«Скорую антикризисную» вызывали?

25.03.2009
Просмотров: 2263

В кризис каждый предприниматель «несчастлив по-своему», но проблемы у всех схожи. Нижегородские консультанты утверждают, что существует комплекс универсальных и довольно простых мер, позволяющих выстоять в трудные времена.

В кризис каждый предприниматель «несчастлив по-своему», но проблемы у всех схожи. Нижегородские консультанты утверждают, что существует комплекс универсальных и довольно простых мер, позволяющих выстоять в трудные времена и стать сильнее. Дешевые деньги для этого не главное. Скорость управленческой реакции и рациональное использование внутренних ресурсов - вот что сегодня обеспечивает запас прочности любому бизнесу.
 
В условиях, когда еще не известна глубина «свободного падения» рынка, когда оптимистичные прогнозы остались в прошлом, а пессимистичные сценарии сменяются фантастическими, бизнес как никогда нуждается в полезных советах. Нижегородская Гильдия профессиональных консультантов (НГПК) представила участникам круглого стола, прошедшего в Торгово-промышленной палате Нижегородской области, комплекс оперативных мероприятий, направленных на стабилизацию бизнеса в условиях неблагоприятной финансово-экономической обстановки. Проект «Скорая антикризисная помощь» был разработан по результатам серии консалтинговых сессий для предпринимателей в муниципальных образованиях региона, проведенных коллективом нижегородских консультантов по заказу областного Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в декабре 2008 г.
Антикризисный пакет в первую очередь адресован малому и среднему бизнесу. Тем не менее, предложенный консультантами «джентльменский набор» инструментов применим для любого предприятия независимо от масштабов бизнеса и отраслевой специфики. Как подчеркивает Алла Кошурина, президент НГПК и руководитель инвестиционной компании «Компин-НН», проект отвечает на главный вопрос «что делать?», оставляя в стороне бесплодные попытки определить, кто виноват. В период, когда события разворачиваются, как при ускоренной съемке, и времени для раздумий практически не остается, самые долгосрочные стратегии съеживаются до тактических действий на ближайшие пару месяцев. «Тот, кто в меняющихся условиях сумеет найти свои внутренние резервы и грамотно ими распорядиться, сможет не только выжить, но и успешно двигаться дальше», - заметила г-жа Кошурина.
Семь раз отмерять некогда - от предпринимателей требуется умение работать на высоких скоростях. Именно поэтому так важно найти баланс между быстротой и качеством принятия решений.

Анализируй это по-быстрому
Гильдия предлагает начать антикризисные мероприятия с пошагового экспресс-анализа бизнеса: юридической диагностики активов, оценки финансового состояния компании и рисков, расчета запаса прочности предприятия, а также определения нескольких сценариев развития событий на ближайшую перспективу.
«Это стандартный набор мер, которые описаны в классической литературе по менеджменту, - говорит Алла Кошурина. - Однако существующие в компаниях бухгалтерская и управленческая отчетности далеко не всегда соответствуют реальному состоянию бизнеса. А самое главное - бухгалтерская отчетность всегда запаздывает, поскольку базируется на показателях, отражающих прошедшее состояние дел, и потому не может служить основанием для принятия управленческих решений».
Принимать решения сегодня приходится очень быстро. Компании, которые много лет демонстрировали успешность в стабильной обстановке, сейчас вынуждены на ходу корректировать внутренние регламенты, менять системы управления - и часто у них это получается не слишком удачно. Почему? Начинать данную работу консультанты рекомендуют с оценки и последующего пересмотра договорных отношений с деловыми партнерами, чтобы не наращивать кредиторскую задолженность и дебиторку, находить взаимовыгодные варианты сотрудничества.
Следующим шагом должен стать анализ имущественного комплекса. Данное мероприятие предусматривает полную инвентаризацию «добра», приобретенного за сытое время, - зданий, сооружений, оборудования, земельных участков. По результатам инвентаризации рекомендуется составить рейтинг активов - это позволит понять, что для бизнеса наиболее важно, а с чем можно проститься. «Нужно проанализировать значимость активов для операционной деятельности, оценить возможность их сохранения и перспективу реализации для получения дополнительных доходов», - поясняет президент НГПК.
В числе первоочередных стандартных антикризисных мероприятий консультанты также называют классический финансовый анализ. Данный инструмент включает в себя анализ доходов и расходов бюджета, прогноз изменений условий финансирования и поиск новых путей развития бизнеса. «Естественно, начать надо с возможностей снижения затрат», - говорит Алла Кошурина. Она приводит классический пример: снижение затрат хотя бы на 5% при прочих неизменных условиях производства равноценен 15-процентному увеличению объемов реализации продукции.
В условиях дефицита денег особенно важно адекватно оценить возможности финансирования бизнеса из самых разных источников - посредством кредитов, займов, вексельных и прочих схем подпитки с помощью привлеченных и собственных средств. Не исключено, что диагностика финансового состояния и позволит понять, что на банковских кредитах свет клином не сошелся. «Если у собственника предприятия в трудные времена есть силы, воля и желание продолжать свой бизнес, то привлечение инвестора даст шанс заместить дорогие и дефицитные кредитные ресурсы», - говорит Константин Пигалов, директор департамента консалтинга компании «Марчмонт Капитал Партнерс».
Последний этап финансового анализа - оценка различных вариантов повышения доходности бизнеса, поиск новых проектов и направлений. Для этого изначально необходимо наметить стратегическую цель компании - выжить, сохранить долю рынка или расширить сферы влияния, а возможно даже сделать рывок вперед. «В зависимости от этого надо определить экономические показатели, характеризующие достижение промежуточных целей, которые будут соответствовать стратегическому направлению, - советует г-жа Кошурина. - В любом случае, следует четко понимать, к чему стремится ваша компания, и определить план действий хотя бы на ближайшие 3-6 месяцев».

Берегите ресурсы
Директор по развитию компании Metrika, исполнительный директор НГПК Галина Шатовская рекомендует изменить подходы к оперативному управлению бизнесом. «Предприятия, в частности производственные, сегодня работают в жестких условиях недостатка финансирования, критического дефицита квалифицированных управленческих и рабочих кадров, у них парализованы практически все отношения с поставщиками и заказчиками, - поясняет г-жа Шатовская. - Поэтому руководители должны бережно относиться к имеющимся ресурсам, в том числе к продукции, которая обеспечивает приток средств».
Одна из самых актуальных задач на сегодня - перестроить систему регулярного управления за счет упрощения внутренних коммуникаций и организационных схем таким образом, чтобы стремительно реагировать на изменения, использовать по максимуму внутренний потенциал компании. Для этого Галина Шатовская предлагает провести несколько антикризисных «упрощений». Во-первых, кардинально упростить процесс планирования работ, что позволит исключить авралы, простои и связанные с этим затраты. Во-вторых, скоординировать производство и работу отдела продаж в целях обеспечения надежного выполнения заказов. В-третьих, необходимо согласование процесса закупки материалов и комплектующих с планом производства. Данная мера снизит количество требуемых оборотных средств при сохранении объемов производства. В-четвертых, следует организовать контроль над получением данных о фактической себестоимости продукции.

Ставка на лучших
Антикризисное управление персоналом - отдельная тема. «Массовые сокращения будут продолжаться, и в такой сложной обстановке работодатели должны особенно внимательно и бережно относиться к людям, к потенциалу отдельных сотрудников и всего коллектива», - говорит исполнительный директор НГПК. Она называет два ключевых инструмента повышения качества работы персонала. Первый - выявление новых факторов мотивации. Второй - новые возможности повышения производительности труда коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Для этого, в свою очередь, необходимо оптимизировать оргструктуру компании и провести коррекцию системы оплаты труда сообразно новым потребностям бизнеса, функционалу и объему работ сотрудников.
Изменение бизнес-среды диктует необходимость пересмотра взаимоотношений между работниками и работодателями. Возможно, придется перейти на контрактные отношения, более активно использовать кадровый аутсорсинг. В любом случае, как подчеркивает г-жа Шатовская, необходимо выстраивать согласованную работу управленческого персонала и, что особенно актуально, выявлять лучших людей в компании. Именно они могут быть тем ресурсом, который позволит бизнесу не только выстоять в кризис, но и стать сильнее.

Защита от банков
В последнее время заметно меняются потребности предпринимателей в юридической защите своих интересов - спрос на услуги правоведов имеет «кредитный» уклон. Отношения реального сектора с банковскими организациями стали уже притчей во языцех: процентные ставки растут, возможность получить кредит затруднена. Финансисты все чаще отказывают в выдаче средств под предлогом недостаточно ликвидной залоговой базы - объекты недвижимости, которые еще вчера были лакомым кусочком, сегодня превратились в кота в мешке.
«Известны случаи, когда документы на получение кредита рассматриваются не один месяц, и нам часто приходится оказывать предпринимателям консультационную поддержку при взаимодействии с кредитными организациями, - говорит генеральный директор юридической компании «ТМ-Сервис», член совета НГПК Юлия Крузе. - Представители малого и среднего бизнеса указывают на то, что в их отношениях с банками отсутствуют столь важные во время кризиса понимание и «чувство локтя», когда партнеры работают вместе, делая общее дело». Сегодня для многих компаний при получении кредита дорога буквально каждая минута - от этого зависит их выживание, поэтому юристам все чаще приходится выступать в качестве скорой помощи, ускоряющей и облегчающей доступ к заемным средствам.
Как отмечает г-жа Крузе, слухи о том, что государство поддержит только олигархов, «а все остальные пусть живут как знают», не добавляют оптимизма. На фоне дефицита доступных кредитов подобные прогнозы лишь усиливают напряженность, нередко толкая предпринимателей на необдуманные поступки. В такой ситуации важно не поддаваться панике и при выяснении отношений с банками-партнерами следует уделить особое внимание грамотному правовому сопровождению этого процесса. Имея хорошо подготовленную юридическую базу для защиты своих интересов, предприниматель в любой момент может выставить требования недобросовестному партнеру и ускорить решение проблемы.

Прививка против захватов
В ситуации внешней неопределенности и внутренней нестабильности многие бизнесы часто становятся легкой добычей для рейдеров. Как отмечает член Ассоциации независимых директоров (Москва), вице-президент НГПК, директор консалтинговой фирмы «Колтунов и партнеры» Игорь Колтунов, в условиях кризиса резко усиливаются риски корпоративных конфликтов и передела собственности. Причем речь идет как о внутрикорпоративных войнах между собственниками или между владельцами и наемным менеджментом, так и о внешних угрозах рейдерских захватов.
«Ослабевшие бизнесы, естественно, проще прибрать к рукам, - подчеркивает г-н Колтунов. - Хочу дать очень простой совет. Проведите в своей фирме корпоративный аудит или анализ организации корпоративного управления. Если обнаружатся слабые места, «гнилые доски», готовые провалиться, то рекомендую провести комплекс антирейдерских мероприятий - выстроить своеобразный «правовой частокол» вокруг своего бизнеса».
К сожалению, как отмечает Игорь Колтунов, наведение порядка в сфере корпоративного управления и мощная юридическая защита не дают стопроцентной гарантии успеха - это не страховой полис. Но, тем не менее, антирейдерские мероприятия минимизируют риски захвата предприятия и становятся профилактикой разжигания внутрикорпоративных баталий.


Советы кредитора
 
Юлия Баранник, заместитель директора по корпоративному бизнесу нижегородского филиала ОАО «ОТП Банк»
 Во взаимоотношениях с банками предпринимателям нужно всегда принимать взвешенные финансовые решения, а не стремиться взять кредит любой ценой. Главный вопрос состоит не в том, как получить заемные средства, а для каких целей они нужны. При планировании нового проекта компаниям следует строить бизнес-планы исходя из консервативных сценариев. И если есть возможность воздержаться от рисков, то лучше на полгода-год отложить реализацию своих смелых идей.

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.