Навалиться всем миром

01.04.2009
Просмотров: 1204

Поликлиниками недовольны все. Народ недоволен: оборудование убогое, врачей не хватает, на прием надо записываться в пять утра. ФОМС недоволен: медики в рабочее время, которое финансируется из средств Фонда, оказывают платные услуги.

«Я могу костьми лечь,

но невозможно за 12 минут принять больного», -

считает главврач поликлиники Игорь Табаков

«Надо заставить поликлиники работать. План по посещениям в области не выполняется. Люди предпочитают не профилактироваться, а довести себя до крайнего состояния и лечь в больницу. Коечный фонд в регионе больше нормы. Бюджетные деньги расходуются неэффективно», - это лишь часть высказываний ответственных лиц, прозвучавших недавно на правительстве области, в кремле.

Навалиться всем миром

Поликлиниками недовольны все. Народ недоволен: оборудование убогое, врачей не хватает, на прием надо записываться в пять утра. ФОМС недоволен: медики в рабочее время, которое финансируется из средств Фонда, оказывают платные услуги. Врачи недовольны: они попросту уходят в коммерческие центры.

Похоже, за проблему решили взяться всерьез. Губернатор поручил профильным министерствам разработать программу повышения эффективности амбулаторно-поликлинического обслуживания и регламент оказания платных медицинских услуг. Шанцев считает, что если «взяться всем миром», любой вопрос можно решить. «Вот мне руководитель 30-й поликлиники Нижнего Новгорода, - привел пример Шанцев, - тоже говорил, что нельзя решить проблему по привлечению специалистов, но ведь сегодня там дела наладились!»

«МК в Нижнем Новгороде» поинтересовался у главного врача поликлиники №30 Игоря Табакова (который в свое время два часа обсуждал с Валерием Шанцевым проблемы учреждения и медицины), что же изменилось и что еще надо сделать в пресловутом «амбулаторно-поликлиническом звене»?

План по валу?

-Амбулаторно-поликлиническую помощь ругают за то, что она недоступна - невозможно попасть к врачам, колоссальные очереди, и в тоже время не выполняется план посещений.

И никто не хочет посмотреть в корень проблемы. Участковый врач-терапевт по плану ФОМС должен принимать пять человек в час. По 12 минут на человека. Скажите, реально ли за это время осмотреть человека, поставить ему диагноз, качественно назначить лечение, не говоря уже о том, чтобы раздеть и одеть? Я могу костьми лечь, доказывая, что невозможно за 12 минут все это сделать!

По тарифам Фонда терапевт в поликлинике за одного больного зарабатывает 131 рубль 56 копеек. Это основная наша работа, и это, замечу, еще не самый низкий тариф в России. (Понятно, что от платных услуг врач получает больше). Оценить работу врача, который проучился в общей сложности 20 лет в 131 рубль - это нонсенс. За стрижку больше берут, а здесь речь идет о здоровье. Но это проблема не нашего региона, а федерального центра - там формируются тарифы и бюджеты. Но больше всего практикующих врачей гнетут временные рамки. У неврологов норма - три человека в час, и это еще по-божески. У хирурга – 6 человек.

-В вашей поликлинике план выполняется?

-По посещениям – только на 75%. Почему? Кадровый голод. Невозможно впятером выполнить план за десятерых.

Во–первых, та федеральная надбавка в 10 тысяч рублей дала неплохой импульс, и три года назад я набрал почти полный штат. У меня не хватало 16 участковых врачей, чтобы «закрыть» все 28 участков, это 60 тысяч населения. Но за последний год, еще до кризиса, у меня пошел отток кадров по терапевтической службе, хотя мы активно ищем специалистов. Надбавка перестала соответствовать нагрузке. Но при всех этих бедах в реальности каждый врач выполняет свой план: берет соседний участок, продлевает время приема.

-Чем вам помог губернатор?

- Губернатор дал дельные советы по организации работы, которые в дальнейшем нам очень помогли. Понятно, когда проблема заостряется, все – и городские, и областные структуры - нацеливаются на ее решение. Узкими специалистами мы сейчас почти полностью укомплектовались (нужен, правда, второй рентгенолог). Переоборудовали поликлинику на 12 млн. рублей как по нацпроекту, так и по муниципальной программе. Получили кардиоборудование, цифровой флюорограф, итальянский рентгенаппарат, маммограф. На хорошей аппаратуре, естественно, больше желающих работать, и КПД другой. Уже почти было принято решение разместить в поликлинике ядерный магнитный резонатор, но кризис помешал.

.

Пошли перегибы

- Но что плохо? Про узких специалистов, которым тоже обещали поднять надбавки на втором этапе федеральной программы, почти забыли. А хирург, он тоже «сидит» на ставке начинающего терапевта в 3872 рубля, но феднадбавки не получает, а план должен выполнить. Сегодня узкий специалист получает в среднем 5000 рублей с доплатами, а санитарка 4330.

И вот здесь мы подходим к платным услугам. Чтобы привлечь толковых специалистов и удержать их, им надо дать подработку. Поэтому для муниципальных и государственных клиник платные услуги являются подспорьем. Некоторые главврачи вынуждены идти на нарушения, чтобы коллектив удержать. Но это ненормально и неправильно.

У нас в поликлинике платные услуги оказываются только в нерабочее для врача время. У врачей есть график основного приема и график приема по платным услугам. Если ты с утра принимаешь, значит, ты берешь два «платных» часа днем. У нас висит стенд с расписанием платных услуг, с ценами и т. д. Потому что больше всех скандалов возникает из-за недостатка информации. И власти правы - надо четко регламентировать эту деятельность. Что можно, что нельзя, в какое время. Я, например, не хочу в очереди на УЗИ 5 дней по программе бесплатной помощи ждать. А мне хочется сразу и быстро, пусть за 180 рублей.

Врез

В коммерческой клинике аппаратура может быть не лучше, но там евроремонт, вас встретят улыбающиеся люди, потому что они не работают по программе госгарантий, и вы выложите уже не 180 рублей, а тысячу. Но ведь не каждый может пойти в фешенебельный медцентр.

В пять утра вставать не надо

-Я, например, хочу обследоваться в вашей клинике у узкого специалиста. Мне нужно встать в пять утра и пойти занимать очередь за талончиком?

-Зачем в пять? В обед приходите, в 13 часов талоны лежат ко всем специалистам (правда, бабушки по привычке приходят заранее). Единственное, вас в регистратуре «отсортируют».

-Это как?

-Расскажете участковому терапевту о своих болячках, а врач уже определит, куда вас направить.Вот приходит ко мне какой-нибудь дед. Мне, говорит, надо к окулисту.

Зачем? А надо. Нельзя так ставить вопрос. Мало ли куда тебе надо. Ты сначала расскажи о своей проблеме, потому что в большинстве случаев больному надо не к тому врачу, к которому он хочет. Надо начинать с доктора, который знает все твои болячки. Поэтому, когда вы считаете, что вам надо лечить глаза, надо посмотреть, нет ли у вас сочетанной патологии, может быть вам надо лечить еще одну-две болезни. Вот когда вас разложат по косточкам, тогда будет толк от лечения ваших глаз. А по-другому это будет не лечение, а залечивание.

Врез

Больной может тебя, конечно, обозвать, обругать, но врач ты, а не он.

- У меня, к примеру, все с ревматоидными болями упорно идут к хирургу. Хирургу там делать нечего! Должен ревматологсмотреть. Идти на поводу у пациента - я такое не приветствую. Вызовите врача на дом, он определит, к кому вас направить. Если проблемы с участковым, не дозвонишься, или занятость большая во время эпидемии гриппа, можно обратиться к заведующей отделением. Сегоднямы стараемся отойти от талонной системы, но к определенным видам специалистов они еще есть.

-И хорошо бы всю информацию оперативно в интернет выкладывать.

-Мы уже начали делать свой сайт в Интернете, там будет расписание приема, врачи, телефоны. В нижегородских поликлиниках такого еще нет. Мы хотим стать первыми. Цель – полностью компьютеризировать поликлинику.

-Особенно вот эти бумажные карточки больного – лохматые, клееные.

- Меня точно также трясет от них, все-таки 21-й век на дворе.

Мы работаем на больного человека

- С 1 апреля регион переходит на отраслевую оплату труда, и специалисты смогут получать процентов на 20-25 больше. В тарифах ОМС повышение будет отражено. Это делу поможет?

- Смысл новой системы оплаты в том, чтобы человек зарабатывал свою зарплату и был лично заинтересован в выполнении плана. У меня последние полгода люди так и работают. Если план не выполняется - плачу голый оклад, а если план выполняешь (плюс у меня еще одно условие - на тебя нет жалоб), то мы изыскиваем средства и доплачиваем за сложность и напряженность.

Но хочу сказать, что поликлиническое обслуживание может кардинально измениться, если будут пересмотрены нормативы на одного больного.

Мы сейчас фактически работаем на больного человека. Как в коммерции: сколько заработали, столько и получили. Оплачивается посещение больного человека, а не здорового. Вы заболели, пришли в поликлинику – слава Богу, мы так рады, что вы к нам пришли один раз, второй, третий… Если мы план не выполним, мы не имеем права расходовать больше.

Поэтому гораздо эффективнее был бы переход на подушевой норматив. Вот выдели нам деньги по количеству населения, находящегося на обслуживании, и мы будем заинтересованы вылечить вас за два посещения, а не за десять.

А сейчас так - чем чаще человек обращается в поликлинику, тем выгодней это медикам.

Беседовала Елена КОЛОСОВА, ФОТО Олега ЗАЙЦЕВА

Источник:
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.