В ТПП Нижегородской области обсудили проблемы эффективности взаимодействия сетевых организаций с отечественными товаропроизводителями

12.03.2009
Просмотров: 1319

«Если рухнет промышленность Приволжского федерального округа, которая составляет 30% всей промышленности России, то у сетей не останется покупателей», - подчеркнул на совещании заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин.

11 марта 2009 года в ТПП Нижегородской области состоялось совещание по проблемам эффективности взаимодействия сетевых организаций с отечественными товаропроизводителями в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Организаторами мероприятия выступили полномочное представительство Президента РФ в ПФО и ТПП Нижегородской области.

Согласно официальному пресс-релизу ТПП, в работе совещания приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Анатолий Якимчев, представители сорока предприятий региона разного профиля и восьми крупных сетевых организаций.

Нижегородские товаропроизводители рассказали о трудностях работы с федеральными и локальными торговыми сетями. Генеральный директор ТД «ОКА – 2005» завода им. Я.М. Свердлова Виктор Полетаев отметил, что продукция компании вполне конкурентоспособна. Ежегодно в России и странах Ближнего Зарубежья продается около 400 тысяч стиральных машин «Ока». Всего в 2008 году в России было продано порядка 4,5 млн. бытовых стиральных машин, 10% из которых производства завода им. Я.М. Свердлова. За последние 3 года освоены новые виды продукции, например, водонагреватели, которые в эконом-классе способны конкурировать с известными западными марками.

В 90-е годы компанией создана дилерская сеть по всей территории России, ориентированная на отдельные магазины. Однако, по словам г-на Полетаева, в последние годы произошли существенные изменения в формате торговых сетей: лишь 28% техники реализуется в отдельных магазинах и более 70% в крупных сетях. В связи с этим, торговый дом начал активную работу по вхождению в федеральные торговые сети. Пока работу удалось наладить с сетями, которые лишь условно можно назвать федеральными – это DOMO и «Домашний склад».

В своем выступлении Виктор Полетаев также рассказал о проблемах вхождения в торговые сети. Первое, что он отметил, это их закрытость: доступны лишь телефоны для справок и электронная почта, письма на которую остаются без ответа. Во-вторых, федеральные сети предлагают жесткие условия оплаты – максимальные отсрочки платежей при минимальных ценах на предлагаемую продукцию. Имеют место и, так называемые, «входные бонусы» или «входные билеты», а также «ретро-бонусы» - ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные премии. Предприятие сталкивалось с требованиями об уценке товара к концу года почти в 2 раза. Обязательно также присутствие мерчендайзера производителя в торговой сети. Кроме того, предполагается обязательное участие в рекламных акциях продавца, безусловно, за счет поставщика. «Сложилось впечатление, что крупные сети не желают сотрудничать с отечественными производителями», - подытожил г-н Полетаев. В этих условиях продолжается сотрудничество с нижегородскими торговыми сетями – это «Изот», «Полюс», «Термотехника» и др., завершаются переговоры с «Электроникой».

Виктор Полетаев выразил уверенность, что крупные торговые сети могут и должны сотрудничать с отечественными производителями, особенно в условиях кризиса, когда значительно вырос курс евро и доллара. В этой связи г-н Полетаев отметил, что цены на свою продукцию завод им. В.Я. Свердлова не повышал ни в конце прошлого, ни в начале нынешнего года. Кроме того, по мнению генерального директора ТД «ОКА – 2005», федеральные сети должны создавать отдельные представительства, службы по работе с производителями. «Мы должны понимать с кем ведем переговорный процесс», - отметил он. Виктор Полетаев считает, что на прилавках торговых сетей отечественные товаропроизводители должны занимать от 30% до 50%. При этом «входные» и «ретро-бонусы» совершенно неприемлемы для местных производителей. «Тогда как отсрочки платежей, цены на продукцию и другие вопросы – все это мы готовы обсуждать, однако пока не получаются даже обсуждения», - заключил Полетаев.

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Анатолий Якимчев отметил, что пищевая промышленность региона наращивает объемы производства и в натуральном, и в денежном выражении. Предпосылок к снижению производства продуктов питания, по мнению г-на Якимчева, нет. В 2008 году выпущено продукции на сумму более 47 млрд. рублей. При этом присутствие продукции пищевой промышленности региона на прилавках торговых компаний увеличилось на 6%. Часть крупных сетевых структур «допускает» на свои прилавки, в том числе и продукцию малых и микропредприятий, в основном это производители мясной продукции и колбас. Заместитель министра считает, что сетевым компаниям следует активнее обращаться не только к предприятиям, которые выпускают порядка 10% того или иного вида продукции в регионе, но и к малым предприятиям, которые производят натуральные и недорогие продукты питания.

Анатолий Якимчев выразил уверенность, что нижегородские сельхозтоваропроизводители способны производить качественную продукцию, но что с ней делать дальше? «В настоящее время мы наблюдаем полную зависимость товаропроизводителей от торговых организаций. Цепочка сельхозпроизводитель – переработчик – торговая компания не совершенна», - подчеркнул г-н Якимчев. «Увеличение присутствия нижегородских товаров внутри области – наша общая задача», - подытожил он.

Анатолий Якимчев отметил, что сегодня отсутствует закон о торговле, как следствие, не существует и отработанных, действенных, а, главное, законных, механизмов взаимодействия товаропроизводителей и торговых организаций. Работа строится на договорной основе, на паритетных началах или просто на взаимопонимании.

Г-н Якимчев подчеркнул, что в Нижегородской области производство основных групп продуктов питания может быть увеличено на 40% - это хлебобулочные, макаронные, кондитерские, колбасные изделия, мука, цельномолочные продукты, цельное и сухое молоко, яйца куриные, майонез, минеральная и столовая вода, пиво, шампанское и т.д. Анатолий Якимчев сообщил, что в настоящее время минсельхоз Нижегородской области совместно с министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг готовит документы с тем, чтобы выйти с предложением о заключении соглашения между региональным Правительством и торговыми структурами, основная цель которого – наполнить внутренний рынок региона товарами нижегородского производства.

В рамках своего выступления г-н Якимчев сообщил, что по сравнению с 2007 годом резко снизилась задолженность торговых компаний переработчикам и сельхозтоваропроизводителям региона. «Но все-таки эта задолженность существует», - подчеркнул он. На данный момент долги предприятиям мукомольной и мясной и молочной промышленности составляет порядка 400 млн. рублей, порядка 12 млн. из которых просрочены. В связи с этим, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области призвал представителей сетевых компаний погасить существующую задолженность с тем, чтобы сельхозтоваропроизводители смогли подготовиться к весенним полевым работам.

Президент ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктор Головачев подчеркнул, что проблемы взаимодействия с торговыми сетями не решаются ни на региональном уровне, ни на уровне Федерации. Он считает, что ввиду отсутствия специального закона по торговым сетям, отношение к местным товаропроизводителям не меняется.

Виктор Головачев подтвердил, что предприятие готово не только наращивать объемы производства, но и развивать производства новых видов продукции, прежде всего, кондитерских изделий, которые способны полностью вытеснить с прилавков импортные продукты. Однако, в настоящее время в торговых сетях местные производители не занимают и 50%. «В сетевых магазинах не обращают внимание ни на качество, ни на ассортимент продукции, продавца интересует лишь цена и возможные бонусы», - сказал г-н Головачев. Представители крупных торговых сетей часто отказываются сотрудничать с местными переработчиками, ссылаясь на то, что все вопросы с поставщиками решаются в головных центрах в Москве.

Существует еще одна проблема – чтобы согласовать повышение цен на продукцию, требуется от 35 до 45 дней в зависимости от заключенного договора с торговой сетью. Однако, повышение тарифов на электроэнергию, газ и сроки платежей по ним отложить нельзя. В себестоимости продукции растет и доля перевозчиков. Так, недавно произошло повышение тарифов на железнодорожные перевозки почти на 10%. В этих условиях хлеб не может оставаться социальным продуктом с постоянным сдерживанием цен на него. Виктор Головачев считает необходимым закрепление в законодательстве статуса хлебной продукции как социальной.

Президент ассоциации «Нижегородский хлеб» предложил создать перечень обязательных продуктов питания для магазинов Нижегородской области, чтобы действующие на территории региона торговые компании выставляли на своих прилавках продукцию местных товаропроизводителей. Возможным вариантом поддержки переработчиков является и госзаказ – приобретение продукции для дошкольных учреждений, больниц, воинских частей и т.д. «В конкурсах на поставку продукции для нужд государственных учреждений опять же учитывается только цена. Таким образом, и данную сферу мы обслуживаем по заниженным ценам», - сказал г-н Головачев.

Генеральный директор ОАО «Воротынский маслосырзавод» Наталья Шестова отметила, что на протяжении двух последних лет компания ведет переговоры с розничными сетями. В переговорном процессе принимали участие и местные власти. «Однако, на сегодняшний день мы смирились. Бонусы, отсрочки платежей, возврат нереализованной продукции – все это наши реалии», - сказала г-жа Шестова. По ее словам, у предприятия нет выхода: оставить молоко на складе до тех пор, пока торговая компания не оплатит продукцию невозможно. Бонусы также неизбежны – не хочешь платить бонус, цена продукции «на входе» в розничную сеть будет значительно ниже. Как правило, сумма бонусов составляет от 1 до 8% от общей суммы отгруженной продукции.

Однако, если проследить динамику, то с октября 2008 года присутствие продуктов питания, произведенных «Воротынским маслосырзаводом», на прилавках магазинов увеличилось. В связи с этим растет дебиторская задолженность, однако банки сокращают лимиты кредитования и повышают процентные ставки – рост составил более 10%. Поэтому на сегодняшний день основные проблемы предприятия – это недоступность кредитования, возросшая дебиторская задолженность и «баснословные» тарифы.

В настоящее время снижается производство цельномолочной продукции. Происходит это из-за свободного доступа на местные прилавки импортных товаров из Белоруссии и стран Прибалтики по цене ниже, чем у местных производителей. Так, сухое молоко из Белоруссии стоит порядка 70-80 рублей за кг, тогда как его себестоимость на местном сырье составляет 110 рублей за кг. Естественно, в этих условиях производство останавливается. Требуется модернизация производственных процессов, однако нет ни собственных средств, ни возможности получить их от банковского сектора.

Директор по маркетингу ООО «Городецкие источники» Владимир Сапожников отметил, что несмотря на «сжатие» рынка в настоящее время, у компании есть небольшой рост производства. Он мог бы многократно увеличиться при вхождении в крупные торговые сети. Однако, между торговой сетью и производителем нет равноправия, продавцы выдвигают невыполнимые условия, когда же дело доходит до каких-то договоренностей, представители сетевых гипермаркетов заявляют о том, что на прилавках сети уже есть одна из нижегородских компаний по производству столовой воды и этого вполне достаточно. По мнению Владимира Сокольникова, тем самым продавцы лишают покупателей выбора. В связи с этим, необходимо принятие закона если не на федеральном уровне, то на уровне региона, в котором будут закреплены интересы нижегородских товаропроизводителей.

В свою очередь, директор ООО «Вивако», член правления ТПП Нижегородской области Константин Казаков затронул вопрос об информационной поддержке местных производителей. По его словам, программа «Покупай нижегородское!» на ТК «Волга» дала серьезный толчок к продвижению продукции ООО «Вивако». Г-н Казаков считает, что необходимо развивать такое направление как социальная реклама нижегородских товаров. Константин Казаков также считает, что государство должно взять на себя расходы по обеспечению рисков на банковские кредиты для предпринимателей, так как они составляют до 30% стоимости кредита.

Председатель Правления «Облпотребсоюз», член Правления ТПП НО Николай Пырков сообщил, что в 2008 году в Нижегородской области непродовольственные товары занимали удельный вес 32% в структуре товарооборота, а с января по март 2009 года - 28% и этот показатель снижается. По его словам, меняется также структура продовольственных товаров в пользу спроса более дешевых товарных групп. В настоящее время в потребительской кооперации собственные оборотные средства составляют только 50%, кредиты банков - 25% и еще 25% - товарные кредиты. Он также выразил обеспокоенность отказом в кредитовании предприятий потребкооперации со стороны банковских структур в период кризиса. «Сегодня банки только имитируют рассмотрение документов по привлечению кредитов, но в конечном итоге денег не дают. Давайте поддержим потребительскую кооперацию кредитными ресурсами», - призвал Николай Пырков.

Со стороны сетевых компаний выступил председатель совета директоров ООО «Электроника» Сергей Кузнецов, который подчеркнул, что при вхождении в федеральные сети все вопросы работы с поставщиками, действительно, решаются в головных офисах в Москве, составляется некая «матрица» на год вперед. Поэтому основной упор, по мнению г-на Кузнецова, необходимо делать на локальные сети: их проще заинтересовать и договориться с ними. Кроме того, необходимо предлагать действительно качественную продукцию, способную конкурировать с известными западными марками.

В свою очередь, учредитель ООО «Фабрика тепла» Андрей Чесноков подчеркнул, что в конечном итоге выбор делает сам потребитель. Опыт продаж свидетельствует о том, что «раскрученную», западную марку покупают охотнее, чем малоизвестную продукцию нижегородских производителей: отечественные товары покупается в 10 раз реже, чем импортные. Г-н Чесноков считает, что кроме вопросов качества нижегородским товаропроизводителям следует более пристальное внимание обращать на маркетинговую составляющую: привлекательность товара, упаковка, реклама и т.д. При этом несомненным плюсом при работе с местными производителями является отсутствие ограничений на торговые наценки, тогда как многие зарубежные компании вводят жесткие рамки и серьезно следят за конечной ценой товара.

Председатель Правления Нижегородской Региональной Медицинской Ассоциации, председатель комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при ТПП НО Владимир Игнатьев высказал предположение, что если вхождение в масштабные торговые сети столь затруднено, необходимо развивать собственные сбытовые сети или так называемые «магазины у дома», в которых будет представлена нижегородская продукция. Владимир Игнатьев подчеркнул, что следует поддерживать, поощрять предпринимателей, готовых заниматься созданием альтернативных торговых сетей.

Представитель JS1rus, UNISKAM Александр Чесноков отметил, что правила игры необходимо было определять раньше, еще при вхождении крупных торговых сетей на территорию региона. В настоящее время необходимо создание единого реестра нижегородских товаропроизводителей для того, чтобы сетевые гипермаркеты были максимально информированы о местных производителях и ассортименте выпускаемой продукции. Необходимо также изучение зарубежных схем взаимодействия сетевых организаций с товаропроизводителями.

Итоги работы участников совещания подвел заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин. Он подчеркнул, что мероприятие явилось одним из первых шагов на пути к организации эффективного взаимодействия сетевых организаций с товаропроизводителями Приволжского региона. В ходе совещания поступило достаточно много предложений, относящихся к федеральному Правительству. «Это и тарифные, и банковские вопросы. Могу вас заверить, что правительство рассматривает эти вопросы», - сказал Алексей Кубрин.

Он также подчеркнул, что основной задачей все-таки является продвижение товаров местного производства на прилавки сетевых гипермаркетов. «Крупные торговые сети не пускают региональных производителей на полки своих магазинов. При этом в условиях повышения курса доллара, цены на импортные товары за последнее время выросли на 20-40%», - отметил заместитель полпреда. «Если рухнет промышленность Приволжского федерального округа, которая составляет 30% всей промышленности России, то у сетей не останется покупателей», - продолжил Алексей Кубрин.

«Сетевые компании должны понять, что им необходимо продвигать нашу продукцию», - заявил Алексей Кубрин. «Если сетевые компании не захотят идти навстречу нашим производителям, тогда мы будем менять правила игры. Рычаги, которые можно задействовать для этого, у нас есть. Ведь данные торговые предприятия находятся на территории Нижегородской области и пользуются нашими ресурсами», - подчеркнул г-н Кубрин. Он подтвердил, что в случае создания собственных сетей будут предоставлены преференции региональным производителям, а также покупателям их продукции.

В своем выступлении Алексей Кубрин отметил спад производства: в некоторых регионах он составляет уже 18-20%. Кроме того, растут цены на продукты питания, однако повышения заработной платы в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. При этом растет официально регистрируемая безработица, примерно на 1-2% ежемесячно. «А это достаточно большая цифра», - сказал г-н Кубрин. «В связи с этим перед нами стоит задача – сохранить нашу экономику, стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе», - заключил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.

Завершая работу совещания, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов подчеркнул, что все предложения участников обсуждения будут зафиксированы и направлены в полномочное представительство Президента РФ в ПФО.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.