферблат с римскими цифрами, вороненые стрелки в форме яблочка, минимальный набор функций. Благородный узнаваемый стиль присущ классическим коллекциям всех швейцарских марок. Именно такие аксессуары являются неотъемлемым элементом внешнего вида делового человека.
Категория «спорт», по словам г-жи Бочаровой, широко представлена японскими марками Seiko, Citizen, Casio. Для спортивных моделей характерна повышенная степень защиты от внешних воздействий: мощный корпус, каучуковый ремешок или браслет из нержавеющей стали, встроенные амортизаторы, сглаживающие удары, и т.д. Одна из отличительных особенностей часов в таком стиле - повышенная водонепроницаемость. В этих моделях удобно заниматься активными видами спорта, не боясь повредить их.
«Спортивные часы пользуются достаточно большим спросом, - отмечает менеджер часового салона «Который час?» - Например, коллекцию противоударных часов G-Shock от Casio давно можно считать брендом в бренде». Она появилась на мировом рынке около 10 лет назад, но и сейчас находится на пике популярности. Все часы этой серии при изготовлении проходят три обязательных теста: на противоударность, вибрацию и водную защиту (в них можно погружаться на глубину около 200 м).
Еще один сегмент часовой продукции - fashion - активно развивается в последние 3 года. Сегодня на российский рынок хлынул поток марок, о которых год назад никто даже и не слышал. Fashion-индустрия во всем мире развивается стремительно: такие модные дома, как Cerutti, Pierre Cardin, Moschino, Roberto Cavalli, стали представлять свои линии аксессуаров, в которые теперь включены и часы. По словам г-жи Калмыковой, они производятся в Швейцарии и имеют маркировку swiss made, что для fashion-моделей тоже немаловажно, ведь швейцарские часы - это философия каждой марки, история бренда, узнаваемость.
Однако главное отличие часов данной категории - стиль, имидж, внешний вид. «Как правило, fashion-коллекции обновляются очень быстро - не менее 2 раз в год, - объясняет Елена Бочарова. - И это нехарактерно для часовой индустрии в целом, поскольку часы - статусная вещь, которая не меняется часто: классические модели часов носят несколько лет».
Отечественные потребители по-прежнему отдают предпочтение классическим моделям, которые не подвержены влиянию времени и модных тенденций. «Россияне обычно носят часы годами, передают их по наследству, и в нашей стране еще не привыкли к тому, что fashion-марки приобретаются на один сезон», - поясняет г-жа Бочарова. Именно поэтому, по наблюдениям Варвары Васильевой, покупатели порой просто не успевают за часовой модой: они не в состоянии носить всё, что предлагает этот рынок. «Если принципиально новые модели станут появляться примерно раз в 3-5 лет, это вполне удовлетворит спрос российских потребителей», - отмечает Елена Бочарова.
Однако нельзя утверждать, что наши соотечественники выбирают лишь практичные классические модели. Многих интересует часовая мода и ее различные тренды, которые наилучшим образом отражаются в fashion-моделях. Истинные модники, а также те, кто может позволить себе часто менять часы, внимательно отслеживают все последние коллекции, предлагаемые крупными домами мод, например, Gucci, Nina Ricci, Paco Rabanne и др.

Мода на время
Часовая мода развивается так же активно, как любая другая. Появляются новые материалы, современные формы, усложняются механизмы. Все последние тенденции в часовой индустрии можно оценить на ежегодной швейцарской выставке часовой и ювелирной моды Baselworld.
Среди разнообразных материалов сейчас наиболее широко используется титановый сплав. Еще 5 лет назад такие часы были единичным товаром, и каждая марка внедряла подобные модели постепенно. Сегодня титан используется повсеместно. «Покупатели уже оценили все его свойства - легкость (на 40% легче нержавеющей стали), эргономичность, гипоаллергенность, кроме того, титан является отличным теплопроводником», - отмечает директор салона «Швейцарские часы». На металлические корпус и браслет часов наносят различные покрытия. В женских моделях это может быть розовое, белое или желтое золото. По словам Варвары Васильевой, 5 лет назад трендом было использование белого и желтого золота, сегодня же наиболее актуально розовое.
Изменились не только материалы, но и способы их нанесения. «Сейчас очень широко используется передовой ионный метод, - поясняет Елена Бочарова. - В сравнении с обычным гальваническим ионное покрытие гораздо более стойкое, не подвергается коррозии, хорошо выдерживает влияние морской воды. Отпала необходимость в большом слое позолоты, что положительно сказывается на себестоимости часов, кроме того, ионное покрытие имеет очень привлекательный внешний вид».
На пике популярности - черненая сталь (углеродно-титановое покрытие, или карбид титана), и, как следствие, оформление корпуса в черно-белой гамме. Такие ультрамодные модели сразу бросаются в глаза, а главное, подходят практически ко всем стилям одежды. Отметим, что все большее количество производителей создают целые коллекции (и мужские, и женские) с корпусами из черненой стали.
«В цветовой гамме сейчас очень актуален шоколадный и бордовый цвета, теплые оттенки, - рассказывает директор часового салона «Консул». - Пользуются спросом модели, в которых ремешок и циферблат совпадают по тону, отдается предпочтение необычному начертанию цифр».
Появилась мода на крупные женские часы, стиль унисекс. Кроме того, многие дамы сегодня предпочитают мужские модели. Они смотрятся нестандартно: выделяются своими размерами и «неженскими» функциями. Однако классика не перестает быть востребованной, поэтому изящные, женственные часики по-прежнему очень актуальны.
Стремление совместить несовместимое подхватили и производители fashion-часов, объединив гламур и спорт как в женских, так и в мужских моделях. Например, хронограф сейчас часто соседствует с обильной инкрустацией. «Сначала мы с опаской относились к таким моделям в мужских коллекциях, - вспоминает г-жа Бочарова. - Но потом поняли, что мужчины тоже любят инкрустацию кристаллами Swarovski, фианитами, цирконами и т.д.»
В моде новый шведский бренд дизайнерских часов Axcent of Scandinavia, стремительно завоевывающий популярность во всем мире. Марка очень востребована в Европе - эти часы носят многие голливудские звезды. Все модели Axcent of Scandinavia, предназначенные для повседневной носки, отличает исключительный скандинавский стиль, созданный элитой шведской школы дизайна (Daniel Jakobsson, Zara Linnea, No Picnic, Petra Nygren и др.).
Веяниям моды подвержен не только внешний вид, но и механизм часов. Например, японская корпорация Seiko - новатор в области электронных и кварцевых часов - на ежегодном часовом салоне, проходящем в Базеле, предлагает поклонникам своей марки различные технологические часовые новинки. «Все эти изобретения находят положительный отклик у потребителей, - говорит Елена Бочарова. - Наряду с привычными механическими и кварцевыми часами покупателей интересуют и новые технологии, позволяющие часам работать от солнечного света, от тепла руки, существует симбиоз кварца и механики и т.д.» В любом случае, каждый выбирает механизм часов, наиболее соответствующий своему образу жизни: кварцевые часы предпочитают люди, ведущие активный образ жизни, а механические часы предпочитают те, для кого ежедневный подзавод стал неким ритуалом.

Цена в деталях
Часы премиум-класса, безусловно, удовольствие не из дешевых, однако, по мнению специалистов, цена статусной вещи, которая порой может достигать нескольких миллионов рублей, вполне оправдана. «Первое, за что платит потребитель, - это бренд, - объясняет г-жа Васильева. - Чем выше марка, тем выше класс механизма. Впрочем, можно сказать с уверенностью, что все швейцарские часы отличаются неизменным качеством».
Между тем для российского потребителя бренд не имеет принципиального значения. «Конечно, есть люди, которые в силу своего статуса не могут позволить себе иметь часы ниже определенного ценового уровня. А он, в свою очередь, часто определяется именно брендом, - говорит г-жа Бочарова. - В остальных же случаях каждый человек сам решает, что для него является приоритетным: для кого-то важна цена, для других - качество и функционал, некоторые остаются верны одной проверенной марке».
По мнению Натальи Калмыковой, для российского потребителя немаловажно сочетание стоимости и качества. Неслучайно самой популярной маркой у нижегородцев стала Tissot, отличающаяся высоким качеством при достаточно доступной цене, что отражено в их слогане «Золото по цене серебра». «Пользуются популярностью часы марок Omega, Frederique Constant, Oris. С удовольствием покупают часы Maurice Lacroix, особенно модели из знаменитой коллекции Masterpiece, отличающиеся сложностью и неординарностью», - продолжает г-жа Калмыкова. По словам Варвары Васильевой, для активного отдыха все чаще предпочитают часы спортивного стиля марок Sector, TAG Heuer, Breitling и т.д.
Среди слагаемых цены имеют значение и материалы, из которых изготавливаются браслеты, ремешки и корпуса часов. Например, гипоаллергенная очищенная от примесей высоколегированная нержавеющая сталь 316 калибра и различные недорогие сплавы существенно различаются по стоимости. Стекла также бывают нескольких видов: сапфировые дороже обычных минеральных, а самые дешевые - пластиковые. Разнообразные покрытия, наличие инкрустации, любые усложнения и добавочные функции (хронограф, отображение даты, лунный календарь, турбийон, автоподзавод) тоже влияют на стоимость часов.
«Немаловажно, где собираются часы, кто их производит, сколько вложено ручного труда при их изготовлении, - отмечает Елена Бочарова. - Механические часы всегда стоят дороже кварцевых - последние более просты в изготовлении, а значит дешевле по себестоимости».
Несмотря на то что часы премиум-класса нельзя назвать доступными, спрос на них с каждым годом только растет. «Сегодня можно отметить возрастание суммы среднего чека, - говорит Елена Бочарова. - Все больше людей приобретают часы в сегментах выше среднего. Вероятно, они стали более трепетно относиться к своему стилю и внешнему облику». Г-жа Васильева уверена в том, что пока часы являются показателем статуса, спрос на модели премиум-класса будет оставаться неизменно стабильным.
Кроме того, современные потребители стали все чаще менять часы, стремясь соответствовать моде (данная тенденция не относится к эксклюзивным коллекционным часам, передаваемым по наследству). Часы перестали быть только прибором для измерения времени, сейчас они воспринимаются как аксессуар, дополнение к имиджу. С этим и связано стремление менять устаревающие модели.
Причиной для смены часов может служить и сезонность. «Летом покупатели предпочитают модели, выполненные в светлых тонах: белом, розовом, голубом, - рассказывает Варвара Васильева. - Зимой - более темные: коричневый и черный. Но в любом случае частота смены часов - дело сугубо индивидуальное: кто-то приобретает новые раз в три месяца, а кто-то - раз в три года. Одни предпочитают, чтобы с каждой последующей покупкой статус марки возрастал, другие же остаются верны однажды выбранному бренду».

Правила часового тона
С развитием часовой индустрии в нашу жизнь все прочнее входит понятие часового этикета. Большинство специалистов сходится во мнении, что это не просто формальность, а необходимые знания для любого современного делового человека.
По словам г-жи Бочаровой, классический стиль в одежде предполагает круглые часы на кожаном ремешке, циферблат, как правило, с римскими цифрами и 2-3 тонкими стрелками. Из дополнительных функций может присутствовать отображение даты. Данный стиль допускает и браслет, впрочем, он в большей степени является чертой спортивных моделей.
Повседневный стиль (casual) не столь консервативен. Корпус часов может быть выполнен в форме бочки, подушки, прямоугольника или квадрата. Стекла - из граненого или сферического стекла. Дополнительные функции, как правило, направлены на привлечение внимания: это могут быть хронограф, календарь и т.д. Сейчас в моде ретроградная шкала, на которой стрелка движется в одну сторону, а затем отпружинивает в исходное положение. В механических часах производители любят показывать механизм, делая заднюю крышку прозрачной. В моделях, называемых скелетонами, отсутствует циферблат и полностью обнажается начинка часов. Спортивные часы дополняются функциями, помогающими замерить время и глубину погружения, высоту, определить температуру или атмосферное давление, посчитать израсходованные калории и т.д.
«Многие уже почувствовали необходимость в нескольких моделях часов - на все случаи жизни, - подчеркивает Варвара Васильева. - Впрочем, если человек не может позволить себе иметь несколько часов, допустимо выбрать одни универсальные. В таком случае лучше выбрать модель круглой формы, на браслете, с повышенной степенью водонепроницаемости и минимальным набором функций. Такие часы будут достойно смотреться с костюмом, с джинсами и джемпером, а также не станут лишними во время занятий спортом».
Владение часовым этикетом предполагает не только умение грамотно сочетать часы с одеждой, но и выбирать модели в соответствии со своим статусом. Существует категория покупателей, чей статус негласно предписывает носить только эксклюзивные модели. «Они могут быть выпущены в количестве не более тысячи штук на весь мир и иметь индивидуальный номер, - поясняет г-жа Калмыкова. - Как правило, их приходится заказывать». Подобные модели можно встретить у Omega, TAG Heuer, Dubey & Schaldenbrand и др. Высокая стоимость таких часов связана с классом механизма: в 1960-е гг., в период кризиса в Швейцарии, владельцы различных часовых марок партиями закупали старинные механизмы, которые теперь и используются в эксклюзивных часах.

Елизавета Брызгалова

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.