Субботник для бизнесмена

26.03.2009
Просмотров: 2713

Нижегородским предпринимателям недвусмысленно предложили подписать еще один, дополнительный документ - «Договор о закреплении прилегающей территории в целях организации ее уборки и содержания».

Осторожно, коррупция!

С легкой руки президента Дмитрия Медведева летом 2008-го в обиход россиян крепко вошла фраза «Прекратите кошмарить бизнес!». Тогда же президент объявил о создании антикооррупционного плана, который, по его мнению, и должен в конечном итоге избавить бизнес от кошмаров. Сейчас, в разгар кризиса, малому бизнесу еще труднее противостоять всевозможным - нередко сомнительным - требованиям со стороны контролирующих, согласующих, надзорных, курирующих и прочих органов. «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде» открывает новую рубрику «Осторожно, коррупция!». В ней мы намерены рассказывать о тех решениях, принятых на разных уровнях власти, которые можно трактовать и реализовывать по-разному. А это значит, что у таких решений есть все шансы попасть в категорию «коррупционноёмких».

Субботник для бизнесмена

Предпринимателей наказывают даже за брошенный окурок

Предприниматели, обратившиеся в редакцию «МК в Нижнем Новгороде», сообщили, что не так давно им, уже заключившим договоры аренды с администрациями, недвусмысленно предложили подписать еще один, дополнительный документ - «Договор о закреплении прилегающей территории в целях организации ее уборки и содержания». Казалось бы, кто против чистоты в родном городе? Однако добиваются чистоты у нас весьма оригинальными способами.

Персональные критерии чистоты

В договоре, предлагаемом торговым отделом той или иной районной администрации, очень четко прописаны дополнительные обязанности предпринимателя по уходу за вверенной ему сверх арендуемой площади, однако нет никаких прав. То есть бизнесмен должен собственноручно расписаться в том, что он согласен взять на себя уборку, вывоз мусора, содержание территории, в несколько раз превышающую положенную ему по договору аренды. Более того, он должен быть готов к тому, что в любой момент к нему нагрянет проверка из административно-технической инспекции и оштрафует его за ненадлежащее обращение с казенной землей. Все чиновники ссылаются на вышестоящее решение. Вот только прав что-то делать с этой территорией у бизнесмена никаких нет. Все чиновники, с кем мы говорили, ссылаются на вышестоящие решения.

И действительно, в 2007 году вышел закон № 621 «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области». Также есть постановление гордумы № 56 от 20 июня 2007 года, определяющее правила благоустройства в Нижнем Новгороде. Аналогичные решения принимались в районах области. В этих законодательных актах досконально расписаны обязанности владельца торговой точки.

Казалось бы – пропишите все обязанности в одном договоре – договоре аренды. Однако зачем-то чиновникам понадобилась еще одна бумажка.

Вот такой случай рассказал нашему корреспонденту один из предпринимателей:

- Весной прошлого года я расширил бизнес – открыл еще один магазин на улице Бекетова. Через неделю мне позвонил перепуганный продавец: «Приезжайте быстрее, тут три тетки какие-то пришли, говорят, что они сейчас магазин закроют!». Комиссия оказалась из торгового отдела администрации Советского района. Дамы первым делом показали мне уникальный документ: «Акт обнаружения сугроба». На десятке листов была подробная схема, фотография и протокол. Даже указан точный размер «сугроба» - 20 сантиметров в высоту, полметра в диаметре. Я недоумеваю и деликатно напоминаю, что на дворе весна, все тает, и то, в чем я обвиняюсь на понятие «сугроб» как-то не тянет… А через пару дней от него вообще ничего не останется!

«А вдруг мэр мимо поедет! - с ужасом сказала одна из них. - У вас же магазин на проездной улице»… Кучку снега я в тот же день убрал. А у соседнего продуктового магазина груда более антисанитарных окурков, оберток и пустых бутылок так и продолжала лежать. Смыли их не дворники, а весенние ручьи…Как будто комиссия мимо них не проходила! Слава богу, в тот раз не оштрафовали, но нервы помотали полдня!

Что интересно, в торговом отделе меня спросили, куда я выбрасываю мусор. Отходов у меня немного, поэтому я честно указал на ближайшую помойку… Оказалось, что туда я выбрасывать не имею права. Дескать, «моя помойка» находится еще дальше, чуть ли не за полкилометра от торговой точки… По какому критерию это определяется, мне не объяснили. Теперь вынос мусора напоминает операцию спецслужб!

- Был случай этой зимой, - рассказывает другой предприниматель, - когда у моего минимаркета нашли окурок и оштрафовали продавца на 1,5 тысячи рублей, хотя у соседнего павильона мусорная корзина заросла бумажками и обертками. Двойные стандарты?

Подобных случаев у предпринимателей накопилось достаточно. Торговцы слезно просили не озвучивать свои имена и фамилии. Причина как у Булгакова: «Опасаясь мести вышеуказанного председателя!». То есть различного рода проверки к ним могут пожаловать в любой момент. Кстати, примерно из тех же соображений отказывались комментировать проблему другие предприниматели и даже юристы.

Критерий «замусоренности» непонятен и самим чиновнкам. В ответ на наш вопрос они ссылались на КоАП Нижегородской области.. Дескать, там все расписано! На практике же проверяющие комиссии «на месте» определяют наказание. Будь то один окурок или груда мусора. Чиновники из административно–технической инспекции и инспекции областного надзора за благоустройством не смогли прокомментировать и «тарифы» наказания. Так же они не смогли ответить на вопрос, идет ли процент со штрафов в премию проверяющего. Иначе чем же объясняется ретивость инспекций?!

Штраф «на глазок»

- У меня есть 10 протоколов, которые были составлены в одном из районов области, где один и тот же инспектор, если верить бумагам, одновременно оказался в 9.00 сразу во всех точках. Как такое может быть? Но меня оштрафовали за каждую точку. На каждой что-то обнаружили, - рассказывает один из предпринимателей.

Вот и становится ясной истинная цель дополнительного договора. Теперь понятно, кого делать крайним. Причем, напомним, что торговые отделы буквально вынуждают предпринимателей подписывать договор о закреплении территорий (говоря языком Гражданского кодекса, понуждают к заключению кабальной сделки, заведомо ставящей одну из сторону в невыгодные условия).

Во-первых, понятно, с кого брать штрафы и за какую территорию: они важны особенно сейчас, когда бюджет «сдулся» и срочно необходимы дополнительные резервы его пополнения. С одного магазина 2 тысячи, с другого 10 тысяч, с третьего – 15 тысяч, а теперь умножим на общее количество предпринимателей, закрепивших за собой территорию. Красивая цифра получается. А если иметь в виду, что однозначных критериев чистоты как таковых не сформулировано (какому-то инспектору покажется, что один окурок портит вид всему городу, а кто-то и мусорную кучу не заметит), то контролерам разгуляться есть где. Как и с гаишниками, с ними всегда можно «договориться на месте». Не все ж принципиальные и радеют лишь за правду и бюджет.

Кстати, в прошлом году в Законодательном собрании рассматривались изменения в КОАП. В частности, штрафы для должностных лиц за нарушения в сфере благоустройства. Предполагалось, что их размер составит 5-10 тысяч рублей. Основанием для наложения штрафа на должностное лицо станет невыполнение им своих служебных обязанностей в сфере благоустройства. А начальник инспекции по административно-техническому надзору Нижегородской области Игорь Броницкий просто заявил, что "легче расстрелять, чем штрафовать на такую сумму". По его мнению, необходимо ввести штрафы в размере от 70 до 120 тысяч.

Во-вторых, у каждой районной администрации есть свои требования к тому, каким именно оборудованием должно быть оснащено торговое место.

- По договору я обязан установить вазон около торговой точки и мусорную урну, - объясняет бизнесмен. - В администрации района мне «настоятельно рекомендовали» заказать их в конкретной фирме и даже поделились адресочком и телефоном.

А судьи кто?

Возникает резонный вопрос: а кто вообще должен проверять предпринимателей на предмет наличия мусора и вообще благоустройства? И кто должен отвечать за нарушения? Стандартная ситуация: предприниматель нанимает дворника. Тот убрался не в восемь утра, а в девять. А половина девятого проверка пожаловала! Виноват предприниматель – надо сотрудников лучше «дрессировать»! В том числе и дворников.

Ответы на эти вопросы дал начальник главного управления благоустройства Виталий Ковалев.

- Проверку осуществляет муниципальное учреждение "Административно-техническая инспекция по благоустройству города (аналогичные структуры есть в каждом городе и районе области – Ред.). Только она может выписать протокол о нарушении и привлечь предпринимателя к административной ответственности. Остальные ведомства могут лишь рекомендовать меры по благоустройству. За недостатки отвечает владелец помещения. Или у него должен быть договор с арендатором, по которому обязанности по благоустройству исполняет последний. И не надо сваливать на дворника! Если он вовремя не убрал, это кадровые проблемы его нанимателя!

По мнению чиновников, благоустройство, это та ниша, на которой предприниматели обычно экономят. На коммунальных услугах экономия не получается – могут просто отключить свет или тепло. То же касается и уборки, когда владельцы, экономя на дворнике, заставляют убираться продавцов. Естественно, они это делают без особого удовольствия. Или вообще не убираются! Так же есть вопрос престижа. Если крупный торговый центр перестанет чистить подъезды и стоянку, люди поедут в другой. На маленький магазинчик это не особо распространяется…

Минимаркет приравняли к особняку

Нестыковок в реализации вроде бы изначально разумных решений возникает много. Например, территория уборки вокруг пресловутого киоска или минимаркета. Виталий Ковалев озвучил цифру: радиус в 5 метров вокруг объекта торговли. В областном законе прописаны 10 метров, а, например, решением городской думы Балахны – определены все 15. Из жалоб предпринимателей вытекает, что эта территория достаточно расплывчата. Абсолютно разнообразные геометрические формы принимает подведомственная площадь и в схемах, приложенных к договорам. Так, территория уборки киоска собственной площадью 6 квадратных метров в виде неправильного многоугольника может доходить до 300-400 кв. метров! Не много ли? Одно дело убраться около торговой точки, другое - до ближайшего дома или вообще на всей остановке, на которой находится минимаркет. Получается, что к каждой торговой точке вместе с продавцами нужно приставлять и дворника или доплачивать продавцу (что, собственно, предприниматели нередко и делают) . А в условиях кризиса это обходится более чем накладно.

Похоже, что торговая точка «подгоняется» под норму частного домовладения. Например, особняк. Содержанию и уборке в этом случае подлежит участок по периметру от границ домовладения шириной 20 метров. При наличии в этой зоне дороги - до ее проезжей части. А пруда, озера или реки - до границы уреза воды. На практике, перманентно появляющиеся проверки, могут оштрафовать продавца за брошенный пять минут назад окурок. Причем брошенный за много метров от самой торговой точки! Возникает и другой вопрос: «А что есть мусор»? Есть ли разница между грудой окурков и одним окурком? Наказание в обоих случаях одинаково и определяет его проверяющая комиссия «на глазок». То же самое касается пустых бутылок и прочих отходов. А там, где нет четких критериев, там есть повод «решить вопрос по-хорошему».

- Мы выполняем постановление правительства, - заметил начальник отдела благоустройства администрации города Бор Александр Костин. - Бывает, люди жалуются, что им приходится убирать слишком большую территорию. В каждом случае мы работаем индивидуально. Но ларьки стоят не в чистом поле! Далеко не всегда можно определить территорию строго по радиусу. Если ларек стоит на дороге, то убирать надо за его фасадом. Мы не можем заставить убирать проезжую часть – этим занимаются другие службы.

Получается странная ситуация. Понятно, что убираться надо. Это престиж города и торгового предприятия. И на эту тему есть законодательные акты, которые надо выполнять. Но если есть жалобы на нормативы, которые в них указаны, можно говорить о несовершенстве самих актов. Не получается ли, что государство перекладывает часть своих обязанностей на торговцев, которым и так уже досталось от рыночных коллизий? Возникает резонный вопрос: когда умерятся аппетиты власти, и не захочется ли ей завтра навесить на предпринимателя чистоту неба над минимаркетом или отсутствие бродячих собак рядом с точкой?

Комментарий

Вадим Носов, эксперт по торговле

- Идея благоустройства территории самими предпринимателями возникла в 2006 году, когда власти захотели снести все киоски. Тогда возник компромисс – не сносить торговые точки, а обязать бизнесменов убирать большую площадь вокруг них. Я считаю это правильным. Чистота - это престиж города и самих предпринимателей. Но я вижу в этом вопросе две проблемы.

Первая – я не видел четких стандартов благоустройства. Какой должен быть, например, газон, бордюр и т.д.? На практике это приводит к отсутствию единой архитектурной композиции. Например, у одной торговый точки бордюр выкрашен в желтый, а у соседней – в синий!

Вторая – бухгалтерская. Не ясно, как например ООО или ОАО сможет «провести» по бухгалтерии деньги за уборку чужой территории? С такими проблемами сталкиваются крупные торговые центры. Дает ли договор о закреплении территории - с точки зрения налоговой инспекции - возможность списания денег в расходы? На практике получается, что эти суммы проводят «черным налом».

Так же есть еще один момент. Я не вижу причин появления сразу двух договоров: аренды и договора благоустройства. Не проще было бы объединить их в один?

Михаил Геращенко, юрист

- Любой договор - это предмет обоюдного согласия. Поэтому перед подписанием «Договора о закреплении прилегающей территории в целях организации ее уборки и содержания» нужно досконально просмотреть все нюансы и выехать с чиновником на место. Здесь нужно «торговаться», то есть корректировать требования чиновника своими замечаниями. В крайнем случае отказаться от подписания, написав письменное заявление со своими замечаниями.

Штрафы

За неубранную территорию (под этим может подразумеваться и окурок и груда мусора), полагаются следующие штрафы:

- С гражданского лица (продавец или киоскер) - 1 – 2 тысячи рублей

- С должностных лиц (менеджер, директор или индивидуальный предприниматель) – 1500 – 4000 рублей

- С юридических лиц 5 – 10 тысяч рублей

Как правило, эти три пункта объединяются, и владелец торговой точки единовременно должен выплатить около 15 тысяч рублей.

Константин ГУСЕВ, Фото Олега ЗАЙЦЕВА

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.