Инвестиции в эпоху перемен

07.04.2009
Просмотров: 1704

Спад в экономике согласно распространенному мнению - это лучшее время для покупок "на перспективу". Однако в таких условиях можно крупно просчитаться и потерять все деньги.

Спад в экономике согласно распространенному мнению - это лучшее время для покупок "на перспективу". Однако в таких условиях можно крупно просчитаться и потерять все деньги. Как и по каким признакам следует выбирать бизнес для инвестирования, предприниматели поделились опытом на конференции "Бизнес в эпоху перемен", организованной ежедневной деловой газетой "Ведомости".

Управляющий ООО “Магазин готового бизнеса” Георгий Рябченко отмечает, что в последнее время сектор прямых инвестиций “стал рынком покупателя, а не продавца”. По его словам, стало поступать очень много предложений о продаже бизнеса — порядка 35 заявок в неделю. Обращений с целью покупки бизнеса стало гораздо меньше. То есть покупателю/инвестору есть из чего выбирать.

По словам Георгия Рябченко, изменилось не только количество, но и качество продавцов. При этом некоторые из них “называют бизнесом набор ложек и вилок, но бизнеса там уже нет”. Так, 50% предлагаемых сегодня на продажу фирм “дышат на ладан”. Ранее этот показатель не превышал 20%. 45% заявителей срочно нуждаются в средствах на поддержку своего дела, и поэтому владелец стремится продать либо долю, либо целиком бизнес и остаться в нем руководителем (раньше — 35%). И только 5% предложений имеют собой целью реинвестирование, то есть владелец хочет вложить полученные от своего прежнего дела деньги в иной вид бизнеса или деятельности. До кризиса таких обращений было больше всего — порядка 40%. Таким образом, резюмирует Рябченко, и сейчас продаются эффективные компании, которые можно покупать, чтобы заработать на них (хотя таковых и стало гораздо меньше).

В помощь инвесторам “Магазин готового бизнеса” составил список наиболее перспективных видов деятельности. Это компании, производящие товары повседневного спроса и работающие в сфере услуг (салоны красоты, автоуслуги, бизнес в сфере бытовых услуг). Также это может быть розничный бизнес — аптеки, магазины-дискаунтеры, которые работают на массового потребителя и учитывают изменяющийся спрос, “магазины у дома”, или компании, производящие импортозаменяющие товары. Так как импорт дорожает, у наших отечественных производителей появился шанс стать более востребованными, отмечает Георгий Рябченко. А вот финансовые услуги, недвижимость и автодилеры сейчас, с точки зрения покупки, не столь актуальны.

Если инвестора интересует какая-то другая отрасль, то к ней тоже можно присмотреться. Для этого президент ГК “AVK” Сергей Иванушкин рекомендует исследовать тенденцию роста и падения индексов по отраслям за последний год и выявить наиболее устойчивые. Так, по его словам, за последнее время выросла, несмотря на кризис, оборонная промышленность, ее догоняет энергетика. Упали, но ненамного, биотехнологии и фармацевтическая отрасль, а также рестораны. Причем последние “просели” всего на 16%, что несколько удивительно во время кризиса. А вот алюминий, бумага, автопром и авиакомпании “сразу же понеслись вниз”. Индексы каждой из этих отраслей упали на 70—90%. Это означает, что не стоит нести туда деньги. Конечно, такое падение предполагает и потенциал дальнейшего роста, но сегодня на это рассчитывать не стоит — восстанавливаться эти отрасли будут весьма и весьма долго. “В этих условиях, — говорит Сергей Иванушкин, — нужно применять принцип Парето — 80% наших инвестиций надо вкладывать в 20% наиболее устойчивых отраслей. Поэтому я иду в медицину, биотехнологии и рестораны”.

Плюс стоит посмотреть, какие отрасли “отталкиваются” вверх при малейшем подъеме, то есть наиболее быстро восстанавливаются. Так, например, обстоит дело с металлургией: едва прошло вливание средств в банковскую систему — оживился спрос и отрасль сразу же “отскочила”, хотя до этого упала более чем на 100%. Точно так же обстоит дело и с телекоммуникациями, инвестиционным сервисом и компьютерами. За ними, по словам Иванушкина, нужно наблюдать в течение трех месяцев, смотреть ежемесячную динамику и делать соответствующие выводы — стоит сейчас нести туда свои деньги или подождать.

По оценкам специалистов “Магазина готового бизнеса”, портрет среднего покупателя на рынке также изменился. Если ранее 20% составляли финансовые инвесторы (хотят просто получать доход) и 80% — стратегические инвесторы, которые знают этот бизнес и готовы работать, то сейчас это 70% и 30% соответственно. При этом количество покупателей, которые “хотят принимать участие в деле”, уменьшилось в разы. Но у последних сейчас больше возможностей — если полгода назад владелец не был готов пускать в свой бизнес совладельца, которого он не знает, то сейчас он может согласиться на это (взять кредиты почти невозможно, а средства нужны). То есть люди начали считаться с тем фактом, что инвестор может войти в бизнес и наравне с руководителем принимать решения и управлять общим делом.

Последним Иванушкин рекомендует оценить бизнес перед покупкой не только с точки зрения перспектив отрасли, но и с точки зрения устойчивости самого предприятия. В любой стабильно работающей компании, считает он, должно быть соблюдено несколько правил. Во-первых, во все планы должна быть заложена возможность непредвиденных обстоятельств, чтобы компания была готова к любому повороту событий. Во-вторых, управляющие должны делать ставку на основные виды деятельности и ключевых людей. Так, например, в кризис компании стоит выпускать ту продукцию, которая наиболее пользуется спросом. А с новыми линиями и выводом новых продуктов лучше подождать. Также компания должна договориться со всеми своими партнерами (поставщиками, банками и прочими) и, если это возможно, заключать сделки по расширению бизнеса. Если эти условия соблюдены, то можно смело “входить в бизнес” или “нести в него свои деньги”.


Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.