Защитить маленьких и ФАС больших!

12.03.2009
Просмотров: 2043

Сконцентрировать внимание на крупнейших компаниях и помочь малому бизнесу преодолеть «комплекс неполноценности» - такие задачи предстоит решать Федеральной антимонопольной службе в условиях кризиса.

Сконцентрировать внимание на крупнейших компаниях и помочь малому бизнесу преодолеть «комплекс неполноценности» - такие задачи предстоит решать Федеральной антимонопольной службе в условиях кризиса. Предприниматели не должны думать, что их бизнес слишком мал для того, чтобы государство заметило его проблемы.

Михаил Теодорович, начальник УФАС по Нижегородской области

 - Михаил Леонидович, глава ФАС Игорь Артемьев сказал, что теперь ваше ведомство «сможет сосредоточить котроль государства на крупнейших компаниях и делать свою работу лучше», а «остальных отпустим с миром». Что имеется в виду?

- Имеются в виду контрольный и правоприменительный ресурсы, которые сосредоточены в руках ФАС. Речь шла о том, чтобы «отпустить» компании, которые не доминируют на рынке и в наименьшей степени способны злоупотреблять своей экономической силой. Фраза «отпустить с миром» означает, что бизнесы будут продолжать конкурировать, но ФАС не намерена вмешиваться в борьбу между хозяйствующими субъектами, если для этого нет очевидных признаков и оснований. Я думаю, «развлекаться» в каких-то процессах, в которых наше участие необязательно (хотя, возможно, и полезно), мы теперь будем меньше. Сегодня нужна концентрация на деятельности компаний, в наибольшей степени определяющих состояние рынка, ту скорость, с которой мы преодолеем кризис, а также размер потерь для экономики и конечных потребителей. Фокусировка на главном - вполне естественный шаг во время кризиса.

- Не означает ли концентрация внимания на «гигантах» игнорирование проблем небольших компаний?

- Начнем с того, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик должен от 10% до 20% объема заказа в течение года квотировать для малого бизнеса. Жалоб по поводу исполнения данной статьи фактически нет. Складывается впечатление, что в этой сфере полный порядок. Есть два варианта: либо представители малого бизнеса не знают о существовании такого положения, либо правовой механизм работает настолько хорошо, что предпринимателей все устраивает.

Печальная новость для малого бизнеса состоит в том, что Административным кодексом не предусмотрена санкция за ненадлежащее исполнение этой статьи, и при наличии нарушений мы можем лишь предупредить госзаказчика - не более того. Разумеется, в подобных ситуациях ФАС будет направлять в адрес областных и местных органов власти соответствующие материалы, чтобы они «поправляли» госзаказчиков и помогали малому бизнесу получать свои законные квоты. Но серьезная роль в этом процессе должна принадлежать предпринимателям - за свои интересы надо бороться и пользоваться теми возможностями, которые предоставляет законодательство.

Кроме того, статьи гл. 5 «Предоставление государственной или муниципальной помощи» Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» представляют собой удобный и мощный инструментарий для поддержки бизнеса, в том числе малого и среднего. Но проблема в том, что органы госвласти пока еще учатся применять этот инструмент на практике. За прошедший год положения данной главы постепенно стали отработанной технологией в руках госвласти. Во всяком случае, практически исчезли ошибки в их применении. Впрочем, заложенный механизм используется далеко не в полной мере: сегодня он ориентирован скорее на бюджетообразующие предприятия. Поэтому будет правильно, если предпринимательские объединения вместе с профильным министерством проявят активность для того, чтобы внедрить этот механизм и в практику поддержки малого и среднего бизнеса.

Для помощи бизнесу в преодолении административных барьеров в нашем ведомстве сеть специальный отдел, контролирующий действия органов госвласти и местного самоуправления с точки зрения ограничения конкуренции или ущемления законных интересов предпринимателей. И здесь для нас не существует малых дел: неважно, о чем идет речь - о крупной компании или индивидуальном предпринимателе.

В любом случае, малый бизнес не должен думать, что он слишком мал для того, чтобы государство могло его заметить. Напротив, очень часто вопросы, которые ставят представители малого предпринимательства, оказываются системными проблемами. И именно предприниматели позволяют нам на дальних подступах отслеживать негативные процессы и явления, которые потом могли бы развиться и закрепиться в какой-то модели. Поэтому мы благодарны участникам рынка, которые обращаются к нам за поддержкой.

- И каково содержание этих обращений? На что жалуются предприниматели?

- Как правило, это вопросы, связанные с подключением к инфраструктурным сетям. Малый бизнес обычно возникает рядом с крупным, априори не имея собственных электро- и теплосетей, и поэтому за определенную плату пользуется объектами инженерной инфраструктуры большого бизнеса. Затем крупному предприятию начинает казаться, что малый бизнес ему помешал или электричества самому мало. Для решения спора в ход идут рубильники, задвижки… Это были типичные случаи, но теперь таких эпизодов стало значительно меньше. И не потому что злоупотребление доминированием жестко карается. Причинами, скорее, являются рост правой грамотности и толерантности крупного и среднего бизнеса по отношению к малому. Мне кажется, в условиях кризиса отнять у малого предприятия копейку вряд ли будет эффективным методом спасения. И не думаю, что произойдет увеличение количества подобных нарушений.

- Некоторые предприниматели обеспокоены тем, что в условиях кризиса административный ресурс может стать инструментом недобросовестной конкуренции…

- Может. И мы сталкиваемся с подобными ситуациями и пресекаем такие попытки.

- Например?

- Например, некий депутат городской думы является бизнесменом и, пользуясь своим положением, проводит определенные антиконкурентные действия. Мы пытаемся этому воспрепятствовать и предупреждаем: «Уважаемый, вас люди в местную думу не для этого выбирали, не надо бы так поступать». Человек не понимает. Возбуждаем дело, будем наказывать. События могут развиваться по-разному. Органы власти имеют возможность (как правило, в течение 45 дней) для добровольного устранения нарушений. И тогда мы не предпринимаем никаких действий. В противном случае приходится наказывать и орган власти, и должностное лицо.

- Часто приходится карать? Или подобные «недоразумения» обычно рассасываются сами собой?

- Здесь существует масса тонкостей. Допустим, при размещении государственного или муниципального заказа конкурсная комиссия при рассмотрении заявок принимает решение, неадекватное с точки зрения одного из участников. Предприниматель обращается к нам с жалобой, мы начинаем разбираться, обнаруживаем нарушения. Но их можно квалифицировать как чисто технические ошибки, а можно рассматривать как манипулирование конкурсной процедурой. И непонятно, что же происходило в головах членов комиссии. Хотя в ряде случаев отчетливо прослеживаются факты манипуляций - желание протолкнуть «своего» человека…

- Растет ли число таких эпизодов в связи с кризисом?

- Я бы не сказал, что мы уже ощутили рост. Но, думаю, он неизбежно произойдет. Государство продолжает финансировать свои нужды, многие рынки «схлопнулись», невостребованные мощности и возможности, которые есть, в частности, в строительном бизнесе, нужно загрузить, поэтому люди начинают искать выгоду там, где раньше не искали. Появляется все больше желающих подкормиться от бюджета. Среди тех, кто честно зарабатывает эти деньги, возникают субъекты, готовые к нечестным действиям. На представителей органов власти оказывается давление.

Кроме того, есть субъекты, которые манипулируют торгами, например, перепродают свои места в конкурсе или продают свое неучастие в аукционе. Человек, у которого в руках только печать, ручка и больше ничего, приходит к предпринимателю, у которого есть техника, производство и хорошая рыночная история, и говорит: «Я буду сбивать цену, и ты не сможешь взять торги, тебе это станет просто невыгодно». Взамен за неучастие в конкурсе звучит просьба поделиться. Такие случаи портят рынок и очень нас беспокоят, но, к сожалению, их трудно доказывать. Закон пока не дает нам как контролеру достаточных санкций, чтобы пресекать подобные нарушения.

Возможность восстановить справедливость появляется лишь после обращения предпринимателя, на которого оказывалось давление, в правоохранительные органы. Но хозяйствующие субъекты неохотно обнародуют такие факты. По крайней мере, практически неизвестны случаи, когда кто-то из предпринимателей пришел бы в милицию, в прокуратуру или к нам и сказал: «Смотрите, что происходит!» Громкий прецедент станет предупреждением для многих любителей неправедных игр.

- Известно, что большинство предпринимателей пытаются решить вопросы один на один с чиновниками, чтобы не создавать себе в будущем еще более серьезных проблем…

- Это вопрос выбора каждого предпринимателя. Если человек готов отстаивать свою правоту, интересы, тогда возможно, справедливость и восторжествует. А если люди предпочитают решать проблемы окольными путями - откуда же тогда справедливость узнает, что ей надо торжествовать? Поэтому рынок и портится.
Материал подготовлен на круглом столе «Малый бизнес в Нижегородской области - антикризисная программа. Как выжить и стать сильнее?», организованном пресс-центром «Комсомольская правда - НН»

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.