Сезон охоты на долги

03.03.2009
Просмотров: 2586

В связи с кризисом исполнения обязательств нижегородские коллекторские агентства отмечают повышенный интерес к своим услугам со стороны банков и региональных предприятий. Насколько вырос спрос на коллекторов?

В связи с кризисом исполнения обязательств нижегородские коллекторские агентства отмечают повышенный интерес к своим услугам со стороны банков и региональных предприятий. Насколько вырос спрос на коллекторов? Изменилась ли при этом их ценовая политика? Стоит ли ожидать динамичного развития коллекторского бизнеса на фоне растущей долговой нагрузки в корпоративном секторе?

Дефицит денежных средств ставит перед компаниями острый вопрос о погашении дебиторской задолженности, а перед банками - проблему исполнения клиентами обязательств по обслуживанию полученных займов. В условиях, когда объемы просроченных платежей растут, а собственных ресурсов для работы по возврату задолженностей у предприятий уже не хватает, все большее число компаний принимает решение обратиться в специализированные коллекторские фирмы.

«Волна кризисных явлений вынуждает организации внимательнее подходить к оптимизации расходов и повышать дисциплину платежно-расчетных операций. Подсчитав объемы средств по неоплаченным счетам, многие задумались о том, каким способом вернуть долги», - отмечает директор нижегородского филиала коллекторской компании «ЭОС» Вадим Шкода. По его словам, сегодня от невозврата долгов в наибольшей степени страдают организации, занимающиеся выдачей различного рода кредитных продуктов физическим и юридическим лицам. В нижегородском филиале компании «ЭОС» был зафиксирован повышенный интерес к аутсорсингу коллекторских услуг со стороны банков и иных кредитных структур: объем их долговых портфелей, поступающих на обслуживание, увеличивается. Как рассказывает директор нижегородского представительства коллекторской фирмы «Интеллект-С» Александр Маслов, банки в основном передают коллекторам пакеты задолженностей по потребительским кредитам физических лиц, чтобы сосредоточить собственные ресурсы на работе с корпоративными клиентами и ипотечными заемщиками.

Также за помощью к коллекторам часто обращаются лизинговые компании и все те, чья деятельность связана с постоплатной системой расчетов с покупателями. По данным г-на Маслова, больше всего обращений по взысканию задолженностей поступает от дистрибьюторов и оптовых компаний, которые поставляют товар на реализацию с отсрочкой платежей. Директор нижегородского филиала компании «РусБизнесАктив» Ирина Лепулина добавляет, что аналогичные сложности испытывают предприятия, относящиеся к автомобильной промышленности и металлургическому производству.

Нет времени ждать

Снижение платежеспособности контрагентов и необходимость отвечать по собственным обязательствам (при отсутствии возможности перекредитоваться в банке) не позволяют организациям ждать, как раньше, возврата задолженностей в течение длительного времени. По этой причине они обращаются к коллекторам чуть ли не сразу после возникновения факта просрочки платежа. «Если летом и осенью прошлого года к нам обращались с годичными долгами, то сейчас организации предпочитают ждать не больше месяца, - рассказывает Ирина Лепулина. - Всех беспокоят нестабильность и риск потери денег в случае признания должника банкротом». Руководитель отдела судебного взыскания коллекторского агентства «Кредиторс Консалтинг» Андрей Кротов особо отметил, что в нынешних условиях именно оперативность принимаемых для возврата средств мер (наложение ареста на имущество, счета контрагента и т.д.) может обеспечить положительный исход в случае откровенно мошеннических действий должника: вывода активов и преднамеренного доведения компании до банкротства.

С осени 2008 г. число обращений к коллекторам со стороны кредиторов стремительно растет, а также фиксируется увеличение объемов взыскиваемых средств. Александр Маслов сообщает, что в течение IV кв. прошлого года в «Интеллект-С» поступило в 4 раза больше заявок, чем за II и III кварталы 2008 г. Одновременно объемы взысканий увеличились примерно в 5 раз. Ирина Лепулина, в свою очередь, говорит о практически 10-кратном увеличении сумм долгов, находящихся в работе компании по сравнению с уровнями августа и сентября минувшего года. Многие коллекторские фирмы, столкнувшись с повышенным спросом на свои услуги, расширили штаты и дополнительно набирают сотрудников.

При этом директор коллекторского агентства «Аверс» Сергей Малышев отмечает возросший интерес кредиторов к услуге по выкупу задолженностей. «Примерно половина всех обращений в наше агентство начинается с предложения купить имеющиеся у компании долги партнеров или клиентов, - рассказывает г-н Малышев. - Это в принципе логично: бизнесу необходимо как можно быстрее пустить деньги в оборот». Андрей Кротов объяснил стремление кредиторов продать задолженности еще и нежеланием портить отношения с контрагентами, которые испытывают трудности при исполнении своих обязательств и с которыми, несмотря на факты неплатежей, они готовы работать и дальше, но были вынуждены обратиться к коллекторам ввиду ухудшающегося положения в собственной компании.

Вместе с тем Сергей Малышев признает, что услуга по выкупу долгов пока недостаточно развита: продавцы не готовы идти на привлекательные для коллекторов дисконты, а приобретение долговых активов низкого качества несет высокие риски для самих агентств. Поэтому в «Аверсе» клиенту, предполагающему продать задолженность, предлагают начать работу по ее взысканию с контрагента. «Поняв и оценив таким образом перспективы и риски, мы решаем вопрос о покупке долга», - заключает г-н Малышев. В свою очередь Вадим Шкода рассказывает, что основные сделки по покупке долгов в компании «ЭОС» совершаются с крупными банками, так как финансово-кредитные организации наиболее подготовлены к подобной процедуре и готовы предоставить значительные дисконты.

Кроме того, приобретение задолженностей требует дополнительных финансовых ресурсов, которые в условиях дефицита и высокой стоимости кредитных средств получить непросто. Поэтому, как считает Сергей Малышев, активного роста сделок по продаже обязательств можно ожидать после прихода на рынок крупных (прежде всего, зарубежных) коллекторских компаний.

Долг долгу рознь

О критичности положения некоторых кредиторов говорят уступки, на которые они готовы сегодня идти, обращаясь за помощью к коллекторам: чтобы вернуть хотя бы часть средств, например, для погашения собственных задолженностей, потенциальные клиенты иногда соглашаются на высокую - до 50% от взыскиваемой суммы - премию коллекторам. Однако, по словам директора нижегородского филиала компании «ЭОС», большинство фирм, особенно крупных, все-таки предпочитают экономить на комиссии агентствам.

Между тем, не всем кредиторам удается передать работу по возврату денег на аутсорсинг коллекторским фирмам. Во-первых, коллекторы отмечают существенное ухудшение качества долгов, которые предлагают потенциальные клиенты: многие из обязательств уже имеют длительную просрочку, сам должник находится в тяжелом финансовом положении, в том числе по причине имеющейся собственной значительной дебиторской задолженности. Во-вторых, коллекторы уже успели принять значительный объем заказов, как правило, на крупные суммы, поэтому из соображений оптимизации соотношения трудозатрат к получаемой выручке могут отказываться от новых обращений кредиторов, особенно если объем долгов незначителен и низкого качества. «Выгоднее работать с одним крупным долгом, чем с пакетом задолженностей - пусть даже сопоставимым по сумме, но со значительным числом должников, - комментирует Сергей Малышев. - Рынок еще не созрел для того, чтобы активно работать с пакетами мелких должников. Это дело будущего».

Получается, что сегодня формируется значительный объем отложенного спроса на услуги коллекторов. Кто же сможет его удовлетворить?

Переориентация и консолидация

Как отмечает Вадим Шкода, приход новых игроков на нижегородский рынок коллекторских услуг, наблюдавшийся в последние 1,5-2 года, резко прекратился с началом кризиса осенью 2008 г. «Кризис ликвидности и инвестиционных средств перекрыл финансовую артерию некоторым уже существующим агентствам и тем более остановил процесс открытия новых, - продолжает он. - Этот год станет переломным для многих компаний данной сферы, а их деятельность в значительной мере будет направлена на консолидацию совместных усилий по выживанию в условиях кризиса».

По оценке компании «ЭОС», в нашей области работает порядка 10-15 коллекторских агентств. Более половины из них составляют филиалы московских компаний, остальные - региональные организации. Последние подразделяют на агентства полного цикла, которые осуществляют телефонный обзвон, работу выездных команд и юридическое сопровождение взыскания, и агентства, специализирующиеся только на выездах к должникам или на юридических услугах. Соотношение первых и вторых составляет примерно 15% к 85%.

Сергей Малышев считает, что узкоспециальные организации, которые чаще всего являются юридическими компаниями и частными охранными предприятиями, коллекторами можно называть лишь условно. Суть коллекторской услуги состоит именно в полном сопровождении взыскания - от составления претензии и представления интересов клиента в суде до ведения исполнительного производства. По его мнению, объединившись, фирмы узкого профиля могли бы укрепить свои позиции на рынке. «Юридические компании имеют необходимый ресурс для правового сопровождения взыскания, в том числе на стадии исполнительного производства, но у них нет достаточных полномочий и опыта по сбору информации о должнике и финансовой разведке его положения, которыми обладают ЧОПы, имеющие детективную лицензию, - поясняет г-н Малышев. - Охранные предприятия, в свою очередь, в результате объединения получают квалифицированную юридическую поддержку».

Тем не менее, сколько-нибудь ощутимых для рынка объединений пока не происходит, и его нынешние участники развиваются в относительно мягких конкурентных условиях - как говорит Ирина Лепулина, демпинговать и драться за клиента не приходится. Однако работать, по утверждению большинства экспертов, стало сложнее. Причины этого они видят в удлинении долговых цепочек и несовершенстве российского законодательства.

В заложниках у кризиса

По словам наших собеседников, условия, на которых коллекторские агентства готовы принимать в работу задолженности от своих клиентов, особых изменений не претерпели.

«В среднем вознаграждение коллектора обычно составляет 20% от суммы возвращенного долга, но в каждом отдельном случае эта доля может увеличиться или уменьшиться в зависимости от суммы и качества задолженности», - поясняет Сергей Малышев. Кроме того, он добавляет, что при длительных юридических разбирательствах клиенту, возможно, придется оплатить судебные издержки коллектора, возмещение которых в случае положительного исхода дела должен будет обеспечить должник за свой счет. В целом же, как рассказывает Александр Маслов, идя навстречу клиентам, коллекторские агентства перестали взимать предоплату за свои услуги и готовы получать вознаграждение только по факту возвращения средств. Но добиться взыскания долгов становится все сложнее.

Вероятность успешного результата по каждому из дел, принимаемых коллекторами в работу, может значительно варьироваться в зависимости от изворотливости или объективной тяжести финансового положения должника. Поэтому однозначно прогнозировать расцвет коллекторского бизнеса в условиях кризиса наши эксперты не берутся: судебная система и исполнительное производство по-прежнему малоэффективны, а законодательная база чаще выступает на стороне должника. Кроме того, по словам Андрея Кротова, сегодня высокими темпами увеличивается загруженность судов, что отрицательно сказывается на сроках рассмотрения дел. «Проведение слушаний по искам, которые мы подавали в январе этого года, назначалось уже на март. Скорее всего, ближе к лету ситуация только ухудшится - в судах начнется период отпусков и разбор поступающих новых дел будут переносить на еще более длительные сроки», - полагает г-н Кротов.

Ситуацию усугубляют и растущие, как снежный ком, долговые цепочки. Все это влечет за собой риск увеличения сроков выполнения заказов и, следовательно, проблемы с обеспечением стабильного поступления выручки, необходимой для работы коллекторов.

Как отмечает Вадим Шкода, кризис отрицательно повлиял на деятельность многих коллекторских агентств и в Москве, и в регионах: в частности, уже закрылся ряд региональных фирм, в том числе в Нижегородской области, а также представительств некоторых столичных компаний. «Череда сокращений персонала, спровоцировавшая волну неисполнения физлицами обязательств по кредитам, и установка предприятий на уменьшение расходов уже негативно сказались на сборах агентств, - продолжает он. - Сколько это продлится - покажет время. К концу нынешнего года на рынке останутся только сильные, имеющие достаточный объем финансовых ресурсов агентства, которым удастся оптимизировать собственные расходы и четко организовать текущую деятельность для обеспечения высокой эффективности взысканий».

Станислав Залуговский

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.