Турбизнес перестроился под спрос

26.03.2009
Просмотров: 2463

Нижегородский турбизнес, уверенный в смещении спроса на внутренний рынок, сделал акцент на короткие и недорогие программы. Но станет ли отдых в родной стране таким же желанным, как на заграничных курортах?

Туристическая индустрия быстро отреагировала на снижение платежеспособности отдыхающих. Авиакомпании и зарубежные отели, ощутив спад продаж, в начале года опустили цены. Нижегородский турбизнес, уверенный в смещении спроса на внутренний рынок, сделал акцент на короткие и недорогие программы. Но станет ли отдых в родной стране таким же желанным, как на заграничных курортах?
 
Один ушел, другой открылся
Местные туристические компании столкнулись с падением спроса в конце 2008 г., а прошедший зимний сезон принес им уменьшение объема продаж в среднем на 40%. Как отмечает начальник отдела развития туризма министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Алла Морозова, в ноябре прошлого года положение отрасли оставалось более-менее стабильным, однако в декабре ситуация стала развиваться сразу в нескольких направлениях. «В одних компаниях произошло серьезное падение продаж, в других, наоборот, по выездному туризму они выросли в 2 раза, - поясняет г-жа Морозова. - Крупные компании чувствовали себя более уверенно и говорили о приросте количества клиентов, а мелкие - о сокращении. Полагаю, что эта тенденция сохранится и в ближайшие полгода».
Именно мелкие фирмы, испытывающие недостаток оборотных средств, в первую очередь начнут уходить с рынка - многие из них сейчас законсервированы до лета или работают в сокращенном режиме (хотя уже появились примеры прекращения существования на рынке и крупных федеральных сетей). «Небольшие агентства более уязвимы, особенно если они были открыты в расчете на определенный круг туристов, и клиентская база в последнее время не расширялась. Конечно, компании могут надеяться на лояльность постоянных потребителей, но как поведут себя последние, прогнозировать никто не может, - говорит директор нижегородского офиса туристической компании сети «МегаПолюс Путешествий» Татьяна Кислова. - Поэтому у больших фирм, работающих на рынке более 3 лет, возможности адаптироваться к существующим условиям шире».
Но естественный отбор, который идет на туристском рынке, не мешает появлению новых игроков. По словам президента Нижегородской туристской лиги, директора туристической компании «Дилижанс» Вячеслава Назаренко, новые фирмы создаются и в период кризиса, хотя закрепиться и остаться на рынке им будет сложнее всего. Ведь с дистанции сходят и более зрелые игроки: доля российских турагентств, закрывшихся из-за финансовых проблем, в ноябре-декабре 2008 г. превысила 10%, и в будущем их число лишь увеличится. Нижегородский рынок, по прогнозам Аллы Морозовой, ожидает сжатие на 15-20%, а возможно, и больше - в зависимости от дальнейшего развития экономической ситуации.

На отдых в зону доллара
Сокращение спроса прежде всего коснулось въездного туризма - количество приезжающих иностранцев уменьшилось на 20%. Выездной поток в зимний сезон сократился не так резко. «Новогодние и рождественские туры начали продаваться еще в сентябре, и многие туристы выкупили путевки заранее», - поясняет г-н Назаренко.
Правда, спрос на зарубежные туры перераспределился. Одновременно с переходом части клиентов от малых агентств в большие туркомпании изменились и предпочтения путешественников. «Спрос начал смещаться в долларовую зону, - комментирует г-жа Кислова. - Востребованными остались Египет, а также такие дальнемагистральные направления, как Таиланд, Шри-Ланка, Куба, Индонезия, Вьетнам. Туры в эти страны продавались по привлекательным ценам, которые невозможно было найти год назад, - раньше подобную сумму могла составлять только стоимость авиаперелета».
Дело в том, что в начале этого года произошло снижение цен на зарубежные путевки (они подешевели в долларах и евро, хотя в рублях их стоимость все-таки выросла из-за роста курса иностранных валют). Первыми, кто пошел на уменьшение цены, оказались авиаперевозчики. «В 2008 г. они не собирались идти на уступки, и туроператорам приходилось подстраиваться под их условия. Сейчас ситуация кардинально изменилась: туроператоры снизили объемы продаж, перевозки в зависимости от направлений сократились в 3-5 раз. Возникший избыток предложения привел к конкуренции среди авиакомпаний, обусловившей более низкие цены», - комментирует Татьяна Кислова. На подобные меры пошли как отечественные, так и иностранные перевозчики и чартерные компании, которые в условиях кризиса также заинтересованы в российских пассажирах.
Следом отреагировали зарубежные гостиницы - около трети из них уже откорректировали ценообразование в сторону понижения, а другая часть иностранных отелей намерена оптимизировать стоимость к летнему сезону. «В некоторых странах, например, в Турции, Греции и Испании, туриндустрия очень сильно зависит от потока российских туристов, - продолжает г-жа Кислова. - Европейцы начали склоняться к отдыху внутри ЕС - в своей или соседней стране, там, куда можно доехать на автомобиле, и упомянутые государства (особенно Турция и Греция) сделают все, чтобы сохранить турпоток из России. В частности, Турция даже рассматривает уход от привязки цен к доллару».

И дешевле, и короче
Поведение россиян может измениться так же, как и действия европейцев, все чаще предпочитающих внутренний туризм выездному. «Нижегородцы будут больше путешествовать по стране и меньше выезжать за рубеж, - убежден заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев. - Внутренние турпотоки в этом году будут возрастать». Это мнение подтверждают и прогнозные данные Ростуризма - объем внутреннего туристического потока должен увеличиться на 4-5%, а сокращение выездного туризма, сопровождающегося оттоком средств россиян, способно ежегодно задерживать внутри страны порядка $20 млрд.
Правда, в отличие от цены зарубежного турпродукта стоимость путевок в отечественные дома отдыха и пансионаты существенно не снизится, а в большинстве случаев даже подрастет. «Сейчас мы ведем переговоры с нашими партнерами о том, чтобы они по возможности не поднимали цен, - отмечает г-н Назаренко. - Но здесь многое зависит от увеличившейся стоимости коммунальных услуг».
Если за границей удешевить тур возможно с помощью оптимизации ценообразования в каждой из составляющих турпакета, то в России и, в частности, в нашей области снижение стоимости отдыха происходит в основном за счет смещения спроса в сторону краткосрочных программ. «Будут востребованы короткие и недорогие программы, и мы совместно с туроператорами и районными администрациями готовим их, - подтверждает Алла Морозова. - Акцент делаем на турах выходного дня и событийном туризме - организации ярких, колоритных мероприятий, которые вызовут у туристов интерес и под которые можно сформировать непродолжительные туры».
Еще одним способом если не уменьшения, то стабилизации цен может стать объединение возможностей местных туркомпаний при формировании и реализации своего продукта. «Для того чтобы цена была единой и оптимальной для нижегородцев, фирмы должны выступать как партнеры, а не как конкуренты, - считает Вячеслав Назаренко. - Не все участники рынка могут потянуть, к примеру, организацию отдыха на черноморском побережье, а при совместном финансировании они не только облегчат себе работу, но и выровняют рыночную цену на этот продукт».

Альтернатива есть?
Станут ли российские здравницы и отели достойной альтернативой зарубежным курортам? На этот счет мнения экспертов «Деловой недели» расходятся. Одни считают, что кризис вызовет еще большую потребность в отдыхе и реабилитации, а девальвация рубля и снижение платежеспособности населения только подстегнет спрос на отечественные туристско-курортные услуги. Другие уверены, что зарубежный турпродукт более конкурентоспособен, чем российский: клиент, который за последнее десятилетие распробовал заграничный сервис, вряд ли решится провести весь отпуск на отечественном курорте или в Нижегородской области, тем более что разница в цене путевок не окажется критичной.
«В предстоящем летнем сезоне цена на зарубежный тур, включающий проживание в 3-звездном отеле и питание «завтрак-ужин», начинается от 20 тыс. руб., а на российском юге средняя стоимость проживания и питания составляет 1,5 тыс. руб. в сутки, не считая проезда, - сравнивает Татьяна Кислова. - Какой бы ни была инфраструктура в отечественных пансионатах и базах отдыха, с заграничными отелями она сравнима слабо. Думаю, перераспределение турпотока в пользу Турции все равно произойдет даже при высоком курсе доллара».
В Нижегородской области отдых тоже дорог, а вероятность того, что турист проведет одно- или двухнедельный отпуск в нашем регионе, весьма невелика - программы, рассчитанные на длительное пребывание (к примеру, недельный экскурсионный тур по области), пока не сформированы. Так что нижегородские загородные отели и пансионаты могут обеспечить хорошую загрузку лишь в выходные дни, но им трудно будет рассчитывать на стабильно высокую заполняемость номерного фонда в течение всего лета.

Галина Зайцева

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.