«Пятнашки» законодательного собрания

30.03.2009
Просмотров: 2784

Нижегородския бизнес ждет от собрания законодательных инициатив, которые помогли бы предпринимателям пережить трудные времена. Вместо этого ОЗС стало площадкой для политической борьбы местных и московских групп влияния.

Политическая активность большинства областей РФ затухает с того момента, как Владимир Путин лишил региональные элиты борьбы за главный приз — кресло губернатора. В конце 2004 г., после трагедии в Беслане и августовских катастроф, Государственная дума приняла пакет антитеррористических законопроектов, в который вошел и закон о назначении губернаторов Президентом с последующем одобрением выдвинутой кандидатуры законодательными собраниями субъектов Российской Федерации (многие до сих пор в недоумении относительно того, какая связь между террористами и губернаторами).

Именно тогда политологи констатировали: остатки региональной политики окончательно перебазировались в Москву, на местах остались только интриги. Однако депутаты Нижегородского законодательного собрания III созыва в 2005 г. создали прецедент в масштабах страны, отказавшись поддерживать кандидатуру действующего губернатора. Тогда депутаты вместо нижегородца получили главу области из столицы.

На фоне деятельности нового губернатора политический статус ОЗС снизился. Депутаты, точнее фракция «Единой России» (более 80% избранников), по умолчанию принимают почти все законопроекты губернатора.
Эксперты ожидали всплеска активности от ОЗС в кризисное время. Бизнес ждет от собрания законодательных инициатив, которые помогли бы предпринимателям пережить трудные времена. Вместо этого ОЗС стало площадкой для политической борьбы местных и московских групп влияния и «радует» в основном новостями о должностных перестановках в своей структуре.
 

эксперты
Сергей Борисов
директор НП «МЕРА»
Александр Бочкарев
владелец ГК «САЮС», экс-депутат Законодателного собрания Нижегородской области, депутат городской думы Нижнего Новгорода
Валентина Бузмакова
политический обозреватель, директор ИА «Провинция»
Андрей Дахин
политолог, доктор философских наук, проректор ВВАГС
Евгений Семенов
генеральный директор центра социально-консервативной политики в ПФО, кандидат политических наук
Какие законопроекты ОЗС получили большой общественный резонанс?
Как заксобрание создало прецедент в масштабах страны?
Кто формирует оппозицию Валерию Шанцеву?
Почему в Нижнем автовладельцы платят максимальный транспортный налог?

Политическая активность большинства областей РФ затухает с того момента, как Владимир Путин лишил региональные элиты борьбы за главный приз — кресло губернатора. В конце 2004 г., после трагедии в Беслане и августовских катастроф, Государственная дума приняла пакет антитеррористических законопроектов, в который вошел и закон о назначении губернаторов Президентом с последующем одобрением выдвинутой кандидатуры законодательными собраниями субъектов Российской Федерации (многие до сих пор в недоумении относительно того, какая связь между террористами и губернаторами).

Именно тогда политологи констатировали: остатки региональной политики окончательно перебазировались в Москву, на местах остались только интриги. Однако депутаты Нижегородского законодательного собрания III созыва в 2005 г. создали прецедент в масштабах страны, отказавшись поддерживать кандидатуру действующего губернатора. Тогда депутаты вместо нижегородца получили главу области из столицы.

На фоне деятельности нового губернатора политический статус ОЗС снизился. Депутаты, точнее фракция «Единой России» (более 80% избранников), по умолчанию принимают почти все законопроекты губернатора.

Эксперты ожидали всплеска активности от ОЗС в кризисное время. Бизнес ждет от собрания законодательных инициатив, которые помогли бы предпринимателям пережить трудные времена. Вместо этого ОЗС стало площадкой для политической борьбы местных и московских групп влияния и «радует» в основном новостями о должностных перестановках в своей структуре.

«Законодательное собрание — спящий черт в табакерке. Депутаты могут на 180 градусов перевернуть политическую ситуацию в стране», — считает директор НП «МЕРА» Сергей Борисов. По его словам, потенциал ОЗС огромен: по Конституции, принятой в 1993 г., законодательные собрания обладают не только правом законодательной инициативы, но и санкционируют принятие решений по многим вопросам, относящимся к субъекту федерации. Так сложилось, что в Нижегородской области этот потенциал использовался далеко не всегда.

С самого начала Законодательного собрания Нижегородской области в 1994 г. акценты в работе представительного органа сместились в сторону общественной жизни города и собственного политического статуса.

Так, одним из наиболее значимых решений депутатов первого созыва стало продление собственных полномочий с двух до четырех лет. Избранники продлили срок действия своих мандатов всего за две недели до окончания двухгодичных полномочий, так и не поинтересовавшись мнением избирателей. Также заксобрание было озабочено преемственностью своей деятельности и неоднократно обсуждало увеличение количества депутатов до 60 и более человек.

Крупного бизнеса деятельность депутатов коснулась в ходе кампании по изъятию имущества у предприятий, имеющих налоговую задолженность, и поощрению законопослушных компаний. Налоговые органы озаботились штрафованием должников. ОЗС, в свою очередь, предложила тактику «пряника»: депутаты одобрили законопроект, по которому ставки налога на прибыль для предприятий, вовремя и полностью выплативших налоги, снижалась на 5%.

Законодательная деятельность второго и третьего созыва Законодательного собрания Нижегородской области не оставило заметного следа на информационном поле Нижегородской области. Гораздо больше СМИ освещали участие народных избранников в местных политических играх, в которых ОЗС погрязло до прихода Валерия Шанцева.
Лошадиные силы «Единой России»

Законотворческая деятельность заксобрания, затронувшая нижегородский бизнес, началась в области с приходом Валерия Шанцева.

В конце сентября 2006 г. по инициативе г-на Шанцева депутаты областного законодательного собрания приняли изменения в региональный закон «О транспортном налоге». Уже с 1 января 2007 г. ставки транспортного налога в Нижегородской области были увеличены до максимально предусмотренного федеральным законодательством уровня.

До 2007 г. владелец автомобиля мощностью 45 л. с. в Нижнем Новгороде платил около 400 руб. в год, теперь ему придется выложить в 2,5 раза больше — 1000 руб. Для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка налога составит 25 руб. за одну лошадиную силу, от 100 до 150 л.с. — 35 руб., для мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 л.с. — 10 руб., свыше 20 — 20 руб. Также максимальные ставки установлены для грузовых автомобилей, автобусов, катеров, моторных лодок, яхт, гидроциклов. Льготы оставлены только для участников международных автомобильных перевозок — они будут платить 50% от предусмотренных тарифов.

Эксперты ДК называют повышение транспортного налога самым непопулярным законом ОЗС. В Законодательном собрании его критиковали только коммунисты. Депутат Владислав Егоров (фракция КПРФ) отметил, что Нижегородская область сегодня входит в число пяти российских регионов, где для владельцев автомобилей с объемом двигателя до 100 л.с. действует максимальная ставка транспортного налога. Г-н Егоров предлагал сократить ставку с 25 до 15 руб.: «В Москве, например, с 2009 г. поднимут с 7 до 10 руб. При этом уровень доходов москвичей и нижегородцев даже сравнивать нельзя. Потери бюджета в случае принятия закона составят 200 млн руб. Эта сумма не сопоставима с объемом средств, выделяемых на содержание и ремонт дорог — 4 млрд руб.»,  — пояснил г-н Егоров. Законодательную инициативу фракция КПРФ оформила в проект закона «О транспортном налоге», который депутаты-единоросы отклонили. Транспортные компании, в свою очередь, отреагировали на повышение налога единственно возможным способом — подняли цены.
Заксобрание помогло губернатору получить контроль над земельными ресурсами

Следующим откровенно непопулярным шагом губернатора и, как следствие, заксобрания, стал земельный передел.

В июле 2006 г. ОЗС во втором (окончательном) чтении утвердило изменения в областной закон «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области». Согласно изменениям, управление и распоряжение земельными участками на территории поселений области, являющихся административными центрами, осуществляют органы исполнительной власти Нижегородской области. Впоследствии правительство Нижегородской области совсем лишило администрацию Нижнего Новгорода права распоряжаться и управлять городскими земельными участками, в том числе площадью до 200 кв.м. Передачу полномочий оформили как внесение изменений в постановление правительства о мерах по реализации областного закона «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» в целях приведения областного законодательства в соответствие федеральному. Таким образом, правительство области начало распоряжаться даже небольшими земельными участками: под мини-маркеты, объекты наружной рекламы и небольшие пристрои к существующим объектам недвижимости.

Финальным аккордом в земельных отношениях города и области стал принятый ОЗС в 2008 г. законопроект «О погребении и похоронном деле в Нижегородской области». Суть законопроекта сводилась к передаче полномочий, связанных с погребением и оказанием ритуальных услуг, от муниципалитетов к правительству. Одновременно с законопректом, по распоряжению правительства области, в Нижнем Новгороде появилось и государственное казенное предприятие «Ритуал-сервис». В соответствии с распоряжением правительства Нижегородской области оно стало обслуживать и содержать государственные места погребения, вести единый реестр кладбищ, оказывать услуги по погребению и изготовлению ритуальных принадлежностей, решать вопросы развития похоронного дела в Нижегородской области и повышать инвестиционную привлекательность отрасли.
Голосование по партийным спискам изменило состав ОЗС последнего созыва

Отсутствие противоречий между губернатором и заксобранием объясняется в первую очередь изменением системы выборов и, как следствие, качественного состава депутатов.

Нынешний, IV созыв Законодательного собрания впервые формировался путем смешанного голосования. 25 мест распределялись согласно результатам голосования по партийным спискам, оставшиеся 25 депутатов избирались в качестве представителей одномандатных округов. По словам экспертов, именно партийные списки стали причиной масштабного «похода бизнеса во власть». По словам генерального директора центра социально-консервативной политики в ПФО Евгения Семенова, это нормальная практика при несовершенном законодательстве: «В ряде стран, в частности в США, есть закон о лоббизме. У нас нет. Подобное законодательное пространство вакуумом быть просто не может, его заполняет бизнес, который идет во власть и лоббирует свои интересы, вытесняя представителей общественности». По мнению г-на Семенова, в регионах должны качест­венно измениться структура гражданского общества и увеличиться количество общественных организаций, а пока их мало, в ОЗС представителям широкой общественности взяться неоткуда.

Как рассказал проректор ВВАГС Андрей Дахин, большое количество представителей крупного бизнеса в ОЗС — это реализация стратегии пополнения бюджета области со стороны исполнительной власти.

Сергей Борисов отметил, что голосование по спискам лишает депутатов чувства ответственности перед избирателями: «Важно, чтобы народный избранник проходил через чистилище выборов. В ночь подсчета голосов «пробивает» любого политика, он буквально физически ощущает свою зависимость от народа — заметьте, народа, а не бездушного электората. Поверьте, они потом это помнят, стараются забыть, но помнят». Политолог, директор ИА «Провинция» Валентина Бузмакова: «Я бы при входе в здание ОЗС спрашивала у депутатов Законодательного собрания: «Кто ты сейчас: директор предприятия, который боится поссориться с губернатором, или делегат, скажем, Балахнинского района?» По словам г-жи Бузмаковой, у депутатов была возможность использовать возможности московского губернатора, но вместо этого они принимают практически любую его инициативу. «Сейчас, если кто-то голосует не как все, значит он против «Единой России». Даже нормальные телодвижения Александра Шаронова (председателя правления ОАО «НБД-Банк», председателя комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания области), когда он говорит правильные вещи как финансист и экономист, воспринимаются как оппозиция губернатору», — объясняет г-жа Бузмакова.

По мнению Александра Бочкарева, сегодня в противостоянии кризису необходима консолидация властей, а у нас — возня, наносящая урон области: «Антикризисные инициативы идут от губернатора и мэра, а от заксобрания этого нет. Поэтому будет очень плохо, если мы совсем уйдем на партийные списки. Надеюсь, что кризис очистит и представительные органы власти — уйдут чересчур гламурные и богатые».

В оценке антикризисной деятельности мнения экспертов расходятся. Одни уверены в том, что ОЗС опять стало декоративным органом власти, другие утверждают, что депутаты консолидировали усилия с исполнительной властью сначала чтобы увеличивать доходы бюджета и способствовать привлечению инвестиций, а теперь чтобы бороться с кризисом. Как бы то ни было, аналитики уверены: ситуация не изменится до следующих выборов ОЗС, которые, скорее всего, пройдут досрочно, в 2010 г.

мнение

Who is mr. Хинштейн?

Нижегородские политологи отмечают, что в последние годы политический вес в области набирает депутат Государственной думы от Семеновского одномандатного избирательного округа №122 Нижегородской области Александр Хинштейн. Он возглавляет оппозицию губернатору Шанцеву и, в свете заявлений Президента об омоложении руководящего состава страны, имеет высокие шансы на еще более стремительный карьерный взлет.
Мнения опрошенных ДК экспертов относительно политического будущего г-на Хинштейна оказались полярными.
Валентина Бузмакова
политолог, директор ИА «Провинция»:
«Хинштейн — самый влиятельный в нижегородском отделении партии «Единая Россия». Он уже давно не выскочка-журналист, он ведет себя как серьезный политик. Александр Хинштейн спит и видит себя в губернаторском кресле. Сегодня в ЕР 50% людей Шанцева и 50% — Хинштейна. Конкуренция действующего губернатора и молодого политика, в конечном счете, идет на пользу региону».
 
Евгений Семенов
генеральный директор центра социально-консервативной политики в ПФО, кандидат политических наук:
«Александр Хинштейн обладает неформальным статусом одного их политических лидеров региона. Он организовал легальную, открытую если не оппозицию, то, по крайней мере, конкурентную группу губернатору. При этом личная задача — увеличение собственного политического авторитета и продление срока своих полномочий. Другие задачи связаны с политическими и экономическими задачами московских групп влияния. Этот политик появился относительно недавно, но быстро завоевал авторитет. Это невозможно без влиятельных коллег и партнеров в Москве.
Г-н Хинштейн создает поле конструктивных действий и компромиссов. Он не пропускает ни одного неэффективного решения власти — сразу его фиксирует. Это держит власть в тонусе. Однако нередко Хинштейн создает излишне напряженное и нервозное политическое поле в регионе».
 
Сергей Борисов
директор НП «МЕРА»:
«Это Остап Бендер от политики. Мистификация. Хинштейн ловок, боек, шустр, но не более. Вознесение Хинштейна — признак деградации нижегород­ской политической жизни».
 

ОЗС посмотрело на поражение Склярова со стороны
12 февраля 2001 г. губернатор Иван Скляров заявил о своей законодательной инициативе создания правительства Нижегородской области. Особенностью законопроекта было разграничение полномочий губернатора и председателя правительства, при котором большая часть полномочий переходила к председателю. Сергей Борисов: «Закон о правительстве был результатом сделки между представителем президента в ПФО Сергеем Кириенко и действующим губернатором. Кириенко был согласен с переизбранием Склярова, но хотел иметь зависимого губернатора, обязанного ему избранием».
В результате перестановок в системе исполнительной власти Иван Скляров подошел к выборам политически истощенным. Конкуренты старательно выставляли его марионеткой: мол, управлять будет правительство, а губернатор станет «швейцарским президентом» с маленькими полномочиями. Это позволило сократить электоральную базу действующего губернатора. В итоге самые скандальные и дорогие выборы в Нижегородской области сенсационно закончились победой коммуниста Геннадия Ходырева.

Политический потенциал ОЗС раскрылся с приходом Ходырева
Став губернатором, Геннадий Ходырев быстро продавил изменения в законе, которые ввел его предшественник, и занял кресло председателя правительства. Поначалу г-н Ходырев нашел общий язык с депутатами и был готов к сотрудничеству. Однако все решилось на выборах председателя ОЗС III созыва (2002–2006 гг.).
Полпред ПФО смог продвинуть на эту должность своего давнего приятеля Евгения Лунина. Последнему удалось сформировать оппозицию действующему губернатору, который, по мнению отдельных депутатов, разбазаривал средства областного бюджета.
По словам владельца ГК «Саюс», экс-депутата ОЗС Александра Бочкарева, затем началось бойкотирование законопроектов Ходырева: «Тогда мне очень понравилось законодательное собрание — люди там были открытые, яркие, состоявшиеся. За исключением одного-двух депутатов, которые до последнего голосовали до Ходырева. Остальные стояли насмерть».
Противостояние длилось вплоть до начала губернаторской предвыборной кампании. Как известно, эти выборы так и не состоялись. Президент принял решение назначать губернаторов.
Г-н Ходырев имел все шансы быть переназначенным на новый срок. Однако весомое «но» в очередной раз сказали депутаты ОЗС III созыва. Они дали понять Президенту, что, если глава государства предложит кандидатуру нынешнего губернатора, она не будет одобрена.
Федеральная власть не стала подробно разбирать ситуацию, и 8 августа 2005 г. Законодательным собранием Нижегородской области по представлению Президента России губернатором Нижегородской области был избран вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. По мнению Сергея Борисова, в политической войне проиграли все: ОЗС превратилось в инструмент войны, политическая элита оказалась деморализована, полноценного кандидата-нижегородца взамен Ходырева не оказалось. «На федеральном уровне в отношении Нижегородской области до сих пор действует установка, что здесь не должно быть местного губернатора», — подчеркивает г-н Борисов.

статистика
Две трети законов внес на рассмотрение в ОЗС губернатор
Законодательные инициативы в ОЗС в 2008 г., %
Губернатор Нижегородской области [64%]
Комитеты и депутаты [36%]

Реальной оппозиции в ОЗС нижегородской области нет
Распределение депутатов
по партийному признаку

«Единая Россия»

  
41

 

КПРФ

  
4

 

«Справедливая Россия»

  
3

 

ЛДПР

  
2

 

ФРАКЦИИ

«Единая Россия»

  
41

 

КПРФ

  
4

 


Источник: Законодательное собрание Нижегородской области .


Большинство депутатов — представители крупного и среднего бизнеса
Распределение депутатов-бизнесменов
по отраслям

Производство

  
13

 

Торговля

  
4

 

Недвижимость

  
4

 

Финансы

  
2

 

коммунальное хозяйство, дороги

  
2

 

Пассажирские  и грузоперевозки

  
2

 

Косметологические услуги,
пластическая хирургия

  
1

 

Консалтинг

  
1

 

Энергоснабжение

  
1

 

 

Почти треть депутатов переизбрана из ОЗС третьего созыва


Соотношение
новичков и переизбранных депутатов

Переизбранные депутаты

  
34

 

Новички

  
16

 


Источник: ДК.
 
 
4-й созыв может закончить свою работу досрочно

I cозыв 1994–1998 гг.
Заксобрание Нижегородской области I созыва было избрано 27 марта 1994 г. в составе 32 депутатов (из установленного количества 45). В ходе довыборов, прошедших в ноябре 1994 г., было избрано еще 12 депутатов, в результате чего состав представительного органа государственной власти Нижегородской области был сформирован практически полностью. 16 депутатов избирались ранее депутатами представительного органа власти области.
Первое заседание Законодательного собрания I созыва состоялось 12 апреля 1994 г., на котором председателем Законодательного собрания был избран депутат А.А. Козерадский, заместителем председателя — депутат А.Н. Листков. На этом заседании также было образовано девять комитетов и одна постоянная комиссия и избраны их председатели.
II cозыв 1998–2000 гг.
Заксобрание Нижегородской области II созыва было избрано 29 марта 1998 г. в полном составе — 45 депутатов. Из числа депутатов предыдущего созыва вновь были избраны 19 депутатов.
Первое заседание Законодательного собрания II созыва состоялось 3 апреля 1998 г., на котором председателем Законодательного собрания был вновь избран депутат А.А. Козерадский, первым заместителем председателя — депутат А.Н. Листков. На этом заседании также было образовано семь комитетов и мандатная комиссия и избраны их председатели.
25 августа 1998 г. заместителем председателя избран депутат А.Ф. Евдокимов и 26 апреля 2001 г. — депутат А.И. Цапин.
29 ноября 2001 г. председателем Законодательного собрания стал депутат Д.И. Бедняков в связи с избранием А.А. Козерадского представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области.
III созыв 2002–2006 гг.
Заксобрание Нижегородской области III созыва было избрано 31 марта 2002 г. в составе 41 депутата (из установленного количества 45). По 4 округам выборы не состоялись из-за низкой (менее 25%) явки избирателей. Из числа депутатов предыдущего созыва Законодательного собрания было вновь избрано 16 депутатов. В результате выборов состав Законодательного собрания III созыва обновился практически на две трети.
Первое заседание состоялось 4 апреля 2002 г., на нем были избраны председатель Законодательного собрания Нижегородской области — Е.Б. Люлин, заместители председателя — А.И. Цапин и М.В. Дикин, представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области — Д.И. Бедняков. На этом заседании также было образовано восемь постоянных комитетов и одна комиссия и избраны их председатели.
IV созыв 2006–2011 гг.
Действующий состав Законодательного собрания Нижегородской области избран 12 марта 2006 г. сроком на 5 лет.
Уверенную победу в голосовании за партийные списки одержала «Единая Россия». За списки этой партии отдали голоса 43,91% избирателей. На второе и третье места вышли Коммунистическая партия и Российская партия пенсионеров, получившие примерно одинаковое количество голосов — 17,81% и 17,19% соответственно. Либерально-демократическая партия России, заручившись доверием 5,81% проголосовавших граждан, также получила право на место в Законодательном собрании. В 20 из 25 одномандатных округов победу одержали представители «Единой России».
Председатель Законодательного собрания Нижегородской области IV созыва — Виктор Лунин, предыдущего председателя Евгения Люлина он сменил 4 июня 2007 г. Заместители — Александр Вайнберг и Ольга Сысоева.

Алексей Меркутов

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.