Серьезным барьером для нижегородских товаропроизводителей является несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса

27.03.2009
Просмотров: 2249

26 марта 2009 года в ТПП Нижегородской области прошел круглый стол по проблемам конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей.

26 марта 2009 года в ТПП Нижегородской области прошел круглый стол по проблемам конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей. Обсуждение организовано комитетом по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО, говорится в официальном сообщении палаты.


В обсуждении проблем конкурентоспособности приняли участие советник ФАС РФ председатель комитета по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО Геннадий Гудков, руководитель УФАС РФ по Нижегородской области Михаил Теодорович, руководитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ПФО Олег Чупалов, заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов, Председатель Правления «Борский коммерческий банк» Николай Хватков, директор НЦСМ Александр Свешников, начальник группы отдела инноваций и промышленной политики ТПП НО Валерий Анкудинов, генеральный директор ОАО «Облбытсервис» Лев Бельдер и другие.

По мнению участников встречи, в настоящее время состояние конкурентной среды характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям.

Возможности органов власти широко используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики. Как сообщил советник ФАС РФ Геннадий Гудков, за последние 2,5 года доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне. Около половины всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество фиксируемых нарушений, совершаемых органами власти, по сравнению с предыдущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений составила 22% в общем количестве выявленных нарушений.

Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна.

Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса».

Угрозами для конкуренции на российских рынках являются барьеры со стороны естественных монополий. Нарушения с их стороны, как правило, связаны с несоблюдением установленных сроков и порядка заключения договоров. Их пресечение посредством мер, предусмотренных действующим антимонопольным законодательством, является не вполне эффективным, поскольку расходы на уплату оборотного штрафа в конечном итоге компенсируются потребителями услуг естественной монополии за счет тарифа (в виде сокращения инвестиций, финансируемых из прибыли, либо искусственного завышения операционных расходов).

По итогам дискуссии участники разработали предложения, которые будут направлены губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. В документе, в частности, будет предложено создать при Правительстве области Комиссию по развитию конкуренции на товарных рынках и обеспечению конкурентоспособности нижегородских товаропроизводителей для выработки системного подхода к решению проблем развития конкуренции.

Участники совещания также предлагают включить в документ следующие предложения:

1) Предусмотреть сокращение необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создание механизмов предотвращения избыточного регулирования.

2) Повысить эффективность защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.

3) Предусмотреть специальные меры развития конкуренции в базовых отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

4) Разработать и реализовать меры совершенствования налоговой политики в части поощрения роста производства и самоконтроля хозсубъектов, в части ценообразования относительно собственной продукции (применения пониженных ставок при росте производства и стабилизации / снижении цен на продукцию). Как вариант, с целью отработки данной модели реализовать пилотный проект применительно к услуге кредитования реального сектора.

5) Ускорить принятие мер, направленных на совершенствование процедуры разработки технических регламентов, включая обеспечение публичности и учета мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях обеспечения баланса интересов государства и всех участников отрасли при принятии таких регламентов.

6) Продолжить сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, в том числе путем замены на альтернативный вид регулирования, осуществляемый экономическими субъектами, – обязательное страхование ответственности.

7) Ускорить работу по замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия.

8) Государственный контроль качества последовательно замещать соответствующей деятельностью субъектов рынка (лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти). Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям

9) Расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами.

10) В органах власти внедрить процедуру экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию.

11) Включить показатели развития конкуренции в качестве целевых для оценки результатов деятельности Министерств и ведомств Правительства Нижегородской области.

12) Отраслевым Министерствам Правительства Нижегородской области вменить в обязанность координацию разработки систем управления качеством.

13) Предусмотреть требования к прозрачности и информационной открытости при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий в энергетике и в отношении имеющихся свободных мощностей для присоединения.

14) Рассмотреть вопрос о корректировке стратегии развития области в увязке с фактической социально-экономической ситуацией, складывающимися тенденциями социально-экономического развития национального, субъектного и местного уровня и в контексте текущих и предполагаемых федеральных антикризисных и иных макроэкономических и социально-политических решений.

15) Оптимизировать перечень видов деятельности, к которым применяется налогообложение в форме взимания платы за патент, и базовые ставки платы за патент в увязке с текущей социально-экономической ситуацией в территориальном и отраслевом разрезе, имея в виду стимулирование (снижение налоговой нагрузки) тех видов уже осуществляемой или потенциально возможной предпринимательской деятельности, которые наиболее эффективны в отношении обеспечения возможности для самообеспечения граждан, высвобождаемых в связи со снижением объемов производства и иными кризисными явлениями.

16) Принять меры к максимальному использованию на субъектном и областном уровне возможностей поощрения производства в сфере малого бизнеса и создания рабочих мест, которые предусмотрены 94ФЗ (ст. 25 - квотирование госзаказа за малым бизнесом) и гл5 135 ФЗ (государственная и муниципальная помощь).

17) Ввести в практику меры контроля над ценами в сфере ЖКХ, в частности, обязательный регулярный независимый экономический аудит ценообразования и структуры затрат при производстве жилищно-коммунальных услуг, первоочередным образом в сфере производства теплоэнергии установить предельные сбытовые надбавки на тепловую энергию.

18) Оказать поддержку действиям хозяйствующих субъектов по обеспечению конкурентоспособности продукции, производимой на территории Нижегородской области, в частности, в сфере обеспечения качества и продвижения продукции.

19) Оказать поддержку усилиям предпринимательских объединений по обучению высших менеджеров предприятий реального сектора навыкам лидерского поведения, преодоления кризисных ситуаций.

20) Снять нагрузки с промышленных предприятий в тарифе за электроэнергию в части перекрестного субсидирования промышленностью физических лиц.

21) Предусмотреть в региональном заказе на государственную статистику Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области выпуск ежеквартального бюллетеня «Конкурентоспособность нижегородских товаропроизводителей».

22) Реанимировать работу координационного совета по качеству и конкурентоспособности при Правительстве Нижегородской области.

23) В условиях конкурса при размещении областного заказа предусматривать требования в условиях наличия у заявителя систем управления качеством.

24) Разработать и принять правила недискриминационного доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленных на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий. Установить административную ответственность за нарушение таких правил как субъекта естественной монополии, так и его должностных лиц, вплоть до дисквалификации.

25) В целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа, утвердить новые Правила поставки газа и Правила защиты потребителей природного газа в РФ, разработанные НП НАППГ и одобренные участниками конференции при обсуждении проблем на рынке газа в ТПП Нижегородской области.

26) Обеспечить развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).

27) Обеспечить информационную открытость для потребителей деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе опубликование информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

28) Расширить виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции.

29) Принять механизм стимулирования объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развития кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями.

30) Продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.