Прирастать клиентами и управлять ликвидностью

08.04.2009
Просмотров: 2082

Последний квартал прошлого года ознаменовался рядом событий в стране и регионе, которые скорректировали распределение долей между игроками нижегородского банковского рынка и сказались на прочности их позиций. Какие банки оказались в выигрыше?

Последний квартал прошлого года ознаменовался рядом событий в стране и регионе, которые скорректировали распределение долей между игроками нижегородского банковского рынка и сказались на прочности их позиций. Какие банки оказались в выигрыше? На чем сосредоточивают свою работу кредитные организации в нынешних условиях? Как это сказывается на их клиентах?
 
Последствия некоторых происходивших в конце минувшего года событий - санации двух региональных кредитных организаций Промсвязьбанком и Саровбизнесбанком («Банка Нижний Новгород» и Нижегородпромстройбанка соответственно), слияние МДМ-Банка и УРСА Банка - будут актуальны в отдаленной перспективе, после завершения интеграционных процессов. Другие же события, прежде всего вызванный октябрьским кризисом доверия к банкам отток частных и корпоративных клиентов, оказались настолько значимыми, что наряду с макроэкономическими факторами стали влиять на текущую политику и стратегии многих кредитных организаций.
На федеральном уровне передел клиентских баз, по мнению управляющего нижегородским филиалом Промсвязьбанка Владимира Рогозина, спровоцировали принятые в первую неделю кризиса экстренные правительственные меры по поддержке трех госбанков. «Как такового физического выделения денег не произошло, но было озвучено, что именно эти организации получат 950 млрд руб., - поясняет он. - Такого заявления было достаточно для подрыва взаимного доверия в банковской системе и, как следствие, для оттока депозитов из многих кредитных организаций».
Среди причин перераспределения клиентов между банками, работающими в нашем регионе, президент ОАО «АКБ САРОВБИЗНЕСБАНК» Ирина Алушкина называет, во-первых, целенаправленно распространенные в октябре слухи о банкротстве ряда кредитных организаций и, во-вторых, объективные сложности при выполнении своих обязательств перед клиентами, которые испытывали отдельные участники рынка. «Охарактеризовать масштаб происходивших на рынке переходов сложно, но, судя по итогам работы нижегородских банков в 2008 г. в части привлечения средств вкладчиков, увеличения базы корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, в первую очередь, в выигрыше оказались филиалы банков с государственным участием в капитале», - добавляет г-жа Алушкина.

Куда уходили клиенты?
Осенняя встряска рынка в той или иной мере сказалась на всех его участниках: кому-то из банков удалось на ее волне пополнить свою клиентскую базу, другие пережили потрясения без заметных последствий, третьи до сих пор не могут оправиться от такой проверки на прочность.
Как отмечает директор Приволжского Банка ОАО «МДМ-Банк» Михаил Сюткин, клиенты, как правило, переводили свои средства из средних и мелких, в том числе региональных, кредитных организаций в филиалы государственных банков, кредитные структуры с участием иностранного капитала и крупнейшие российские частные банки. «Таким образом, в выигрыше оказались банки из топ-15 основных кредитных учреждений страны, - продолжает он. - У остальных же участников объемы депозитов и средств на счетах корпоративных клиентов заметно уменьшились. Причем банки, о проблемах которых уже было к тому времени известно, потеряли больше всех».
Чтобы проиллюстрировать масштабы перемещений клиентов и средств, наш эксперт рассказал о том, что в отдельных банках желающие открыть корпоративный расчетный счет получали такую возможность только через неделю после подачи заявки. В ряде случаев филиалы федеральных банков, ориентированных на премиум-сегмент, искусственно сдерживали наплыв «неинтересных» клиентов, устанавливая повышенные комиссии и дополнительные условия обслуживания. Другие же кредитные организации, открывшие двери для всех желающих, сумели ощутимо нарастить свою клиентскую базу. «Открытие счета в нашем банке происходит в среднем за 1 час. В период наиболее острой фазы кризиса счета открывались за 40 мин., - рассказывает Ирина Алушкина. - Но поток желающих был таков, что, даже несмотря на оперативность, периодически возникали очереди. Никаких барьеров для клиентов мы не выстраивали».
В итоге, по словам г-на Сюткина, за счет средств, полученных в рамках государственной поддержки, а также с помощью финансовых ресурсов от вновь привлеченных клиентов крупнейшие отечественные банки смогли восполнить объем выведенных иностранных денег, что сейчас позволяет им чувствовать себя достаточно уверенно. Как считает Ирина Алушкина, на сегодняшний день ситуация в региональном банковском секторе в целом стабильна: в большинстве банков происходит увеличение объемов депозитов и рост остатков на расчетных счетах.
В Саровбизнесбанке, например, остатки на расчетных счетах корпоративных клиентов, в том числе индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2009 г. выросли на 192% по сравнению с уровнем на ту же дату прошлого года. Причем большая часть новых расчетных счетов была открыта в ноябре и декабре 2008 г. Кроме того, к 1 января этого года Саровбизнесбанк смог полностью восстановить на своих счетах объем изъятых осенью прошлого года средств частных вкладчиков. По итогам 2008 г. объем средств на срочных депозитах физических лиц в нижегородском филиале Промсвязьбанка вырос почти вдвое по сравнению с 2007 г. Причем в декабре прошлого года 80% ежедневно открываемых в его офисах депозитов приходились на сезонный вклад «Новогоднее настроение». За 2,5 месяца действия этого предложения филиал привлек по нему на 50% больше средств, чем в 2007 г. А в нижегородском филиале Московского банка реконструкции и развития (МБРР) сообщили, что в период с 1 августа 2008 г. по 15 января 2009 г. число привлеченных розничных клиентов выросло на 18% по сравнению с результатами работы филиала за все время его присутствия на нижегородском банковском рынке.
Чем руководствовались клиенты, выбирая новых провайдеров банковских услуг?

Кто за надежностью, а кто за подарками
«Сегодня клиенты, выбирая банк, в первую очередь обращают внимание на его надежность и стремятся минимизировать риски, - говорит Михаил Сюткин. - Поэтому переводят деньги в те банки, которые считают стабильными и безопасными, даже если они предлагают более низкие процентные ставки или более высокие комиссии за обслуживание». Управляющий нижегородским филиалом МБРР Татьяна Шанцева подчеркивает, что в целом люди по-прежнему продолжают искать для себя выгодные предложения, поэтому они обращают внимание на рекламные акции с высокими процентами и дополнительными подарками. В этом отношении, по ее словам, несколько проигрывают госбанки, незначительно повысившие ставки по депозитам.
«У каждой категории клиентов свой набор определяющих факторов: это может быть стоимость услуги, разветвленность офисной сети банка, его надежность, диапазон и качество предлагаемых услуг, - говорит Владимир Рогозин. - В той или иной степени они всегда играют роль при выборе, и их перечень не изменился. Однако поменялась их расстановка по приоритетам». Особенностью нынешнего времени, по его словам, является то, что и частные, и корпоративные клиенты, принимая во внимание тот или иной фактор, все-таки важнейшим единогласно признают надежность финансовой организации, поскольку только такой банк способен сохранить вложенные в него деньги и предложить разумные условия использования заемных средств.
Вместе с тем, как отмечает Ирина Алушкина, сейчас наблюдается обратная тенденция: часть клиентов возвращается в кредитные организации, в которых они обслуживались до осеннего кризиса доверия. «Иногда новые счета открывались на всякий случай, и далеко не все клиенты начали активно работать по ним», - поясняет президент ОАО «АКБ САРОВБИЗНЕСБАНК». Кроме того, наш эксперт отмечает, что непростая экономическая ситуация в стране приводит к недостатку оборотных средств предприятий и, как следствие, к росту скорости безналичных расчетов, замедлению темпов увеличения остатков на корпоративных счетах. «Эти проблемы уже лежат в макроэкономической плоскости и перестали быть головной болью лишь банковского сектора», - заключает г-жа Алушкина. Поэтому, несмотря на относительно безболезненное преодоление кризисной волны конца прошлого года, сегодня банки по-прежнему вынуждены напряженно работать над поддержанием стабильности своего бизнеса.
Что они предпринимают, и какое влияние эти меры окажут на рынок?

Три Р
В нынешней ситуации банки по сути сосредоточивают свою основную работу на трех направлениях - ресурсной базе, резервировании больших объемов средств для обеспечения текущей ликвидности и на собственной репутации.
В условиях, когда отечественные банки лишились возможности привлекать дешевые и долгосрочные финансовые ресурсы за рубежом при дефиците и высокой стоимости денег на внутреннем рынке, единственным источником пополнения пассивной базы российских кредитных организаций стали средства клиентов. «Конкуренция за них в последние месяцы обострилась, - отмечает г-жа Шанцева, - что наиболее ярко иллюстрирует розничный рынок с массой действующих предложений по вкладам - акций, бонусных программ и розыгрышей». Таким образом, до появления ощутимых позитивных трендов на международных финансовых рынках и в секторе межбанковского кредитования будет продолжаться активное развитие депозитных продуктов, рассчитанных на частных вкладчиков, и программ по обслуживанию текущих счетов и свободных средств корпоративного сегмента. Осенний ажиотаж вокруг массовых закрытий вкладов и перевода средств со счетов в другие банки заставил кредитные организации по-новому подходить к качеству управления собственной ликвидностью. «После октябрьских событий, когда банки почувствовали, насколько быстро из них могут изыматься миллиарды рублей, отношение к необходимости формирования дополнительных объемов ликвидности во многих учреждениях было пересмотрено, - говорит Ирина Алушкина. - Сегодня мы, например, закладываем в несколько раз больше средств в короткие ликвидные активы, чем до кризиса, тем самым значительно превышая установленные нормативы ликвидности ЦБ РФ». По ее словам, у банков есть все основания для проведения такой политики, ведь если доходы населения будут сокращаться, а число людей, потерявших работу, и дальше будет расти, это неизбежно приведет к постепенному расходованию накоплений.
В связи с этим о восстановлении былых объемов выдачи новых кредитов большинством банков можно на время забыть, так как имеющиеся в их распоряжении средства идут на управление все той же ликвидностью и на выполнение ранее взятых на себя обязательств. Это одновременно служит и инструментом поддержания репутации кредитной организации. Во-первых, возможность беспрепятственного доступа клиентов к своим средствам на счетах не вызовет негативных слухов, под воздействием которых вкладчики способны «похоронить» учреждение. Во-вторых, проведение траншей по ранее выданным кредитам и доведение взятых на финансирование проектов до полной реализации превращает банк в глазах клиентов и их знакомых в надежного партнера, которому можно доверять.
«С точки зрения сохранения и привлечения клиентов очень важно, как вел себя тот или иной банк в тяжелые времена - оперативно ли выдавал вклады и проводил платежи, прекращал ли он финансирование проектов, требовал ли досрочного погашения задолженности, - комментирует Ирина Алушкина. - На банки начинает работать их репутация, поэтому в выигрыше сегодня находятся те кредитные организации, которые не дали клиентам повода усомниться в своей надежности». Татьяна Шанцева добавляет к этому весьма актуальный в нынешних условиях для корпоративного сегмента фактор - способность банка кредитовать и условия, на которых он готов это делать. Но тут, оказывается, не все просто как с точки зрения самой кредитной организации, так и с позиции потенциального заемщика.

Где искать кредит?
Сегодня самой большой проблемой для отечественных банков, по мнению Михаила Сюткина, является качественная оценка кредитоспособности клиента. В связи с этим изменяются подходы к оценке рисков кредитования, поскольку традиционные методы уже не работают. Таким образом, кредитные организации, с одной стороны, вынуждены отказывать подавляющему числу потенциальных заемщиков, а с другой - активно искать тех, кому можно выдать деньги. В данном случае, как говорит наш эксперт, необходимо понимать, что для банка наибольшую ценность представляют его вкладчики и инвесторы, поэтому только при условии полной сохранности их средств он будет выдавать ссуды. «Нам очень важно доверие вкладчиков - без него бизнес банка просто невозможен», - заключает г-н Сюткин.
В таких условиях, как прогнозирует Ирина Алушкина, доля госбанков на рынках кредитования по крайней мере на протяжении этого года продолжит расти. Ведь именно им, как сообщалось, были выделены средства на целевую поддержку реального сектора, в частности, крупнейших российских предприятий. Примерно ту же роль они будут играть и в развитии ипотечного кредитования. Что же тогда остается другим участникам рынка?
Ирина Алушкина ожидает в течение ближайших двух лет дальнейшего роста конкуренции за средства вкладчиков, вызванного отсутствием доступа к иностранным деньгам. Причем наиболее активно будут действовать те федеральные банки, которые ранее не уделяли особого внимания данному сектору. Так что здесь не исключено перераспределение долей по объемам привлеченных от населения средств. Михаил Сюткин добавляет, что по мере завершения проходящих сегодня процессов слияния кредитных организаций укрупнения банков положительно скажутся как на их собственном бизнесе, так и на финансовом секторе в целом.

Станислав Залуговский

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.